Медицинская помощь рабочим оборонных заводов Новосибирской области в 1941-1943 гг
Автор: Семенов М.А.
Журнал: Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ @social-kgau
Рубрика: История
Статья в выпуске: 4 (18), 2020 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается процесс организации и осуществления медицинской помощи рабочим оборонных предприятий. На основе анализа историографии сделан вывод о недостаточной изученности темы. С помощью извлеченных из Государственного архива Новосибирской области документов предпринята попытка кратко осветить основные этапы складывания медицинской сети, обслуживающей промышленные предприятия, раскрыть главные направления деятельности. Отмечено, что к началу войны медицинское обслуживание рабочих осуществлялось в общем порядке, специализированная сеть отсутствовала. Развертывание в регионе широкого оборонного производства, прибытие большого числа эвакуированных заводов совпало по времени с ослаблением здравоохранения, что вызвало кризис прежней модели медицинского обслуживания рабочих. В конце 1941 - начале 1942 г. идет процесс формирования закрытой сети медицинских учреждений. В этот период работа осуществляется во-многом хаотично, отсутствует элементарный порядок в оформлении больничных листов, ведении статистики. Планомерная работа по сохранению здоровья рабочих начинается лишь весной 1942 г. В дальнейшем рост медицинской сети продолжится. Новизна поставленных задач, неопытность персонала, нехватка ресурсов, отсутствие поддержки со стороны руководства ряда предприятий приведут к тому, что в 1942 г. положение с заболеваемостью рабочих будет оставаться сложным. Тем не менее система была в целом сформирована: организовано оказание первой помощи рабочим, проведение регулярных медицинских осмотров, деятельность санитарно-промышленного надзора. Намечены действия по профилактике и лечению женских болезней, туберкулеза, значимых для контингента рабочих военных лет. Дальнейшее усиление деятельности по намеченным в 1942 г. направлениям привело к перелому с заболеваемостью рабочих, уже в первой половине 1943 г. на большинстве предприятий количество дней нетрудоспособности снизится до довоенных значений. Данный успех в значительной степени повлияет на эффективность военного производства.
Медицина, промышленность, рабочие, здравоохранение, новосибирская область, великая отечественная война
Короткий адрес: https://sciup.org/140256958
IDR: 140256958 | DOI: 10.36718/2500-1825-2020-4-121-129
Текст научной статьи Медицинская помощь рабочим оборонных заводов Новосибирской области в 1941-1943 гг
Значение здравоохранения в годы Великой Отечественной войны трудно переоценить. Оно оказывало влияние на демографические, социальные процессы. Успешная работа по излечению раненных на фронте воинов напрямую влияла на исход военных действий, став важнейшим источником комплектования армии.
Особое место среди многочисленных направлений работы органов советского здравоохранения занимает организация и осуществление медицинской помощи рабочим оборонных заводов, в значительной степени влиявшей на эффективность военного производства. Характеристика этой деятельности в пределах Новосибирской области служит целью данной статьи.
Хронологические рамки статьи определяются сочетанием двух факторов. Во-первых, именно 1941–1943 гг. стали временем протекания разнонаправленных процессов в сфере сохранения здоровья рабочих. К концу 1943 г. ситуация во многом стабилизируется и намечается отчетливый тренд на дальнейшее сокращение заболеваемости рабочих. Во-вторых, если в начале войны Новосибирская область была крупнейшим центром оборонной промышленности Западной Сибири, то в результате выделения Кемеровской области, присвоения статуса города республиканского значения г. Новосибирску большая часть этих предприятий к концу 1943 г. оказалась вне ее пределов.
Функционирование оборонной промышленности Новосибирской области – тема, в значительной мере исследованная сибирскими историками. Из крупных трудов последних лет следует назвать монографии И.М. Савицкого, Р.Е. Романова, коллективный труд «Сибирский тыл в исторической динамике XX столетия: теория и практика реализации идей» [1–3]. В данных работах, помимо анализа экономической стороны деятельности оборонных предприятий Новосибирской области, значительное место занимает анализ жилищного положения рабочих оборонных заводов, их питания, снабжения промтоварами, что опосредованно влияло и на сохранение рабочими здоровья. Но непосредственный анализ деятельности медиков на производстве, динамики заболеваемости рабочих, факторов, влиявших на нее, остался вне рамок исследовательских интересов.
