Механизмы социализации молодежи в сфере интимности
Автор: Попова Анна Юрьевна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социологические науки
Статья в выпуске: 10, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются каналы трансляции и усвоения социального опыта. В рамках социологического исследования анализируется ряд механизмов социализации молодежи в сфере интимности: друзья, игры, литературные романы, средства массовой информации. Одной из главных проблем, поднимаемых в статье, является проблема адаптируемости источников к реальной жизни.
Любовь, интимность, механизмы социализации, источники знания, сми, социальный опыт
Короткий адрес: https://sciup.org/14933847
IDR: 14933847
Текст научной статьи Механизмы социализации молодежи в сфере интимности
В нашем исследовании мы попытаемся разобраться с проблемой подлинности механизмов социализации молодежи в сфере интимности, которые предлагает нам общество. На этом этапе классифицируем все возможные источники по способу передачи информации, при этом сознательно исключим из списка источников научную литературу, так как у нее отсутствует главная характеристика, которой должен обладать данный механизм, - доступность для читателя.
Начинаясь в рамках института семьи, социализация постепенно становится ведущей функцией сверстников - друзей и знакомых. Предлагаем провести границу между этими двумя понятиями. Нас интересуют институции, в рамках которых есть условия для существования интимности, вторые - ее исключают.
Что же касается друзей, то в женском варианте это будет институт подружек. Уровень доверия в нем очень высок и предполагает наличие секретов. В качестве кредита доверия, например, у школьников выступают анкеты, распространяемые среди знакомых и друзей. Участники коллектива, которым не дают ее заполнить, считаются «чужими». Среди взрослых чаще практикуется исключение человека из обсуждения при нарушении правил. Самой главной чертой является прямой контакт с источником знания о любви. Трансляция опыта происходит в форме беседы. Особую роль здесь играют слухи, так как они изначально носят оценочный характер. Обсуждая чью-то личную жизнь, участники воспринимают реакцию окружающих в качестве социально-ориентированного опыта, моделируя «идеальную» схему действий в подобной ситуации. Институт подружек здесь является своеобразным советником, предлагая альтернативные пути решения проблемы. Также он выполняет эстетическую функцию, предполагающую формирование критериев оценки внешности потенциального партнера. Эмоциональная реализация будет восприниматься как главная расчетная единица.
Таким образом, в основе дружеских отношений лежит эмоциональная взаимозависимость участников друг от друга. В межличностных контактах они производят оценку существующей действительности, моделируя алгоритм построения успешной интимности с помощью бесед и слухов.
В качестве механизма социализации молодежи в сфере интимности выступает игра . Практика современного общества предполагает подразделение этой сферы на две бинарные категории: активную и пассивную.
Основанием первой является реальное физическое взаимодействие участников, вовлеченных в игру. В качестве примера можно привести игру «Дочки-матери». Правила игры строятся на воспроизведении семейно-бытовых моделей поведения с целью закрепления реакции относительно конкретного события. Данный вид игры предполагает «мимикрию» [1], то есть подражание, представление себя другим не тем, кто мы есть обычно.
Вторая форма игры - пассивная, так как предполагает не значительное усилие со стороны занятого в создании участника: «В детстве мы с девчонками играли во дворе в «Колечко». Настя обычно была первой ведущей и распределяла монетку между играющими. Тот, кому она доставалась, мог выбрать из двух предложенных вариантов. Затем ведущая уточняла, что именно хотела бы получить «избранная» девочка. Интересы были разнообразными, начиная с квартиры и заканчивая мужем» [2].
