Медиативная роль карачаево-балкарской пищи в обряде перехода в мир мертвых в конце ХIХ - начале ХХ в

Автор: Хаджиева Мадина Хамитовна

Журнал: Сфера культуры @journal-smrgaki

Рубрика: Культура и этнос

Статья в выпуске: 3 (5), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуются роль и функции жертвоприношений и пищевых даров в погребально-поминальных обрядах конца ХIХ - начала ХХ в., механизм воздействия жертвоприношений и даров на заключение общинного договора с высшими силами с помощью почивших родственников, перешедших в сонм предков («ата-баба»). В этногенезе карачаево-балкарского народа равноправную роль сыграли два компонента: сугубо кавказский субстрат - местные кавказские племена, являющиеся этническим ядром, и кочевой степной суперстрат. Общее происхождение, один язык, уклад жизни, национальная ментальность обусловили то, что к началу XXI в. карачаево-балкарцы, разделенные административно, по-прежнему составляют единый народ и осознают себя целостностью. Исследование посвящено роли и функциям карачаево-балкарской пищи в обряде перехода в «мир теней» («ауана дуния»). В статье установлено, что в современных условиях сфера бытования традиционной обрядности постоянно сужается, многие ее элементы исчезают или находятся на грани исчезновения. В XXI в. происходит утрата магических функций пищи, что ведет не только к угасанию народной культуры, но и к размыванию этнической и региональной идентичности.

Еще

Жертвоприношение животного («къурманлыкъ»), дары («саугъала»), обрядовая пища («хант», «аш-суу»), милостыня («съадакъа»), распределения доли («юлюшь»), мир мертвых («ауана дуния»), предки («ата-баба»)

Короткий адрес: https://sciup.org/170178634

IDR: 170178634   |   DOI: 10.48164/2713-301X_2021_5_83

Список литературы Медиативная роль карачаево-балкарской пищи в обряде перехода в мир мертвых в конце ХIХ - начале ХХ в

  • Геннеп А. ван. Обряды перехода: систематическое изучение обрядов. Москва: Вост. лит. РАН, 1999. 198 с.
  • Тернер В. Символ и ритуал. Москва: Наука, 1983. 277 с.
  • Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик: ИЦ «Эль-Фа», 1999. 404 с.
  • Алейников М. Обряды и обычаи карачаевцев при свадьбе и похоронах // Кубанские областные ведомости. 1880. № 7.
  • Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека // Сборник материалов для описания местностей и племен. Вып. 14. Тифлис, 1892. С. 83-179.
  • Иванюков И., Ковалевский М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы. 1886. Т. 1, кн. 1. С. 83-112; Т. 1, кн. 2. С. 553-580.
  • Хаджиева М. Х. Кормление» покойных через пограничную группу «джарлы» и «харип» // Мир науки, культуры, образования. № 4 (47). 2014 С. 326-328.
  • Буркерт В. Homo necans: Жертвоприношение в древнегреческом ритуале и мифе // Жертвоприношение: ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. Москва: Языки русской культуры, 2000. С. 405-480.
  • Зданович Д.Г. Синташтинское общество: социальные основы «квазигородской» культуры Южного Зауралья / ред. Н.Я. Мерперт. Челябинск: Аркаим, 1997. 93 с.
  • Поминки у мусульман [Электронный ресурс]. URL: https://rins.ru/pominki-u-musulman/ (дата обращения: 15.06.2021).
  • Кандыба В.М. Загадочные сверхвозможности человека: [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/book/kandiba_viktor/zagadochnie_sverhvozmognosti_cheloveka. html (дата обращения: 15.06.2020).
  • Иессен А.А. Археологические памятники Кабардино-Балкарии // Материалы и исследования по археологии СССР. Вып. 3. Москва; Ленинград, 1941. С. 7-50.
  • Джаназы / Сокращённо, из материалов, переведенных и подготовленных общиной мусульман Кабардино-Балкарской республики // Обряды похорон в Исламе, в соответствии с Кораном и Сунной. Нальчик, 2016. 28 с.
  • Шаманов И. М. Обрядовая практика карачаевцев разделки и варки мяса по суставам / сюек юлюш // Археология и этнография Кавказа и Крыма: тез. докл. науч. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения проф. А.В. Гадло (Санкт-Петербург, 6-8 апр. 2017 г.). Санкт-Петербург, 2017. С. 86-91
Еще
Статья научная