Механизм венчурного финансирования для обеспечения развития инновационной сферы в России
Автор: Медина Е.
Журнал: Имущественные отношения в Российской Федерации @iovrf
Рубрика: Мнения
Статья в выпуске: 8 (47), 2005 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/170151352
IDR: 170151352
Текст статьи Механизм венчурного финансирования для обеспечения развития инновационной сферы в России
Е. Медина ученица 10 класса гимназии № 1518 города Москвы, победительница VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских работ учащихся «Экономический рост России»*
Необходимыми условиями обеспечения национальной конкурентоспособности России в условиях глобализации экономики являются ускорение темпов экономического роста и модернизация технологической базы производства на основе наукоемких технологий. Сегодня развитие экономических процессов достигло того уровня, когда принимаемые решения определяют дальнейшую судьбу нашего общества на новом этапе экономического развития, когда главным направлением обеспечения национальной конкурентоспособности экономики должна стать не купля-продажа природных ресурсов, а развитие наукоемких отраслей экономики. Переход к построению экономики, основанной на новых знаниях, создает условия для превращения научно-технического потенциала в один из основных ресурсов экономического роста.
Современная Россия значительно отстает от ведущих зарубежных государств в развитии наукоемких отраслей промышленности, связанных с использованием высоких технологий. Наша страна выступает главным образом как экспортер сырья и продуктов его первичной обработки. В последние годы доля топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в общем объеме российского экспорта составляет около 70 процентов1.
По данным, приведенным на конференции «Открытая Россия, мировая экономика и конкуренция»2, сегодня общий объем ми- рового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается примерно в 2,5–3 триллиона долларов, при этом Россия ежегодно экспортирует высокотехнологичных изделий на сумму около 2,5–3 миллиардов долларов, что составляет незначительную долю в объеме международной торговли указанной продукцией. В стоимостном выражении наша страна вывозит в 5 раз меньше наукоемкой продукции, чем Таиланд, в 8 раз меньше, чем Мексика, в 10 раз меньше, чем Китай и в 14 раз меньше, чем Малайзия и Южная Корея. Объем российского высокотехнологичного экспорта составляет 2 процента от уровня США, 3 процента – от уровня Японии и Германии, 7 процентов – от уровня Франции и Великобритании.
Значительное отставание России в развитии инновационной сферы может привести к снижению национальной конкурентоспособности страны в условиях, когда наибольшие преимущества получают страны, развивающиеся на основе современных технологий, основанных на новейших научно-технических достижениях. Ведущим индустриальным странам выгодно, чтобы Россия выступала на мировой арене в роли экспортера сырья, и никто не хочет видеть ее в качестве конкурента на рынке высоких технологий. Но без интеграции России в мировой рынок готовой наукоемкой продукции обеспечение стабильного экономического роста невозможно.
* Конкурс проводился Вольным экономическим обществом России. См. // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. №5.
Реализация потенциала инновационного развития позволит России обеспечить ускорение темпов экономического роста на основе модернизации производства и претендовать на усиление роли на мировом рынке наукоемкой продукции. Таким образом, одной из важнейших задач экономической политики является уменьшение рисков в сфере наукоемких технологий, увеличение объемов инвестиций, создание благоприятного инвестиционного климата. Развитие инновационных технологий как базы для модернизации отечественного производства возможно только при наличии спроса на них внутри страны, то есть при наличии инвесторов, желающих вкладывать в них средства. Однако сейчас в России сложилась такая ситуация, что крупный частный бизнес не заинтересован в инвестировании в инновационные технологии из-за больших объемов капиталовложений и длительных сроков окупаемости (гораздо выгоднее вкладывать деньги в нефтедобывающую отрасль или торговлю, так как в этих отраслях окупаемость происходит гораздо быстрее). В связи с этим спрос на проекты на базе наукоемких технологий может быть обеспечен только при участии государства.