В данном случае механизм социализации связан с предстоящим выбором участницы, получившей «колечко»: муж, дети, семья, квартира, дом, отдельные комнаты внутри него, собака, машина и пр. За время игры каждая девочка получала возможность поучаствовать. Вариативность в данном случае подразумевала право умолчания ведущей. Выборы не конкретизировались жесткой нумерацией, а подразумевали завуалированность предстоящего результата. Ведущая произносила: «С браком или без брака?» - это означало, что в одном из предложенных вариантов мог быть несущественный или серьезный изъян. Например, дом сгорал сразу после вселения, или в нем заводились муравьи. Таким образом, главная роль в процессе игры отводилась «фортуне» и межличностным отношениям субъектов коллективного взаимодействия. Как видно из примера, традиционная русская игра «Колечко» из спортивной забавы превращается в пассивную стратегию формирования второй реальности, которая носит прогностический характер. Озвучивание ведущей вариантов не исключает экспрессивный характер лексики при описании. Образы, создаваемые в течение игры, преломляются через ее сознание и предстают в качестве утрированных стереотипных моделей успешности и неуспешности, часто обладающих сверхъестественными свойствами, тем самым изначально ориентируя участницу на наиболее выгодный вариант. В процессе вынесения окончательного решения она пыталась спрогнозировать возможность неудачного выбора. Таким образом, в игре стремление к выгоде являлось главным принципом, который приближал игру к жизненным условиям.
Подобную же модель построения реальности использовали при создании проекта The Sims. Эта игра дает возможность пользователям создавать собственные персонажи и контролировать их жизнь. Мы полагаем, что данный источник может полноправно считаться механизмом социализации по ряду причин.
Во-первых, при создании новых персонажей пользователь имеет возможность выбора форм отношений между ними: кровнородственные – родители и дети, муж и жена, соседские – друзья, любовники, знакомые.
Во-вторых, игра служит способом удовлетворения потребности игрока в драматизации рутинных событий [3, т. 2, c. 43-70], что приводит к созданию на игровом поле жизненных ситуаций. «Безнормативное» построение реальности в этом случае будет предполагать лишь завуалированную форму оценки, которая в виде намеков и закрепленных за всеми персонажами реакций информирует игрока о возможных последствиях действий героя. При этом растворение пользователя в симе будет приводить к усвоению правил, по которым строится игра. В то же время основные модели отношений и стратегии взаимодействия, предлагаемые игроку, основываются на социальном опыте, привнесенном создателями из реальной жизни. Что же касается ответа на вопрос о жизнеспособности конструктов, произведенных данным источником, то пользователи сами отмечают, что « мир The Sims – это отличный способ не только развлечься, но и попрактиковаться, и набраться какой-то доли опыта в отношениях...» [4, c. 69].
Третьим механизмом социализации в нашей классификации станут любовные романы . Любовь внеисторична. Об этом говорил еще Батай [5, c.130-132]. Именно любовным романам он ставит в заслугу переход этой философской категории в социальную реальность. Создавая идеализированные образы отношений между людьми, роман рисует квазиисторическую картину реально произошедших событий, встраивая туда атипичные образы личного и семейного счастья, любви и дружбы. Таким образом, литературное произведение, являясь реакцией на изменение социокультурной обстановки, воспроизводит модель успешной интимности, которую, в свою очередь, усваивают читатели, находясь на страницах романов.
Четвертый завершающий механизм социализации молодежи в сфере интимности – СМИ . Средства массовой информации на сегодняшний день занимают особое место в системе коммуникации. Основной функцией данного социального института можно считать распространение знаний об обществе и воспроизведение моделей поведения, принятых в нем. СМИ способны к разнообразным формам воздействия на повседневную жизнь, при этом оставаясь актуальными для потребителя. Мы выделили три основные группы:
-
1. Печатные СМИ. В качестве примера предлагаем разобрать образ современных глянцевых журналов.
-
2. Электронные СМИ [7, т. 2, c. 228-231]. К ним относятся ресурсы всемирной паутины, которые в качестве ведущего направления деятельности выдвигают концепцию поиска второй половины. В условиях современного информационного общества огромную популярность приобретают новые способы коммуникации, такие, например, как сайты знакомств. Каждый день на них регистрируются тысячи человек, соответственно данные ресурсы способны зафиксировать ежесекундные изменения, происходящие в обществе. Люди, являющиеся пользователями сайтов знакомств, испытывают повышенные потребности в гендерноокрашенной самопрезентации и, следовательно, воспроизводят те гендерные стереотипы, которые сами считают близкими к идеалу. То есть мы имеем дело не с произвольным мнением людей, а с бытующими культурными нормами.