Большее внимание организации медицинской помощи рабочим уделяли авторы, занимающиеся социальной историей. Стоит отметить вклад в разработку данной темы диссертационных исследований С.В. Зяблицевой [4], сформулировавшей вывод о первостепенном развитии в Западной Сибири медицинских учреждений крупных промышленных предприятий. И в особенности Ю.А. Давыдовой, в чьей диссертации содержится отдельный параграф, посвященный деятельности органов здравоохранения по охране здоровья рабочих промышленных предприятий [5]. В то же время широкие территориальные рамки данной работы не позволяют полностью экстраполировать полученные в ней выводы на Новосибирскую область. Таким образом, изучение деятельности органов здравоохранения по сохранению здоровья рабочим оборонных предприятий Новосибирской области по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Источниковой основой статьи послужил комплекс документов, извлеченных из Государственного архива Новосибирской области. Особо стоит отметить отчетную документацию органов здравоохранения, в том числе специализированные отчеты по охране здоровья и заболеваемости рабочих, подготовленные Украинским центральным институтом гигиены труда и профзаболеваний, находившимся в эвакуации в г. Новосибирске и служившим центром организации работы органов здравоохранения в этой сфере.
В первой половине 1941 г. в Новосибирской области располагалось сравнительно небольшое количество заводов оборонной промышленности, а о какой-либо организованной системе оказания рабочим медицинской помощи не шло и речи. Охрана здоровья рабочих осуществлялась в общем порядке открытой медицинской сетью. Лишь на некоторых предприятиях существовали здравпункты, преимущественно фельдшерские, чья работа ограничивалась оказанием первой медицинской помощи. В условиях постепенного расширения медицинской сети, роста качества медицинской помощи населению в предвоенные годы данное положение вполне устраивало региональные органы здравоохранения.
С началом войны ситуация резко изменилась. Начинается массовый перевод промышленности на военные рельсы. Неудачи на фронтах приводят к массовой эвакуации в Западную Сибирь промышленных предприятий, в том числе оборонных. В Новосибирскую область лишь за первый год войны прибывает до 65 эвакуированных оборонных предприятий [3, с. 118]. Только в городе Новосибирске на предприятиях оборонной промышленности в 1942 г. работало почти 70 тыс. человек [1, с. 412–413]. Вопрос организации полноценной медицинской помощи занятым в оборонном производстве рабочим приобрел крайнюю остроту. В то же время положение системы государственного здравоохранения именно в этот период было наиболее сложным. В целом сократилось количество ресурсов, выделяемых государством на медицину. Помимо этого, организация тыловых госпиталей происходила в значительной мере на базе учреждений гражданского здравоохранения за счет его кадров, оборудования и финансов, что практически полностью обескровило его. Серьезное давление на органы здравоохранения оказывал также общий рост угроз населению страны в военных условиях, прежде всего эпидемического характера. В результате сложившегося противоречия между резко возросшей на оборонных предприятиях потребностью в медицинской помощи и невозможностью ее предоставить в рамках общедоступной системы здравоохранения был найден единственный возможный выход: в Новосибирской области началось формирование закрытой медицинской системы, предназначенной для обслуживания исключительно рабочих стратегически важных предприятий.
Уже 18 октября 1941 г. Новосибирский облисполком принимает решение об открытии больницы на 25 коек, расширении амбулатории и заводских яслей на заводе «Т» [6]. В ноябре 1941 г. принимаются меры по организации дополнительных здравпунктов при комбинате № 179, занимающемся выпуском боеприпасов [7]. Для организации медицинского обслуживания заводов № 9, 55, 296, 312, 386 открывают две больницы, амбулаторию, значительно увеличивают мощность Бердской поликлиники, организуют три здравпункта и два санитарноэпидемических отряда [8]. В феврале 1942 г. облисполкомом и облздра-вотделом Новосибирской области принимается решение о значительном расширении медико-санитарной сети, обслуживающей оборонные заводы, на которые отводились расходы в размере 4217,0 тыс. руб. [9]. Согласно плану, предполагалось открытие на оборонных предприятиях области 37 врачебных и 19 фельдшерских здравпунктов, 10 амбулаторий общей мощностью в 56 врачебных приемов, 4 больниц на 150 коек [10]. 20 марта 1942 г. было издано распоряжение облздрава, предусматривающее увеличение количества промышленно-санитарных врачей: в г. Новосибирске вводилось 5 таких должностей, в г. Сталинске (ныне Новокузнецк) – 3, в г. Кемерово – 2, в г. Томске – 1. Старшим областным госпромсанинспектором был назначен директор Украинского центрального института гигиены труда и профзаболеваний профессор В.К. Навроцкий [11]. Всего в конце 1941 – начале 1942 г. было организовано при оборонных заводах 7 медико-санитарных частей (крупных организационных форм, объединявших в себе все медицинские учреждения, обслуживающие тот или иной завод), несколько больниц и амбулаторий, около 80 новых здравпунктов [12].