В утвержденных Президентом Российской Федерации «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу» переход к инновационному развитию страны и формирование национальной инновационной системы определены в качестве важнейшего направления государственной политики в области развития науки и технологий3. В результате эффективной работы национальной инновационной системы должен быть сформирован масштабный рынок инновационной продукции (услуг). Необходимым условием для этого является создание инфраструктуры национальной инновационной системы, в том числе инфраструктуры венчурного финансирования путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе ус- тановления взаимовыгодного партнерства.
Механизм венчурного (рискового) финансирования является одним из основных экономических инструментов, обеспечивающих на протяжении последних десятилетий инновационное развитие ведущих индустриальных стран Запада. Название «венчурный» происходит от английского venture, что переводится как «рискованное предприятие». Венчурный капитал в основном предполагает финансирование инновационных проектов, вложение средств в которые является наиболее рискованным. От обычных схем венчурное финансирование отличается повышенной степенью риска: инвестор не гарантирован от потерь вложенных денег залогом или закладом. В качестве вознаграждения он, как правило, получает долю в уставном капитале предприятия или пакет акций. Основные идеи, положенные в основу этого механизма, впервые были успешно применены в США в конце 1940 – начале 1950 года. В дальнейшем интерес к венчурному финансированию рос высокими темпами. Во-первых, инвесторы могли получить реальный доход, иногда во много раз превосходящий возможный доход от обычных кредитно-финансовых операций. Во-вторых, финансирование высокорисковых предпринимательских проектов помогло найти особые методы управления инвестициями, позволяющие снижать инвестиционные риски. В-третьих, венчурный механизм обеспечил реальную возможность финансирования новых инновационных идей и разработок на начальных этапах их реализации. В-четвертых, венчурное финансирование, позволяло минимизировать высокие риски подобных инвестиций за счет их покрытия высокими доходами от удачных проектов.
В настоящее время в индустриально развитых странах механизмы венчурного финансирования предпринимательских проектов широко используются. По данным экспертов, в середине 1990-х годов общий мировой рынок венчурного капитала превзошел 100 миллиардов долларов. За один только 1996 год новые инвестиции венчурного капитала в США составили около 10 миллиардов долларов, а в Европе – почти 8 миллиардов долларов4. Именно при поддержке венчурного финансирования были реализованы многие крупнейшие нововведения XX века, связанные с микропроцессорной техникой, персональными компьютерами, Интернетом, генной инженерией. В последние годы государственные органы ряда ведущих индустриальных стран не случайно активно содействуют развитию венчурного бизнеса, так как признают, что в условиях научно-технического прогресса отказ от осуществления рискованных, но перспективных предпринимательских проектов может принести большие финансовые потери для экономики и общества в целом из-за возможного снижения конкурентоспособности национальных производителей на внешнем и внутреннем рынках, следствием чего будут неизбежное сокращение производства, снижение доходов граждан и бюджета государства, рост безработицы и другие негативные социально-экономические явления.
Проблема развития механизмов венчурного финансирования в России интересует многих экономистов уже давно, но до последнего времени не существовало реальных возможностей его применения. В современной России наконец начали складываться условия, позволяющие надеяться на успешное внедрение венчурного механизма в ближайшие годы: снижается уровень инфляции, увеличиваются объемы инвестиций и фондового рынка. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Согласно официальным данным Министерства промышленности и науки Российской Федерации, к настоящему времени в нашей стране вложения венчурного капитала составили суммарно около 1,5 миллиарда евро и использовались для финансирования более 250 предприятий.
Сегодня действуют около 30 фондов вен- чурного капитала, однако большинство из них являются небольшими частными фондами либо представляют иностранных ин-весторов5.
В 2000 году в России был создан государственный Венчурный инвестиционный фонд (далее – ВИФ) с капиталом 10 миллионов долларов США. По правилам ВИФа венчурный фонд может получить из него 10 процентов от капитала в сумме 1 миллион долларов США (планировалось создать 10 фондов, капитал каждого составлял бы 10 миллионов долларов США). В случае успеха этой программы венчурный рынок смог бы вырасти еще на 100 миллионов долларов США. Но, к сожалению, этот проект не увенчался успехом. К настоящему времени прошло два конкурса, но ни один из этих фондов не начал работать, не создаются и новые фонды6.
