Математическое моделирование процесса центробежного промывания осадка паром (на примере сахарного производства)
Автор: Славянский А.А., Семенов Е.В., Алексеев А.А., Антипов С.Т.
Журнал: Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий @vestnik-vsuet
Рубрика: Пищевая биотехнология
Статья в выпуске: 1 (79), 2019 года.
Бесплатный доступ
Известно, что в процессе кристаллообразования в вакуум-аппарате продуктового отделения сахарного завода кристаллический белый сахар покрывается пленкой из таких влияющих на качественные показатели товарного сахара субстанций как несахара и красящие вещества. Поэтому на сахарном заводе одной из важных операций технологического потока получения сахара-песка высоких товарных кондиций является его промывание. При этом, реализуя процесса промывания, используют воду в двух фазовых состояниях - жидкостном или парообразном. Поскольку с экономической точки зрения данная процедура является достаточно затратной, то в производственных условиях с целью снижения трудовых и материальных затрат, прибегают к различным способам удешевляющих технику и технологию проведения процесса промывания сахара-песка. Причем, хотя на производстве чаще используется вода, по мнению специалистов, процесс промывания образующегося в результате центрифугирования утфеля слоя кристаллического белого сахара экономически целесообразно проводить используя не воду, а водяной пар...
Сахар-песок, центробежное промывание, пар, фильтрация, диффузия
Короткий адрес: https://sciup.org/140244391
IDR: 140244391 | DOI: 10.20914/2310-1202-2019-1-82-87
Текст научной статьи Математическое моделирование процесса центробежного промывания осадка паром (на примере сахарного производства)
В настоящее время, как и в прошлом, производственники и ученые проявляют интерес к процессу промывания белого сахара паром. Что обусловлено преимуществом данного способа обработки перед способом промывания слоя кристаллов белого сахара водой, в частности, в отношении расхода воды, потерь от растворения сахара в воде и др. [1].
Хотя вопрос о промывании сахара паром поднимался в технической литературе, особенности механизма данного явления изучены еще недостаточно [2]. В то же время процесс промывания сахара-песка паром, подаваемым в рабочий объем ротора центрифуги под избыточным давлением, представляет собой известный практический и теоретический интерес. Поэтому провели исследование влияния данного кинетического фактора на эффективность промывания водяным паром кристаллов сахара. Причем, анализируя данное явление, приняли во внимание, что с позиций положений гидродинамики, водяной пар относят к жидкостным средам, и поэтому кинетика процесса промывания паром может быть исследована в рамках положений этой физической теории.
Постановка задачи
Имея в виду, что в химической технологии процесс промывания кристаллов сахарозы рассматривается как процесс, обратный кристаллизации, кинетику растворения исследовали аналогично анализу кинетики их роста. При этом в основу анализа положим ряд допущений, несильно искажающих протекание реального физического явления. Так, предположим, что процесс промывания сахара-песка является стационарным и изотермическим, паровой агент представляет собой вязкую несжимаемую жидкость невысокой плотности, кинетика растворения кристаллов сахарозы в данном агенте обусловливается диффузионным отводом растворенного вещества от поверхности кристалла в паровой поток. В свою очередь, учитывая, что слой из осевших в результате центрифугирования на стенке ротора кристаллов сахара упакован достаточно плотно, характер течения жидкости в поровом пространстве между кристаллами принимаем капиллярным и одномерным [3].
При этом, как часто поступают при количественном анализе аналогичных диффузионных задач, исследование явления парового промывания сахара как процесса конвективного переноса целевой субстанции (молекул сахарозы) от кристалла сахарозы в паровой поток будем проводить по двум этапам. Сначала исследуем кинетику парового потока, а затем – диффузионный перенос целевой субстанции в данный поток.
Решение задачи
Анализ кинетика парового потока. Предварительно, аналогично тому, как поступают в некоторых исследованиях [3], для того чтобы упростить количественный анализ процесса молекулярного переноса сахарозы от кристалла к жидкости, поровый объем (просветность) слоя сахара-песка заменяем, с сохранением значения порозности, совокупностью цилиндрических трубок (условно, капилляров) длиной h и приведенным радиусом r 0 .