-
3. Теперь стоит вернуться к телепроекту «Дом-2», он будет относиться к аудиовизуальным средствам передачи информации. Как и у прочих СМИ у данного источника высокий уровень мобильности. Он способен развиваться в соответствии с постоянно меняющимися условиями, при этом воспроизводя новые социальные основания жизни внутри группы «избранных». Инструментарием для сбора бытующих в обществе представлений об интимности здесь служит зрительское и внутреннее голосование. Однако роль утверждающих новые ценности на телепроекте отвели именно зрителям, которые посредствам онлайн-голосования влияют на отношения «внутри периметра». Главным результатом является оценка уровня интимности в парах.
Если рассматривать издания по гендерной ориентированности, то становится очевидна разница в тематической направленности их содержания. Женские журналы в большей степени склонны утрировать любовные отношения, придавать им экспрессивную окраску, сверхважность. В мужском глянце интервью носят характер блиц-опросов, а статьи схематизируются и конкретизируются. В таких условиях рассуждениям о любви нет места. Их подменяют вопросы типа «Что для Вас вдохновение?» или «Как Вы живете?», в ответах чаще фигурирует слово «семья». Если любовь и обсуждается, то чаще приобретает карикатурные черты. Заметки о ней могут сопровождать остроумные высказывания известных личностей или пара анекдотов в тему.
Издания представляют собой первичное дискурсивное поле, внутри которого адресант -автор статьи, многочисленные звезды, отвечающие на вопросы, и редактор – может выстроить общепризнанную концепцию интимности и направить ее социальным адресатам.
В статье «Дом как крепость» в самом названии и в водной речи к статье устанавливается пространственное отношение к интимности: «Чтобы не происходило за окном, есть место, где можно спрятаться от суеты. Только дома тебя любят только за то, что ты есть. Звездные семьи живут, так же как и мы, и, так же как мы, хотят, чтобы дома было тепло и уютно» [6, c. 10-15].
В качестве многозначительных «мы» выступают рядовые читатели, которые по задумке авторов должны воспринимать себя как часть журнала и усваивать транслируемые ценности в результате многократных повторений.
Внутри самого периметра также существует своя иерархия мнений. Идея М. Фуко [8] о давлении социальных институтов на человека в сфере интимности здесь применима по ряду причин. Во-первых, роль института власти здесь играют ведущие. Этот статус является негласным и склонен к мимикрии, представляясь институтом друзей. Подобная фальсификация свойственна СМИ в целом и подразумевает формирование доверительных отношений между участниками коммуникации. Главным контролирующим органом в таком случае станет институт исповеди, который предполагает наличие тайны, передаваемой шепотом. Так, у ведущих проекта существует традиция ежедневных личных встреч с участниками, чтобы обсудить новости их личной жизни. Кроме того, каждый участник перед входом на территорию шоу совершает автобиографическую исповедь, подобную стратегию получения данных мы можем наблюдать во время собеседований при приеме на работу. В результате доверительного общения между обеими сторонами не должно остаться недосказанности. Если это правило нарушается - фальсификатор выбывает из проекта. Символическая власть придерживается при этом рамок общечеловеческой морали, так в проекте запрещается участие людей, находящихся под следствием.
Во-вторых, интимность здесь ограничена рамками эфирного времени. В телевизионных трансляциях проект приобретает тематическую составляющую. Для привлечения зрителя используются незаконченные высказывания. Как и в романах, проблемная ситуация начинает играть с воображением зрителя, предлагая новые и новые варианты развития событий, но чтобы получить ответ, какой из них верный, необходимо посмотреть выпуск.
