Механизмы развития и экспансии образовательных кластеров в структуре инновационного развития российской экономики в координатах информационно-технологической революции
Автор: Гасанова Н.В.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Инновационно-информационная экономика
Статья в выпуске: 4-5, 2015 года.
Бесплатный доступ
Информационно-технологическая революция создает новые условия для совершенствования личности, для интеграции всех сфер творческой деятельности человека, охватываемых инновационной культурой. Помимо стремительных изменений в технологиях, науке и производстве, в потреблении и потребностях людей научно-технологическое развитие сопровождается постепенным и непрерывным перемещением центра тяжести человеческого труда в творческую сферу и соответственно отличается перманентным ростом числа работников, занятых творческой деятельностью.
Информационно-технологическая революция, инновационная культура, инновационное развитие экономики
Короткий адрес: https://sciup.org/14319353
IDR: 14319353
Текст научной статьи Механизмы развития и экспансии образовательных кластеров в структуре инновационного развития российской экономики в координатах информационно-технологической революции
Информационно-технологическая революция создаёт новые условия для совершенствования личности, для интеграции всех сфер творческой деятельности человека, охватываемых инновационной культурой. Помимо стремительных изменений в технологиях, науке и производстве, в потреблении и потребностях людей научно-технологическое развитие сопровождается постепенным и непрерывным перемещением центра тяжести человеческого труда в творческую сферу и соответственно отличается перманентным ростом числа работников, занятых творческой деятельностью. Создавая возмож- ности для проявления всех способностей, прежде всего творческих, информационно-технологическая революция и сама от них зависит. В то же время современная информационно-технологическая революция всё больше определяет траекторию инновационного развития экономики. В её рамках уже осуществляются максимизация количества нового знания и минимизация количества традиционных факторов в производстве, распределении и потреблении инновационных товаров и услуг.
Формируется и действует новый принцип эффективного взаимодействия факторов производства, базирующийся на системе инновационных технологических режимов, уменьшающей значение традиционных ресурсов и сберегающей глобальное экологическое пространство. Развитие высокотехнологических секторов, отраслей, науки, высшего образования, повышение качества жизни определяется тем, насколько эффективно используется новое знание как стратегический экономический ресурс.
Производимые в развитых странах наукоёмкие товары и услуги во многих случаях имеют системообразующий и уникальный характер. При этом развитые страны получают масштабную эксклюзивную ренту не только с каждой стадии расширения совокупного спроса, но и в глобальном процессе изменения характера производства и всего образа жизни населения. Для нас учёт глобальной передовой практики важен и необходим для коррекции и конкретизации траектории инновационного развития российской экономики в условиях современного этапа информационно-технологической революции [1].
Сформировалась новая экономическая ситуация, когда общество вынуждено непрерывно развивать в соответствии с мировыми стандартами свой научнотехнический, научно-образовательный и интеллектуальный потенциалы как ведущие основы инновационного развития экономики [2]. Проведённые нами исследования позволяют предложить следующую оптимальную схему перехода к такому типу развития экономик. В ней содержатся такие уникальные механизмы и системы: 1) адекватные экономические, социальные, институциональные и иные механизмы; 2) механизмы устойчивого креативного наращивания человеческого капитала; 3) суперскоростная информационная инфраструктура; 4) эффективная национальная инновационная система; 5) эффективная национальная образовательная система; 6) национальная инфраструктура защиты экологии. При переходе к инновационному развитию экономики усиливается значимость человеческого капитала, возрастают требования к работникам с точки зрения их квалификации, деловых качеств, знания и т.д. Всё больше появляется профессий, содержащих креативно-интеллектуальные функции. На смену работникам, квалификация которых основывается на простых физических навыках, приходят работники, в квалификации которых заложен большой объём экономических, научных и технологических знаний. В современных условиях значительно изменяется профессиональная структура национального производства, отмирают старые профессии, связанные с ручным, тяжёлым, немеханизированным трудом, всё больше появляется профессий, содержащих интеллектуальные функции. Усиление значимости высшего образования предопределено и необходимостью совершенствования организации и широкого распространения инновационного производства, повышения интеллектуальной и производственной активности работников и стирания различий между интеллектуальным и физическим трудом. При переходе к инновационным методам хозяйствования уси- ливается значимость человеческого капитала как фактора производства, возрастают требования к работникам с точки зрения их квалификации, деловых качеств, знания показателей, критериев и путей повышения эффективности, профессионального отношения к работе, распространения новой практики и т.д.