Для выбранной таким образом геометрической модели пористого пространства введем обозначения: d – диаметр частицы сахарозы, В – поверхностная порозность среды ( В < 1), численно равная отношению объема заполняемых жидкостью пор к объему среды [4].
Поскольку объемная и поверхностная порозности рабочего объема количественно совпадают [4], то исходя из определения пористости, приближенно, может быть записано соотношение
π r 0 2 / В = π d 2/[4 (1 – В )], (1)
откуда вытекает зависимость r0 = 0,5 d[В/(1 – В)]1/2, (2) где, по умолчанию, r0 = r0 (d, В).
Таким образом проблема расчета поля концентрации сахарозы в жидкостном потоке сводится к количественному анализу объекта исследования – концентрации продукта – внутри изолированного капилляра. В рамках поставленной задачи предполагаем, что отношение толщины слоя кристаллов сахарозы ( R – R с ), где R с , R – радиус поверхности осадка и ротора центрифуги к радиусу ротора центрифуги является небольшой величиной, т. е. ( R – R с )/ R – невелико, и поэтому условие d << h выполняется, h = R – R с .
При расчете скорости фильтрации v жидкости (агента, парообразной среды), в пренебрежении проницаемости фильтрующей основы, пользуемся приближенной формулой [4–5]
v = kAP /(^R), где к = B3d2/[36(1 - B)2k], (3)
где κ – постоянная Дарси; B – пористость слоя сахара; d – условный диаметр кристалла сахарозы, выбираемого в виде частицы сферической формы; Δ Р – перепад давления; µ – коэффициент динамической вязкости пара; параметр k ≈ 5 [5].
Применительно к рассматриваемому типу капиллярного течения в условиях центробежной обработки продукта под избыточным давлением вследствие (2) скорость фильтрации v находим по зависимости v = к
0,5 pro2 ( R2 - R C ) ln( R / Rc ) + А Р,
/( p R ),
где к вычисляют по (3); p - плотность водяного пара; го - угловая скорость ротора центрифуги; А Р 1 - давление пара [1, 6].
Расчет процесса молекулярного переноса сахарозы в паровой поток. Если полагать, что кинетика процесса растворения сахарозы в паровом потоке обусловлена диффузионным осесимметричным массопереносом данного продукта, то в качестве основного дифференциального уравнения, описывающего это явление, выбираем уравнение стационарной конвективной диффузии в связанной с капилляром цилиндрической системе координат [7]:
б ( си ) _ ^ ^ б2 c 1 б c б z ( б r 2 r б r
где r, z – соответственно, радиальная и осевая координата ( R с < z < R ); с - объемная концентрация сахарозы в паровом потоке; u = v / B – осевая скорость движения жидкости в капилляре; v – скорость фильтрации (расходная скорость); В – порозность слоя сахара-песка.
Если с небольшой погрешностью скорость u жидкости полагать постоянной по величине, то тогда уравнение (5) в упрощенном виде принимает форму бс ( б2 с 1 бс
— = а —- +-- б z ( б r 2 r б r

где а = D/u, (7)
где а - удельное значение коэффициента диффузии в долях, вычисляемой в соответствии с (4) осевой скорости u жидкости.
Граничное условие на входе в канал (капилляр) по значению концентрации сахарозы в паровом потоке с (r, z) = с о при 0 < r < rо, z = R с,(8)
где полагаем с 0 = 0.
Условие симметричности распределения концентрации по радиусу канала бс / бr = 0 при r = 0, Rс < z < R.(9)
Граничное условие по значению концентрации сахарозы в паровом агенте на стенке капилляра с (r, z) = сн при r = rо, ^о < z < R,(10)
где с н – объемная концентрация насыщенного раствора (СВ).
Согласно (6)–(10) в рамках принятой в теории теплопередачи терминологии [8] имеем задачу с граничными условиями первого рода для дифференциального уравнения (3).
С точки зрения количественного анализа теплового режима в стационарном потоке жидкости внутри капилляра рассматриваемая задача формально эквивалентна (при условии, что диаметр d к капилляра много меньше толщины h слоя сахара-песка) задаче о зависимости температуры от времени при неустановившемся режиме в неограниченном цилиндре. Причем в (6)–(10) роль времени протекания процесса теплопередачи играет осевая координата z .
