Материалы к познанию фауны позвоночных животных Мордовии

Автор: Бармин Н.А., Хмельков С.А.

Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu

Рубрика: Зоология

Статья в выпуске: 4, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14718912

IDR: 14718912

Текст статьи Материалы к познанию фауны позвоночных животных Мордовии

С. А. Хмельков

Первые сведения о млекопитающих современной Республики Мордовия (РМ) содержатся в страноведческих описаниях края, относящихся к XVIII столетию. Наиболее значительной по масштабам и полученным результатам была экспедиция 1768 г. П. С. Пал-ласа, который, следуя на Волгу и Урал, пересек современную Мордовию. Им была впервые описана реликтовая колония слепыша и составлен список животных нашего края [14]. Значительные фаунистические исследования, коснувшиеся правобережья р. Волги, произвел во второй половине XIX в. М. П. Богданов. Им были установлены зоогеографические особенности восточной части Мордовии и составлен аннотированный конспект видов с указанием их биологии и особенностей исторического размещения в Поволжье. Из 56 видов млекопитающих 32 указаны определенно для современной РМ [2].

Впоследствии фаунистические работы под руководством С. И. Огнева, С. С. Турова перемещались в Мордовский заповедник (МГЗ), организованный в 1935 г. в Темниковском районе. Его основными задачами тогда стали изучение лесного массива южной тайги и наблюдение за биологией реакклиматизированных и акклиматизированных видов: выхухоли, бобра, марала, зубра, ондатры, енотовидной собаки, пятнистого оленя. Первоначально видовой список млекопитающих МГЗ включал 39 видов [13], но впоследствии он был расширен до 59 видов, из которых 54 аборигенных и 5 завезенных [3]. Из них в вышедшее в 2005 г. издание Красной книги РМ [12] вошло 24 вида. В 1995 г. на левобережье р. Алатырь открывался нацио нальный парк «Смольный», фауну которого начинали изучать сотрудники Мордовского университета и педагогического института. Предварительный, список млекопитающих парка включает 42 вида, из которых 12 являются редкими [7; 17]. Всего в РМ зарегистрированы 63 вида , млекопитающих, из которых 31 попал на страницы Красной книги Республики Мордовия [1; 12].

Цель настоящей публикации — дополнить имеющиеся в литературе сведения новыми данными о редких видах млекопитающих Мордовии. В статье после русского и латинского названий цифрами обозначены категории редкости, принятые в Красной книге РМ [И]: 0 — вероятно исчезнувшие виды; 1 — исчезающие виды; 2 — уязвимые; 3 — редкие; 4 — неопределенные; 5 — восстанавливающиеся виды.

Desmana moschata L. — выхухоль (3). Эндемик Восточной Европы [11], в XIX в. была весьма многочисленной в бассейнах Мокши, Выши, Суры, а по Алатырю и Пьяне встречалась только возле устьев [2; 8; 5]. Интенсивно промышлялась в Мордовии до начала 1960-х гг. В дальнейшем сохранились лишь разрозненные очаги обитания вида в Зубово-Полян-ском, Темниковском, Теньгушевском районах [4]. На северо-востоке Мордовии выхухоль обитала неравномерно, преимущественно в крупных старичных озерах левобережья и возле устья р. Алатырь. Затем, с выпуском и расселением по РМ американской норки я ондатры, в бассейнах Суры и Мокши численность выхухоли сильно сократилась, что потребовало ее повторного расселения в водоемы республики в 1982 — 1983 гг. [1; 4; 5]. Проводя исследования в западных районах РМ, мы побывали в местах исторического обитания выхухоли (в 1940-е гг.), указываемых Л. П Бородиным [5] и собрали новые сведения о находках вида в бассейне р. Мокши. Приводим их ниже. В начале лета 1993 г. несколько особей попались в рыбацкие ныреты у моста через р. Юзга (левый приток р. Мокши), в 3 км северо-восточнее с. Стандрово Теньгушевс-кого района. В то же время, по сообщениям местных рыбаков, на крупных старичных озерах Мокши (оз. Шелубей, Телимерки) за весь 1997 и 1998 гг. выхухоль никому не попалась в сети ни разу. По мнению рыбаков, еще реже чем в 1970-е гг., и даже по сравнению с р. Юзгой, стала встречаться выхухоль в более полноводной р. Вад у с. Ширингуши Зубово-Полянского района. В 2000 и 2002 гг. она отмечена в оз. Мордовское и Большое Такушевское близ с. Веденяпи-но, в озерах Малое и Большое Чурава, Анфизи-но близ д. Качеевка (все Теньгушевский район). На р. Мокше со стороны пос. Явас выхухоль также встречается (наблюдения 8 июня 1999 г. местного лесничего И. Борькина). Вид достоверно встречается на р. Парце, напротив с. Подлясово и между пос. Парна и пос. Романовка (все Зубово-Полянский район), а также в оз. Инерка в окрестностях с. Старые Пичингуши Ельниковского района. В 2003 г. кормовые столики выхухоли вновь обнаружены на р. Суре в Большеберезниковском районе, в окрестностях биостанции МГУ им. К П. Огарева, где вид встречался в 1960 — 1980-е гг. (сообщение В. М. Смирнова).