Что касается «строительства любви», то проект выполняет функцию транслятора разнообразных форм взаимоотношений. Показывая наиболее и наименее успешные из них, проводя параллели между ними, он выстраивает в сознании зрителя достаточно реалистичную картину механизмов функционирования любви, обеспечивая тем самым успешность будущих попыток ее построения самим реципиентом.
Итак, телепроект «Дом-2» может считаться механизмом социализации благодаря широкой сети каналов трансляции образов интимности.
Как «игра» среди остальных механизмов социализации отличается наибольшей мобильностью и гибкостью: герои и ведущие здесь «мимикрируют», превращаясь в друзей друг для друга и для зрителей, совершая аффективные акты, влюбляясь или ссорясь, они демонстриру- ют спонтанную эмоционально окрашенную игру - «илинкс». «Агон» имеет место в конкурсах, проводимых среди участников «Хозяин Дома-2» или «Человек года». «Алеа» - игра случая, совершается во время голосования. «Людус» можно найти в интригах между участниками.
В рамках любовных романов социализация происходит через призму творчества экс-участников. Пример - автобиографическая книга Романа Третьякова «Любовь за деньги…», в которой автор повествует о длительных отношениях с бывшей возлюбленной и о причинах расставания.
В СМИ телепроект помимо телевизионной сетки занимает еще ряды печатных изданий, выпуская одноименный журнал. В электронной версии он представлен личными страницами в соцсетях, блогами и сайтами героев проекта, где любой желающий может лично пообщаться с ними и протранслировать собственный опыт.
Итак, все механизмы социализации молодежи в сфере интимности, разбираемые нами, создают образ будущей успешной интимности, который является частью социально-конструируемой реальности. Они выступают в роли мотиваторов, упрощая процесс строительства отношений за счет знания, транслируемого потребителю. Во все эпохи наибольшего эффекта в социализации человек достигал играя. Данная форма трансляции опытного знания склонна к встраиванию в обстоятельства, в рамках которых ей предстоит развиваться. Наибольших успехов в трансляции социального опыта достиг телепроект «Дом-2», он объединил в себе и игровую концепцию построения реальности, основанную на идеализации образа будущего партнера и отношений с ним. А также ретранслировал накопленные ценностные основания своей деятельности на другие механизмы социализации молодежи в сфере интимности, оставаясь при этом актуальным для потребителя, что существенно упростило процесс социализации.
Ссылки и примечания:
-
1. Кайуа Р. Игра и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М., 2007.
-
2. Фокусированное интервью Респондент № 2 2007 г. (прим. автора: исследование на тему семьи проводилось в рам
-
3. Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий: постановка проблемы // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 1. C. 43-70.
-
4. Simsation. 2012. № 7.
-
5. Батай Ж. История эротизма. М., 2007.
-
6. Дом как крепость // Крестьянка. 2012. № 1. С. 10-15.
-
7. Попова А.Ю. «Хочу найти добрую и отзывчивую!»: интимность глазами современной городской молодежи (по материалам сайтов знакомств) // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы Международной конференции: в 3 т. / под общей редакцией Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург, 2010. С. 228–231.
-
8. Фуко М. История сексуальности-III: забота о себе. М., 1998.
ках курсового проекта и носило пилотный характер).
Список литературы Механизмы социализации молодежи в сфере интимности
- Кайуа Р. Игра и люди. Статьи и эссе по социологии культуры. М., 2007.
- Фокусированное интервью Респондент № 2 2007 г.
- Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий: постановка проблемы//Социологическое обозрение. 2002. Т. 2. № 1. C. 43-70.
- Simsation. 2012. № 7.
- Батай Ж. История эротизма. М., 2007.
- Дом как крепость//Крестьянка. 2012. № 1. С. 10-15.
- Попова А.Ю. «Хочу найти добрую и отзывчивую!»: интимность глазами современной городской молодежи (по материалам сайтов знакомств)//Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования: материалы Международной конференции: в 3 т./под общей редакцией Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург, 2010. С. 228-231.
- Фуко М. История сексуальности-III: забота о себе. М., 1998.