Экспансивное креативное развитие человеческого капитала предполагает формирование эффективной национальной образовательной системы [3]. С помощью такой системы можно было бы обеспечить высокое качество человеческого капитала, в том числе инновационного направления, выявить при этом трудности подготовки. Условием реализации инновационной по своему характеру такой системы является образовательный кластер, который способен создавать эффективную комбинацию науки и образования, соответствующую новым хозяйственно-технологическим параметрам. Эффективно функционирующий образовательный кластер, во-первых, производит все инновационные идеи и концепции; во-вторых, формирует множество стратегических альтернатив экспансивного креативного развития человеческого капитала. Этот кластер концентрирует мощь научно-образовательного потенциала, увеличивает поток инновационных идей, их генерирование и содействие их реализации. Именно в этих локальных образовательных кластерах заключены значительные возможности реализации созидательных потенций страны. Они характеризуются активными действиями, открытостью к изменениям, гибкостью, непротиворечивостью, то есть восприимчивостью к эксклюзивным научнообразовательным, научно-педагогическим решениям и способностью создавать условия для освоения инновационных технологий другими отраслями и секторами экономики. Образовательные кластеры - это локальные пространственные сосредоточения эффективных сопряжённых вузов, НИИ, научных центров, связанных отраслей и институтов, специализирующихся на создании и распространении инновационных технологий и соответствующих созидательных инфраструктур. Их функционирование предполагает высокий уровень развития национальной системы науки и образования, значительной интегрированности работников вузов в инновационно-производственных структурах, ориентации экономической стратегии передовых фирм на достижение долговременных инновационных целей.
В развитых странах сформировались и развиваются образовательные кластеры с чёткими и сложившимися механизмами развития и экспансии. Под механизмом развития понимается активное проникновение одного или нескольких кластеров во внутренние структуры экономики. Это университеты мирового класса, современные исследовательские центры, академические институты, «где теоретические знания создаются, проверяются и кодифицируются... становятся главными институтами нового общества» [4, р. 30]. Под механизмами экспансии образовательных кластеров понимается активное вживление в хозяйственную ткань экономики образовательных структур развития и взаимодействия. Указанный феномен уже наблюдается во многих странах мира. Функционирующие кластеры, благодаря гибкой логистике, обладают высокими возможностями для динамичного взаимодействия [5, c. 173].
В рамках инновационного развития экономики приращения человеческого капитала, повышение уровня его интеллектуальности, креативных элементов является детерминирующим фактором производства. Интеллектуальный труд становится доминирующим видом труда в координатах нового общественного разделения труда, соответственно повышаются его гибкость и адаптивность. Информационно-технологическая революция существенно меняет содержание труда и требования к подготовке человека к трудовой деятельности. Она усиливает потребность общества в образованных, высококвалифицированных работниках, способных творчески решать вопросы инновационного производства. Высшее профессиональное образование занимает значительное место в интеллектуальном формировании работников, помогает им ознакомиться с главными положениями современной науки, способами и методами применения её преобразовательных предписаний в экономической практике. В современных условиях высшее профессиональное образование формирует преимущественно научную идеологию (систематизированные, теоретические взгляды), экономическое воспитание – психо- логию (убеждения, мотивы, установки, ценностные ориентации и т.п.).