Во время экспедиции ио Зубово-Полянскому району кормовые столики выхухоли отмечены нами 13 июня 1999 г. на р. Вад близ с. Вадов-ские Селищи и на ее правом притоке — лесной речке Шуварке, в 32-м квартале Вышинского лесничества. Видимо, она заходит сюда из р. Выши во время половодья. По сообщению местного охотника Н. Н. Щичкина, выхухоль встречена им на р. Сухой Марчас: в начале октября 1990 г. в 32-м квартале и в сентябре 1996 г. в 67-м квартале. Известковского лесничества. Специальных подсчетов численности выхухоли в реках Зубово-Полянского района нами не проводилось, но очевидно, что на численность и особенности ее размещения сильно влияют бобры. Их плотины поднимают уровень воды в небольших лесных речках —

Шуварка, Удев, Сухой Марчас и др. — и не дают им пересыхать летом и после весеннего половодья, с которым выхухоль расселяется из более крупных рек — Вада, Яваса, Парцы. В настоящее время непересыхаюшие лесные ручьи и малые речки с их небольшими старицами в труднодоступных лесных районах РМ стали настоящими рефугиумами для выхухоли, так как из-за своих малых размеров они мало привлекательны для рыбаков и по их берегам отсутствует выпас животных. В крупных и средних реках, где лов рыбы давно бесконтрольно ведется ставными сетями, местное население давно ничего не знает о выхухоли, что наблюдается и в сопредельных с Мордовией Нижегородской и Пензенской областях [6; 9].

Lutra Intra L. — Выдра (3). Редкий в республике вид, длительно и постоянно отмечаемый лишь на территории МГЗ, на р. Пушта и в некоторых лесных озерах [3]. Спорадически встречается в бассейнах Мокши, Вада, Суры, Алатыря и их притоков. Так, в окрестностях с. Мордовское Давыдово Кочкуровского района следы и экскременты выдр наблюдаются ежегодно начиная с 1998 г. в пойме по левобережью р. Суры. По сообщению работника краеведческого музея М. В. Демидова оседлые особи с 1995 г. регулярно отмечаются им на р. Синяш. Желобки, образованные катанием выдр с разбега по глинистым склонам левобережья р. Суры, обнаружены им 1 ноября 1999 г. и 20 августа 2004 г. близ устья р. Синяш, в 6 км юго-восточнее с. Сабаево Кочкуровского района. В этом же районе летом 1992 г. проходящую выдру наблюдали между оз. Желтое и оз. Селеверка (99-й и 100-й кв. Сабаевского лесничества) и на оз. Смычное, По сообщению лесника И. А. Русяйкина, в октябре — ноябре 2003 г. им наблюдались ежедневные переходы одной выдры по р. Синяш и р. Умыс в непосредственной близости от кордона. Вероятно, что по системе этих рек или по другим притокам р. Суры идет миграция выдры в соседний Большеберезниковский район, где их одиночные следы регистрировались в феврале 2003 и декабре 2004 г. на оз. Инерка близ с. Пермиси (сообщение охотоведа В. А. Балберова). В юго-западных районах РМ, в бассейне р. Мокши следы выдры регистрируются каждый год с начала половодья в 2 — 4 км западнее и юго-западнее пос. Известь. Мы наблюдали ее многочисленные следы 10