Резкий рост сети здравпунктов столкнулся с неподготовленностью и отсутствием опыта у имеющихся кадров. С целью подготовки врачей для работы на здравпунктах были организованы специальные курсы, которые к концу 1942 г. прошли около 150 врачей [12]. В целях закрепления кадров увольнение и перемещение врачей здравпунктов запрещалось без санкции облздравотдела [13].
На 1943 г. было запланировано дальнейшее усиление медицинского обслуживания оборонных заводов. Согласно плану, предполагалось открытие еще 4 поликлиник, 8 амбулаторий, 24 врачебных здравпунктов, организация при комбинате № 392 в г. Кемерово медикосанитарной части, имеющей в своем составе больницу, амбулаторию, 3 врачебных здравпункта. Также планировалось расширение мощности уже существующих учреждений, перевод ряда фельдшерских здравпунктов во врачебные [14].
Таким образом, после формирования основы сети медицинских учреждений, обслуживающих оборонные заводы в конце 1941 – начале 1942 г., в дальнейшем ее мощность продолжала нарастать. С весны 1942 г. начинается и планомерная работа по охране здоровья рабочих оборонных предприятий.
Одной из первых задач, стоявших перед органами здравоохранения, было наведение элементарного порядка в выдаче больничных листков и ведении медицинской статистики. Врачи, привлекавшиеся к работе на здравпунктах, в большинстве своем не имели опыта подобной работы прежде и не понимали важности оформления документации. С другой стороны, активной заинтересованной стороной выступали и сами работники предприятий: в условиях ужесточения трудового законодательства невыход по болезни был зачастую единственной возможностью пропустить работу на легальных основаниях. На предприятиях процветало либеральное отношение к выдаче рабочим больничных листков, справок, устных распоряжений врачей. Иногда невыход на работу по болезни происходил даже без санкции медицинского работника, а с разрешения начальника смены, табельщика и т.д. Так, на заводе № 635 Наркомата боеприпасов при 4000 случаев ежемесячных невыходов по болезни за первое полугодие было должным образом оформлено всего 124 больничных листа. На заводе № 677 расхождение невыходов на работу с имеющимися больничными листами достигало 300 %. Другой проблемой было «преодолеть инертность и необычайно индифферентное их (врачей. - М.С.) отношение к вопросам изучения заболеваемости» [15]. Благодаря упорной работе органов здравоохранения в тесном взаимодействии с партийными органами, дирекциями заводов, ко второму полугодию 1942 г. в этой сфере произошел перелом. Почти на всех заводах начала вестись медицинская статистика (хотя в полноценном виде этот процесс осуществлялся лишь на половине предприятий, материалы остальных изобиловали ошибками, неправильным оформлением и т.д.), оформление больничного листа стало обязательным условием невыхода на работу.
Непосредственно медицинская работа осуществлялась по целому ряду направлений. Здравпунктами ежедневно осуществлялся амбулаторный прием рабочих в течение 3–4 часов, остальное время медработники отводили на профилактическую, санитарно-просветительную работу, проведение регулярных медицинских осмотров рабочих. Массовый приток женщин на производство привел к началу организации специализированной помощи. На отдельных предприятиях (завод № 153, 635, комбинат № 179) были организованы комнаты гигиены женщин, работа специально выделенных врачей-гинекологов, акушерок.
Активно велась борьба с профессиональными отравлениями. Для чего проводились периодические медицинские осмотры рабочих, работающих со свинцом, ртутью, бензолом, нитротолуолом и т.д. Рабочим, задействованным на вредных производствах, предоставлялись отпуска, было организовано дополнительное питание. В результате, если в 1942 г. острые профессиональные отравления носили массовый характер, то в 1943 г. подобные явления стали единичными. Окончательная ликвидация их затруднялась общим тяжелым бытовым положением рабочих.
Так, на комбинате № 179 семь человек пострадали от отравления угарным газом из-за того, что рабочие, по причине отсутствия квартир, проживания вдали от места работы, ночевали по месту работы в обогревательной печи, что и привело к отравлению [16].