В условиях стремительного роста НИОКР познавательная функция интеллектуальной деятельности вытесняется преобразовательной. Абстрактное мышление выделяется в самостоятельную форму деятельности интеллектуальных работников. Э. Вильховченко, указывая на данное обстоятельство, пишет: «Компьютеризация труда, при всей неравномерности по охвату отраслей и секторов и по её техническому уровню (так, системы искусственного интеллекта, включая визуализацию проектирования, пока в начальной стадии), создаёт качественно иной труд – более опосредованный (отдалённый от его физических объектов) и абстрактный (работа с информационными символами)» [ 6, с. 83]. На практике всё это реализуется в развитых странах, где на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости [7, с. 79]. Высшее и послевузовское образование становится базовым для многих профессий. В развитых странах послевузовское образование приобретает стратегическое значение, активизируется и приобретает самостоятельный, устойчивый и доминирующий характер.
Фирмы, ориентированные на развитие таких мобильных, динамичных и креативных производственных работников, как правило, уверенно чувствуют себя при освоении инновационных технологий на экспансивных и доминантных рынках.
Формируется достаточно устойчивая тенденция, когда в рамках образователь- ных кластеров развивается креативное мышление работников. Именно инновационная деятельность как объект познавательной, мыслительной деятельности позволяют перейти от рассмотрения мышления вообще к креативному мышлению [8]. Наука и образование развитых стран доказывает, что креативное мышление занимает уникальное место среди других качественных характеристик работников. Следовательно, формирование современного креативного мышления индивида является одним из приоритетов образовательного кластера.
Представители образовательного труда усваивают накопленные обществом знания и развивают их. Осуществляется непрерывный процесс субъективизации объективированного знания и, наоборот, переход знания из состояния объекта осознания во внутреннее качество субъекта (индивида), его сознание. Это качество и характеризует теоретическое, креативное мышление как интеллектуальное свойство, способность индивида отражать, осмысливать природные и прочие явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить понятия, категории, теории, требования законов с реальностью и соответствующим образом строить свою интеллектуальную деятельность. Все, что является новым по отношению к существующему, может рассматриваться как креативное [9].
Новые формы интеллектуального творчества обеспечивает движение силы прогресса, именно она обусловила развитие человеческой цивилизации [10, с. 13].
Рациональное и эффективное взаимодействие различных способностей даёт индивиду существенно более широкие возможности. Если креативное воображение отражает нашу индивидуальность и направлено в будущее, то оценочные способности не носят такого отпечатка индивидуальности и основаны, главным образом, на совокупности существующих и используемых знаний. Учитывая всё это, целесообразно обратить внимание на очень важный и деликатный аспект. Дело в том, что образовательная практика в наших высших учебных заведениях направлена в первую очередь на развитие оценочных, аналитических способностей и не препятствует воспитанию креативного мышления. Но если мы хотим двигаться вперёд в научных исследованиях, креативная рабочая сила нам абсолютно необходима, поскольку она основа экономики знаний. Развитие такой рабочей силы в рамках современной системы образования может иметь три разных уровня, три «конечных продукта»: подготовка бакалавров, формирование дипломированного специалиста, подготовка магистров-профессионалов. Магистерское образование даёт фундаментальную подготовку, инструментальные знания и навыки.