июня 1999 г. по берегу р. Известь в 58-м и 77-м кв. Известковского лесничества Зубово-По-лянского лесхоза. Когда вода в реке спадает, выдра уходит вниз по течению в р. Вышу, в сторону с. Золотая Поляна Шацкого района Рязанской области. Наибольшее количество следов наблюдалось нами на богатой рыбными запасами р. Выше, в 92-м и 93-м кварталах Вышинского лесничества 14 июня 1999 г., прямо по границе с Земетчинским районом Пензенской области. Здесь выдру мало беспокоят и она находит хорошие условия для обитания, питаясь голавлем, язем, щукой, плотвой и другими видами рыб. Проходные выдры постоянно держатся у места впадения р. Шуватки (правый приток) в р. Вышу, в 82-м и 69-м кварталах Вышинского лесничества, изредка отходя от основного русла реки на 5 — 6 км (в 48-м и 40-м кварталах: наблюдения 13 июня 1999 г.). По наблюдениям местного охотника Н. П. Калинина, выдра изредка встречается на р. Удев, близ пос. Удево Зубо-во-Полянского района, откуда она мигрирует для охоты в р. Вад к д. Киселевка и далее вниз по течению р. Вад, где отмечается по левобережью этой реки в 93-м, 92-м, 74-м кварталах. Известковского лесничества. На р. Вад между д. Киселевка и с. Жуковка в августе 2005 г. была поймана выдра, и еще одна отмечалась в ноябре 2005 г. ниже места впадения р. Удев в р. Вад. В 3 км западнее д. Киселев-ка, в 2006 г. 4 выдры отмечались нами в 19-м, 20-м, 21-м кварталах Удевского лесничества. Следы выдры отмечались охотником Н. П. Калининым в апреле 1999 г., после половодья на р. Марчас, в 6-м и 18-м кварталах Известковского лесничества, и на этой же реке в 20м, 32-м, 35-м кварталах. Взрослая самка выдры была добыта им в 16-м квартале в октябре 1990 г. В Теньгушевском районе одна особь встречена в сентябре 1998 г. в оз. Мордовское близ с. Веденяпино; следы выдры отмечал в ноябре 2004 г. на р. Мокше близ с. Стандро-во и пос. Березняк главный охотовед РМ И. Н. Лияскин. В конце августа 1992 г. выдра попала в капкан на р Мокше, в 4 км севернее с. Старая Качеевка, прямо напротив с. Сумо-рьево Вознесенского района Нижегородской области. Торбеевский район: самка с детенышами наблюдалась в августе 1997 г., в 6 км западнее с. Носакино, на р. Виндрей у места впадения в него правого притока — р. Шуст- руй. По сообщению местного охотника А. Якушкина, он неоднократно наблюдал выдр в первых числах июня 1997 и 1998 гг., идущих из р. Виндрей на мелководья вслед за мигрирующим на нерест сазаном, и ловил раненных выдрой рыб. По р. Виндрей и его притокам заходит выдра и в Атюрьевский район. В начале апреля 1997 г. одна особь отмечена в 4 км северо-западнее д. Чудинка; ее следы отмечались на старой плотине у д. Чудинка и с. Каменка в 1998 г. С конца 1980-х гг. оседло живущую на р. Ляче (левый приток р. Явас) выдру наблюдал близ с. Кишалы охотник Б. П. Владимиров. Ее следы отмечались охотоведом В. И. Пятиным в феврале 2002 г. на р. Явас близ с. Шалы и д. Степановка и там же в 2005 г. Краснослободский район: по данным Б. П. Владимирова, осенью в середине 1990-х гг. на р. Кивчей (правый приток р. Си-винь), близ д. Мироновка им была поймана выдра. Ельниковский район: по сообщению районного госохотинспектора А. Ф. Алексаш-кина, следы выдры отмечались им в 2005 г. по истоку р. Бармы (правый приток р. Мокши), в 1-м и 2-м кварталах Горьковского лесничества Краснослободского лесхоза. Темниковский район: следы выдры на р. Мокше регистрировались в октябре 2003 г. за с. Старый Город. Ардатов-ский район: по левобережью р. Алатырь близ с. Сосновка и напротив с. Луньга-Майдан следы выдры отмечались в ноябре — декабре 2004 г. По сообщению районного госохотинспектора Ю. Н. Козырева, след выдры был впервые отмечен им на песчаной отмели р. Алатырь в октябре 2005 г. близ с. Спасские Мурзы. Лямбирский район: одна выдра держалась нд «Висловском пруду» близ пос. Ате-мар с начала сентября до середины октября 1996 г. (сообщение А. С. Лапшина). Рузаевский район: следы выдры на р. Левже нео-дно-кратно отмечались в 1990-х гг., а зимой 2003 г. одна особь была поймана в капкан работником рыбхоза А. А. Карпинчиком на рыборазводных прудах близ с. Левжа.