Отсюда можем заключить, что решение задачи о неустановившемся режиме переноса теплоты в неограниченном цилиндре может быть адаптировано на краевую задачу (6)–(10) о распределении объемной концентрации сахарозы в конвективном потоке жидкости в капилляре и поэтому записано в виде зависимости [8]
n
А 2 c l Z J 0 ( v r / r 0 ) exp[ - v F * ( z )] c ( r , z ) =----^--------— ------------, (11)
v i J 1 ( v i )
где J 0 ( v ), J 1 ( v ) - соответственно, функция Бесселя первого рода вещественного аргумента нулевого и первого порядка; v - положительные корни уравнения J з ( v ) = 0, i = 1,2.. n ;
Fo * ( z ) = a z/r о 2 (12) модифицированный критерий Фурье, а определяется по (7), r 0 – по (1).
Ниже обозначим Fo( z ) = Fo * ( z ).
Имея в виду, что передача сахарозы развивается от стенки капилляра к жидкости, согласно (11) и первому законом Фика поток концентрации q через стенку канала составляет [8]
n q = D— =--— Zexp[-v,Fo(z)]. (13)
б r 0 r 0 i = 1
В свою очередь, значение данного кинетического фактора через элементарный кольцевой зазор на стенке капилляра определяется как dQ = (2n r о d z ) • q , (14)
где q рассчитывается по (13).
Поэтому расход (объем сахарозы, отводимой в единицу времени со стенки капилляра) с учетом (14) составит
R 2
Q = 2nr01 qdz = 4псиг0 x n 1 Rc (15)
x Z—{exp[ - v 2 Fo( R )] - exp[ - v 2 Fo( R c )]}.
.= 1 v i
Поскольку процесс промывания развивается в стационарном режиме, то масса Q 1 сахарозы, отводимой из сахара-песка в одном капилляре вместе с паровым агентом за период времени т вычисляется по зависимости
Q i = Q pt (16) где Q вычисляется согласно (15); р - плотность сахарозы.
Количество N моделирующих поровый зазор слоя (просветность в слое сахара-песка), очевидно, составляет
N = 4 В ( R 2 – R с 2) Н/ ( d 2 h ), (17) где В – порозность; R и R с – соответственно, радиус ротора и внутренний радиус осадка: Н – высота ротора; d и h – соответственно, диаметр и длина капилляра.
В таком случае масса сахарозы, отводимой из сахара-песка в роторе центрифуги вместе с паровым агентом за период времени т , вычисляется по формуле
М = Q 1 N , (18) где Q 1 определяется по (16); N – по (17).
Численный эксперимент
В качестве значений параметров процесса, характерных для центрифуги типа ФПН-1251 Л, принимали: <у = 150 рад/с; радиус ротора R = 0,625 м, высота ротора H = 1 м; радиус внутреннего слоя сахара-песка R с = 0,525 м.
Объектом исследования выбирался паровой агент плотностью р = 0,95 кг/м3 с коэффициентом динамической вязкости ц = 12^10-6 м2/с и коэффициентом диффузии для системы «пар-сахар» D = 15·10 - 10 м2/с, а также сахарный песок первой кристаллизации плотностью р = 1560 кг/м3 и размером кристаллов d = 0,8 мм.
Избыточное давление парового агента варьировали в области значений А Р 1 е [2.Л105 Па], порозность слоя сахара-песка принимали как В = 0,35; 0,45.
В соответствии с параметрами процесса B = 0,35 и z = R = 0,625 м входящие в выражение числа Фурье коэффициенты приняли значения: а = 3,4- 10-||м; r о = 2,04-10-4 м и поэтому согласно (12) Fo = 2,46·10-4.
Как видно, полученное значение числа Фурье незначительно по величине. Как показано расчетом, это приводит к медленной сходимости рядов (14), (16), что корреспондирует с аналогичной ситуацией и в теории теплопроводности [9–13].
Поэтому приходится пользоваться асимптотическим представлением решения (16), справедливым для малых значений числа Фурье [8].
А именно, будем приближенно полагать с = хР, • • erfc(^),(19)
где да erfc(5) = -= Jexp(5d^,(20)
ξ(r, z) = (1 – r/r0) / [2Fо(z)1/2]).(21)
Причем, в соответствии с (21) ξ( r 0 , z ) = 0, и так как Fo( z ) достаточно велико, то ^(0, z ) = [2Fо( z ) 1 /2]-1 ~ да . В результате чего при расчетах пользуемся несобственным интегралом в форме (20).
