Материалы по экологии питания сибирской чечевицы Carpodacus roseus в горных хребтах Прибайкалья
Автор: Дурнев Ю.А., Фдоров А.В.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1263 т.25, 2016 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Дурнев Ю.А., Фёдоров А.В. 2015. Материалы по экологии питания сибирской чечевицы в горных хребтах Прибайкалья // 14-я Международ. орнитол. конф. Северной Евразии. 1. Тезисы. Алматы: 178-179.
Короткий адрес: https://sciup.org/140155920
IDR: 140155920
Текст статьи Материалы по экологии питания сибирской чечевицы Carpodacus roseus в горных хребтах Прибайкалья
Ю.А.Дурнев, А. В. Фёдоров
Второе издание. Первая публикация в 2015*
Сибирская чечевица Carpodacus roseus до настоящего времени остаётся одним из наименее исследованных видов птиц, обитающих в Сибири и на Дальнем Востоке. В границах Байкальского региона она встречается постоянно, в осенне-зимний период ведёт номадный образ жизни в поисках участков леса с достаточным для её питания урожаем семян хвойных деревьев. На таких территориях формируются локальные гнездовые группировки сибирской чечевицы, которые после благополучной зимовки приступают здесь же к размножению. Видовой рацион в нивальный период составляют только семена основной лесообразующей хвойной породы данного биотопа – пихты, ели, лиственницы, сосны, кедра или кедрового стланика. При этом стратегия поиска семян весьма разнообразна: осенью чечевицы «выгрызают» их из ещё закрытых шишек; в сухие морозные зимы птицы выдёргивают «крылатки» из-под оттопыренных чешуек; в конце зимы собирают семена с поверхности наста, а по мере таяния снега начинают находить их в лесной подстилке.
Локальные гнездовые поселения сибирской чечевицы в прибайкальских горах мы обнаруживали за 40-летний период наблюдений не более 7 раз, число гнёзд в них изменялось от 3 до 14. Наиболее обстоятельные исследования нам удалось провести в пихтовом среднегорье центральной части Баргузинского хребта, у верхней границы кедровопихтового лесного пояса Хамар-Дабана и в хвойных лесах предгорного шлейфа Байкальского хребта в районе мыса Покойники.
Анализ больших (от 78 до 124 проб) выборок копроматериалов птенцов старшего возраста, собранных с краёв массивных гнездовых чаш, показывает, что чечевицы выкармливают потомство самыми разнообразными насекомыми, формирующими массовые концентрации. Так, в Баргузинском хребте основу рациона птенцов в конце мая и начале июня составляли имаго подёнок и веснянок, в массе вылетающих из горных речек. В Хамар-Дабане в питании поздних выводков доминировали крылатые самки и самцы муравьёв-древоточцев. На западном берегу Байкала у подножия Байкальского хребта в третьей декаде июня взрослые чечевицы выкармливают гнездовых птенцов и слётков ручейниками, покидающими в это время воды озера. Содоминирующие группы корма поражают своим разнообразием: в них отмечены личинки и имаго всех основных семейств насекомых, характерных для таёжных лесов Прибайкалья. Зелёные семена разнообразных ив, душистого тополя, одуванчиков присутствуют примерно в 1/3 обследованных копроматериалов. С началом осени стайки сибирских че-чевиц некоторое время отмечаются в интразональных растительных сообществах с достаточным количеством доступных сезонных кормов — в опушечных и приречных зарослях рябины, яблони Палласа, облепихи и сорного разнотравья.
Таким образом, в отношении питания сибирская чечевица является видом, узко специализированным к потреблению в нивальный период высококалорийных, но крайне нестабильных в отношении урожая семян хвойных древесных пород. Обилие локальных участков с собственными вариантами микро- и наноклиматов и динамики плодоношения хвойников делает горы Прибайкалья экологически оптимальной частью современного ареала сибирской чечевицы. Возможно, здесь расположен и центр происхождения этого типичного таёжного вида.
ю ^