Cerons elaphus L. — благородный олень (1). Популяция марала, обитающая в настоящее время в Мордовском заповеднике (МГЗ), имеет метисный характер. Исходным поголовьем для нее послужили 5 маралов из Хоперского заповедника и 4 марала, завезенные в 1937 г. из Аскании-Нова, которые содержались вместе и бессистемно скрещивались до этого с разными подвидами оленей: европейским оленем (Cerons elaphus L), каспийским оленем (Cerous elaphus maral Oglby.) и сибирским маралом (Cervas elaphus sibiricus Severzov). Своего пика численности (130 — 140 особей) популяция марала достигла в 1952 и 1972 гг, [3; 12], после чего началось снижение поголовья вследствие откочевки особей через юго-западные границы МГЗ и нарушения нормального полового соотношения в популяции [3; 16]. Лесник В. Панюшкин наблюдал единичных маралов осенью 1965 г. в 57-м квартале Удевского лесничества Зубово-Полянского района у с. Криуша (левый приток р. У дев) и в 27-м квартале Вышинского лесничества. Это более чем в 90 км южнее границ заповедника. К началу 1980-х гг. марал в указанных лесничествах не встречался, а его численность в Мордовии не превышает 5 — 7 особей [12].

Capreolus capreolus L. — косуля (2). Территория РМ входит в состав исторического ареала косули, где она была многочисленна в конце XVIII в. в Среднем Заволжье. В то время она водилась и в правобережье, и к востоку за р. Волгой [14]. В небольшом количестве она держалась в смешанных лесах Сингиле-евского уезда Симбирской губернии и в западной части Нижегородской губернии, но позднее исчезла [2; 15]. В Пензенской области в XIX столетии она водилась в пределах Горо-дищенского уезда (рог косули был найден в Чембарском районе) [15], а в настоящее время она изредка встречается в Бессоновском, Мокшанском, Пензенском, Городищенском и Зе- метчинском районах [10]. Изредка встречается косуля и в Рязанской области, где указывается для Касимовского, Чаплыгинского и Спасского районов [15]. Далее к востоку отмечается разрыв некогда сплошного ареала косули, произошедший, вероятно, сравнительно недавно. Так, в РМ изолированные очаги распространения вида сохранились в Темниковском, Дубенском, Чамзинском, Торбеевском, Большеберезниковс-ком, Теньгушевском, Зубово-Полянском районах [12]. Следы стайки косуль с молодняком регистрировались нами по просекам с августа по ноябрь 2005 г. и летом 2006 г. вдоль тянущегося газопровода в 20-м, 55-м, 67-м, 64-м, 51-м, 19-м кварталах, преимущественно у рек Марчас и Сухой Марчас Известковского лесничества Зубово-Полянского района. По данным В. И. Пятина, в 2005 г. несколько косуль оседло держались в 128-м, 129-м, 130-м, 131-м, 132-м кварталах Виндре-евского лесничества. В 2005 г. табунок из пяти особей косуль держался все лето у с. Вечкуссы Ичалковского района. Начиная с 1995 г. ежегодно несколько особей подходят по чернотропу со стороны с. Поддесная Тавла Кочкуровского района и с. Гарт Большеберезниковского района и держатся до снега в широколиственном лесу близ с. Макаровка Октябрьского района г. Саранска. По сообщению Атяшевского госохотин-спектора В. А. Абрамова, зимой 2005 г. несколько косуль заходили в 67-м, 68-м, 102-м, 120-м кварталах Атяшевского лесничества. Своей косули, по мнению В. А. Абрамова, в районе нет. Одна самка косули, по сообщению госохо-тинспектора А. П. Адушкина, зимовала в 2006 г. близ с. Киржеманы Большеигнатовского района.