В свою очередь, согласно (19)–(21)

- 1 r -3/2 erfc ( 5 ) +
+ X d [ erfc ( ^ )] 5 5
r/r 55 5 r
где
5 [ erfc ( 5 )]
= П % d 5 =
-2 z exp _ r (23)
V n
55 1
5r ~ 2r VFg ’ и поэтому
5 [ erfc ( 5 )] 5 5 _ exp( - 5 2)
5 5 'ar r VFO • v n"
В результате чего на базе (22), (23) получим
5 с = 1 RTr exp(- 5 2)
5 r П\ r r 0VFo
- 1 f exp( - 5 2) d 5 ]. (24)
r 5
Подставляя в (24) значения r = r 0 , ξ = 0 и учитывая зависимость (12), будем иметь
5 с
5 r
r, 4П
VFg
да
- J exp( - 5 2) d 5
V n • а • z 2 r 0 ’
так как да /
J exp( - 5 2) d 5 = ^-. 0 2
В таком случае, подставляя (25) в (13), находим q=D 5c- = D • (n-i
5 r , X да
- ^).
2 r 0
В результате, исходя из (13), (26) будем иметь
R
Q = 2 n r 0 J qdz
R c
= n D
( R - R c ) -
4( Jr - Rf) )ro --^-
Таким образом, расчетным аппаратом служили зависимости (16)–(18), где в качестве объема Q сахарозы, отводимой в единицу времени со стенки капилляра, использовалась формула (27).
В области варьирования реальных значений параметров процесса центробежной обработки паром слоя сахара-песка на базе зависимостей (16)–(18), (27) был реализован количественный анализ данного процесса.
Выводы
-
1 . Для обоснования структуры пористого слоя, имитирующего промываемой паром слой сахара-песка на стенке ротора фильтрующей
Список литературы Математическое моделирование процесса центробежного промывания осадка паром (на примере сахарного производства)
- Сапронов А.Р. Технология сахарного производства: изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Пищевая промышленность, 1999. 496 с.
- Даишев М.И. Пробеливание Сахара паром//Сахар. 1993. № 2. С. 14-16.
- Кот Ю.Д. Математические зависимости процесса центрифугирования утфелей. М.: Пищевая промышленность, 1964. С. 227-237.
- Полубаринова-Кочина П.Я. Теория движения грунтовых вод. М.: Наука, 1977. 664 с.
- Хаппель Д., Бреннер Г. Гидродинамика при малых числах Рейнольдса: пер. с англ. М.: Мир, 1976. 630 с.
- Соколов В.И. Центрифугирование. М.: Химия, 1986. 408 с.
- Будак Б.М., Самарский А.А., Тихонов А.Н. Сборник задач по математической физике. М.: ГИТТЛ, 1956. 684 с.
- Лыков А.В. Теория теплопроводности. М.: Высшая школа, 1967. 600 с.
- Mao Y., Li J., Li S., Chang S. et al. The mass transfer of sugar in sweet sorghum stalks for solid-state fermentation process // Fuel. 2015. № 144. P. 90-95.
- Zhu Z., Mhemdi H., Zhang W., Ding L. et al. Rotating disk-assisted cross-flow ultrafiltration of sugar beet juice // Food and bioprocess technology. 2016. V. 9. № 3. P. 493-500.
- Zhou H., Li P., Liu J., Chen Z. et al. Biomimetic polymeric semiconductor based hybrid nanosystems for artificial photosynthesis towards solar fuels generation via CO2 reduction // Nano Energy. 2016. № 25. P. 128-135.
- Wang C., Jiang T., Zhao K., Deng A. et al. A novel electrochemiluminescent immunoassay for diclofenac using conductive polymer functionalized graphene oxide as labels and gold nanorods as signal enhancers // Talanta. 2019. № 193. P. 184-191.
- Knight S., Plant H., McWilliams L., Murray D. et al. Enabling 1536-well high-throughput cell-based screening through the application of novel centrifugal plate washing // SLAS Discovery. 2017. V. 22 (6). P. 732-742.
- DOI: 10.1177/2472555216683650