Для большинства университетов, как показывает глобальная передовая практика, характерна высокая доля магистрантов и аспирантов в общем числе обучающихся: Гарвард – 59 %, Стэнфорд – 64 %,Массачусетский технологический институт – 60 %, Лондонская школа экономики – 51 %, Пекинский университет – 53 % [11, с. 79]. Согласно государственной статистике, в российских вузах обучается лишь около одного процента (0,97 %) магистрантов от общего числа студентов [12, с. 10]. Данная тенденция связана с тем радикальным сдвигом, который произошёл в сущности, характере и содержании общественного труда под влиянием информационнотехнологической революции. Это прежде всего интенсивный переход от преимущественно физического к преимущественно интеллектуальному труду как основе экономики знаний. Такая экономическая метаморфоза влечёт за собой кардинальные изменения в высшем образовании, содержании, методах, технических средствах и организационных формах подготовки высококвалифицированных кадров. Инновационные потребности российской экономики предполагают резкое усиление креативности вузовской системы, что и возможно в рамках образовательных кластеров. Главная задача для них: сделать выпускников способными к ведению инновационной деятельности путём установления для них общих целей, ценностей, создания структур координации их креативных усилий, проведения обучения и подготовки с тем, чтобы выпускники были в состоянии решать поставленные задачи реализовывать инновационные идеи. Образовательные кластеры должны «превратить знание и образованность из предмета роскоши и элитарного орнамента в непосредственную производительную силу общества, в то, что называется истинным капиталом любой экономики» [13, с. 107]. Возникновение и развитие образователь- ных кластеров в крупных городах, как полагаем, создаст каталитический эффект для инновационного развития российской экономики. В современных условиях инновационное развитие производства сопровождается его интеллектуализацией, выступающей как выявление и использование новых производительных способностей в процессе труда. Развитие российской экономики вызвало необходимость перехода от интеллектуализации отдельных областей производства к интеллектуализации всех видов социальной деятельности. Повышение производительности производства, улучшение экономической деятельности и экономических отношений общества требует повышения образовательного уровня работника. Именно от уровня образования работника в большей степени зависят качество и эффективность экономики.
В выработке наиболее рациональных путей осуществления каждого инновационного социального и хозяйственного мероприятия важнейшее место занимает оценка результатов. В практике высшего образования могут использоваться самые различные инструменты, каждый из которых может оказаться эффективным и целесообразным в зависимости от конкретных условий и выдвигаемых инновационных задач. Для того чтобы обеспечить претворение в жизнь положений в области высшего образования, важно оценить эффективность различных ее форм, выявить наиболее действенные направления. От правильности выбора методов и путей высшего образования и соответствующей активизации работников в решении вопросов совершенствования производства в целом и его отдельных звеньев в конечном итоге зависит инновационное развитие российской экономики.
Список литературы Механизмы развития и экспансии образовательных кластеров в структуре инновационного развития российской экономики в координатах информационно-технологической революции
- Гасанов Э. А. Интеллектуализация инновационной экономики и формирование непрерывного благополучия в России/Э. А. Гасанов, М. А. Гасанов. Томск: Изд-во ТПУ, 2014. 264 с.
- Зубарев А. Е. Действовать в соответствии с мировыми стандартами/А. Е. Зубарев, Э. А. Гасанов, М. А. Гасанов//Стандарты и качество. 2008. № 12. С. 44-48.
- Гасанов Э. А.Образование в координатах развития информационной экономики/Э. А. Гасанов//Alma-mater. Вестник высшей школы. 2003. № 4.С. 20-24.
- Bell D. Notes on the Post-Industrial Society/D. Bell//The Public Interest. N.Y.; National Affairs, 1967. № 6. P. 24-35.
- Стрелец И. А. Сетевая экономика/И. А. Стрелец. М.: Эксмо, 2006. 208 с.
- Вильховченко Э. Новое в культуре труда, производстве, компании/Э. Вильховченко//Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 12. С. 81-93.
- Васильчук Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека/Ю. Васильчук//Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 9-10. С. 74-94.
- Креативное мышление в бизнесе/пер. с англ. М.: Альпина Бизнес, 2006. 228 с.
- Дубина И. Н. Задача регулирования креативных новаций в социально-экономических системах/И. Н. Дубина//Информация и экономика: теория, модели технологии: сб. науч. трудов/под ред. Е. Ю. Иванова, Р. М. Нижегородцева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. С. 121-126.
- Акио Э. Пять правил для будущих нобелевских премий/Э. Акио//За рубежом. 1996. № 43. С-13.
- Фрумин И. Полмиллиарда долларов и головная боль/И. Фрумин//Эксперт. 2009. № 29. С. 78-83.
- Сенашенко В. О тенденциях реформирования магистратуры в структуре российской высшей школы/В. Сенашенко, В. Халин//Высшее образование в России. 2008. № 3.С. 9-22.
- Друкер П. Труд и управление в современном мире/П. Друкер//США: экономика, политика, идеология. 1993. № 5. С. 106-115.