Поступила 09.11.06.

Список литературы Материалы к познанию фауны позвоночных животных Мордовии

  • Альба Л. Д. Редкие и исчезающие позвоночные животные Мордовии: учеб. пособие/Л. Д. Альба, В. С. Вечканов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. 84 с.
  • Богданов М. Н. Птицы и звери черноземной полосы Поволжья и долины Средней и Нижней Волги (биогеографические материалы)/М. Н. Богданова//Труды об-ва естествоисп. при импер. Казанском университете. Казань, 1871. Т. 1, отд. 1. 226 с.
  • Бородина М. Н. Млекопитающие Мордовского заповедника/М. Н. Бородина, Л. П. Бородин, И. С. Терешкин, Ю. Ф. Штарев//Труды Мордовского заповедника. Саранск: Мордов. книж. изд-во, 1970. Вып. V. С. 3 -61.
  • Бородин Л. П. Русская выхухоль/Л. П. Бородин. Саранск, 1963. 301 с.
  • Бородин Л. П. Выхухоль в поймах рек Мокши и Суры/Л. П. Бородин//Труды Мордовского заповедника, Саранск, 1970. Вып. 5. С. 61 -91.
  • Быстракова Н. В. Насекомоядные Пензенской области/Н. В. Быстракова//Проблемы охраны и рационального использования природных экосистем и биологических ресурсов: материалы Всерос. науч.-практич. конфер. Пенза, 1998. С. 302 -304.
  • Гришуткин Г. Ф. Материалы к познанию фауны позвоночных животных национального парка «Смольный»/Г. Ф. Гришуткин//Охрана растительного и животного мира Поволжья и сопредельных территорий: материалы Всерос. науч. конф., посвященной 130-летию со дня рождения И. И. Спры-гина. 20 -21 мая 2003 г. Пенза. С. 160 -162.
  • Житков Б. М. Материалы по фауне млекопитающих Симбирской губернии: днев. зоол. отдел. Об-ва люб. естест., этногр. и зоол. музея/Б. М. Житков. Т. 2, № 8. М., 1898.
  • Ильин В. Ю. Материалы к распространению выхухоли (Desmana moschata L.) в Пензенской области/В. Ю. Ильин//Охрана растительного и животного мира Поволжья и сопредельных территорий: материалы Всерос. науч. конф. Пенза, 2003. С. 69 -71.
  • Ильин В. Ю. Косули Пензенской области (предварительные данные)/В. Ю. Ильин, О. А. Ермаков, Н. В. Быстракова, Н. Ф. Золина//Проблемы охраны и рационального использования природных экосистем и биологических ресурсов: материалы Всерос. науч. конф. Пенза, 1998. С. 331 -333.
  • Красная книга Российской Федерации. Животные. М.: ACT Астрель, 2001. 862 с.
  • Красная книга Республики Мордовия: в 2 т. Т. 2. Животные. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. 336 с.
  • Морозова-Турова Л. Г. Млекопитающие Мордовского заповедника/Л. Г. Морозова-Турова//Фауна Мордовского государственного заповедника им. П. Г. Смидовича. М., 1938.
  • Паллас П. С. Путешествие по различным провинциям Российской империи/П. С. Паллас. СПб., 1773. Ч. 1. 658 с.
  • Соколов И. И. Копытные звери. Фауна СССР. Млекопитающие/И. И. Соколов. Т. 1. Наука. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 640 с.
  • Штарев Ю. Ф. Результаты акклиматизации марала в Мордовской АССР/Ю. Ф. Штарев//Тр. Мордов. запов. Саранск, 1970. Вып. 5. С. 137 -171.
  • Ямашкин А. А. Мордовский национальный парк «Смольный»; НИИ регионологии при Мордовском университете/А. А. Ямашкин, Т. Б. Силаева, Л. Д. Альба Саранск, 2000. 88 с.
Еще
Статья