По мнению ряда аналитиков, сегодня развитию венчурного рынка в России препятствуют слабое развитие его инфраструктуры, отсутствие заметных российских источников венчурного капитала, высокие риски и недостаточные экономические стимулы для привлечения частного капитала к реализации наукоемких проектов, отсутствие необходимого рыночного механизма, обслуживающего венчурное финансирование – специального фондового рынка. В таких условиях должна быть усилена роль государства в формировании необходимой для успешного развития венчурного бизнеса инфраструктуры, создании благоприятной экономической среды для привлечения венчурных инвестиций в инновационный сектор экономики.
Эффективной формой участия государства в формировании механизмов венчурного финансирования на основе инструментов фондового рынка может стать создание частно-государственного венчурного фонда поддержки развития инновационных технологий (далее – ВФПРИТ) с акционерной формой собственности. Доля государства в уставном капитале ВФПРИТ может составлять более 50 процентов. При этом государство должно вложить в формирование уставного капитала фонда не менее 1 миллиарда долларов. Одним из источников этих средств могут являться средства Стабилизационного фонда (согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации это возможно при условии, что объем фонда будет превышать 500 миллиардов рублей). В этом случае средства Стабилизационного фонда будут использоваться как вклад в развитие для будущих поколений. Стимулом для вложения частных инвесторов в акции ВФПРИТ будет являться то, что акционеры фонда приобретают преимущественное право на финансирование своих инновационных проектов, они также могут иметь право на определенные льготы в сфере налогообложения.
Для привлечения средств ВФПРИТ должен выпускать облигационные займы под гарантии государства для софинансирова-ния (до 80 процентов со стороны фонда) с частными компаниями конкретных инновационных проектов со сроком реализации до 5 лет, отбираемых на жесткой конкурсной основе. В первые годы функционирования ВФПРИТ облигационные займы могут выпускаться на срок до пяти лет, но с расширением рынка инновационных технологий. Сроки обращения выпускаемых облигаций могут увеличиваться. При успешной реализации инновационного проекта ВФПРИТ получает либо процент от дохода компании и возвращает вложенные деньги плюс проценты, либо пакет акций этой компании, соразмерный вложенным в реализацию проекта средствам, плюс проценты, оговариваемые при заключении сделки. При расчете с владельцами облигаций ВФПРИТ может либо вернуть им деньги с причитающимися процентами, либо при желании инвестора обеспечить обмен облигаций на указанные акции. Иными словами, частные инвесторы, приобретающие облигации по конкретным инновационным проектам, получают право на возврат вложенных средств с процентами, а при успешной реализации проекта – возможность конвертации своих облигаций в акции компании, реализующей проект.
Действие такого механизма венчурного финансирования обеспечивает интерес предпринимателей, реализующих инновационный проект, поскольку при отсутствии достаточного объема собственных средств они получают реальную возможность финансирования своего проекта. Этот механизм также может привлечь и потенциальных владельцев облигационных займов, которые получают возможность гарантированного доходного вложения средств, а также частных инвесторов, вкладывающих свои деньги в создание ВФПРИТ и получающих ряд льгот по налогообложению и по реализации собственных инновационных проектов плюс дивиденды по акциям. В случае если на каком-то этапе общая сумма доходов, полученных ВФПРИТ от реализации инновационных проектов, окажется меньше объемов средств, необходимых ему для выплаты по облигациям, государство должно будет исполнить свои обязательства в качестве гаранта и осуществить выплаты по облигациям в полном объеме. При эффективной и рентабельной работе ВФПРИТ государство сможет вернуть вложенные средства через несколько лет путем продажи своего пакета акций венчурного фонда. Преимущественное право приобретения акций должно принадлежать акционерам этого фонда.
Таким образом, путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе установления взаимовыгодного партнерства в форме акционерного венчурного фонда, выпускающего гарантированные государством облигационные займы под конкретные инновационные проекты, может быть сформирован развитый рынок инновационной продукции, способный обеспечить базу для модернизации российской экономики, что приведет к ускорению экономического роста, повышению качества жизни населения, развитию фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечению обороны и усилению безопасности страны.