Большое значение в деле охраны здоровья рабочих имел промышленно-санитарный надзор. На всех предприятиях Новосибирской области, начиная с 1942 г., проводились санитарно-гигиенические обследования, на основании которых составлялись планы оздоровительных мероприятий по заводам и отдельным цехам, выносились предписания об ограждении станков, улучшении естественного и искусственного освещения цехов, устройстве вентиляции и т.д. Так, на заводах № 635, 153, 644 были построены вентиляционные установки, было организовано дополнительное питание рабочих вредных цехов, а также больных туберкулезом и желудочно-кишечными заболеваниями [17].
Впрочем, нарушения промышленной санитарии встречались на предприятиях регулярно, а оздоровительные мероприятия зачастую не выполнялись. Так, на заводах Наркомата электропрома № 590, 660, 617, 644, 838 отсутствовали или была крайняя нехватка душевых. На заводах № 9, 296, 677 было плохое освещение цехов, движущиеся части станков не были ограждены. На заводе № 635 рабочие не имели необходимого количества спецодежды, а имеющаяся не стиралась. В случае регулярного игнорирования требований санитарного надзора материалы на руководство отправлялись в прокуратуру. Например, в 1942 г. подобное дело было заведено на руководство завода № 677 [18].
К концу 1942 г. началась борьба с бичом военных лет – туберкулезом. Для больных рабочих выделялось дополнительное питание. Предпринимались попытки организации на производствах дневных и ночных санаториев для туберкулезных больных.
Проводимая работа постепенно начала приносить результаты. Если в 1942 г. лишь на 15 % оборонных предприятий заболеваемость рабочих находилась на уровне довоенных лет, то уже в первом полугодии 1943 г. подобных предприятий было 40 % [17]. Подобная картина наблюдалась и по стране в целом. По РСФСР в первой половине 1943 г. по сравнению первым полугодием 1942 г. заболеваемость с временной потерей трудоспособности снизилась по промышленности боеприпасов на 31 %, основной химии – на 29 %, черной металлургии – на 22 % [19, с. 89].
Таким образом, в военные годы в Новосибирской области в крайне сжатые сроки фактически с нуля была создана сеть медицинских учреждений, оказывавших разностороннюю помощь рабочим оборонных производств. Ее организация позволила сохранить здоровье тысячам рабочих и, путем сокращения потерянных из-за болезни рабочих дней, напрямую влияла на эффективность военного производства, что в конечном счете вело к достижению общей Победы.
Vyp. 2. 143 s.

Список литературы Медицинская помощь рабочим оборонных заводов Новосибирской области в 1941-1943 гг
- Савицкий И.М. Важнейший арсенал Сибири: развитие оборонной промышленности Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск: Изд-во СО РAН, 2005. 449 с.
- Савицкий И.М., Романов P.E. Рабочие, инженеры и техники оборонной промышленности Западной Сибири - фронту (i94i - 1945). Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 20L4. 4i2 с.
- Тимошенко А.И., Введенский В.В., Исупов ВА. [и др.]. Сибирский тыл в исторической динамике XX столетия: теория и практика реализации идеи. Новосибирск: Параллель, Институт истории СО РAН, 2016. 379 с.
- Зяблицева C.B. Социально-бытовая сфера Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (i94i-l945): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, i995. 22 с.
- Давыдова ЮА. Здравоохранение в городах Сибири в годы Великой Отечественной войны: i94i-i945 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, i999. 23 с.
- Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-1020. Оп. 2. Д. i08. Л. 34.
- ГАНО. Ф. Р-Ю20. Оп. 2. Д. i09. Л. i22.
- ГАНО. Ф. Р-1020. Оп. 2. Д. i09. Л. i24, i25.
- ГАНО. Ф. Р-Ю20. Оп. 2. Д. i26. Л. i27-131.
- ГАНО. Ф. П-4. Оп. 6. Д. 35. Л. i34.
- ГАНО. Ф. Р-29. Оп. i. Д. 352. Л. 63.
- ГАНО. Ф. Р-29. Оп. i. Д. 35i. Л. i.
- ГАНО. Ф. П-4. Оп. 6. Д. 35. Л. i33.
- ГАНО. Ф. Р-29. Оп. i. Д. 352. Л. 1 об.
- ГАНО. Ф. П-4. Оп. 7. Д. 202. Л. 44, 45 об.
- ГАНО. Ф. Р-29. Оп. i. Д. 352. Л. 9 об.
- ГАНО. Ф. П-4. Оп. 9. Д. i92. Л. i72 об.
- ГАНО. Ф. Р-29. Оп. i. Д. 352. Л. 9.
- Зинич М.С. Будни военного лихолетья, i94i-i945: в 2 вып. М.: ИРИ, i994. Вып. 2. i43 с.