Механизмы возникновения внешних дисбалансов и приспособления к ним

Автор: Гапонова С.Н., Кудрявцева А.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-1 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140107078

IDR: 140107078

Текст статьи Механизмы возникновения внешних дисбалансов и приспособления к ним

Актуальность изучения механизмов образования внешних дисбалансов и приспособительного механизма к ним определяется достаточно сложной современной внешнеэкономической обстановкой, складывающейся в настоящее время для России и связанной с событиями, происходящими на Украине. С серьезными трудностями и убытками для экономики, внешнее приспособление российской экономики, как правило, обеспечивается с помощью сжатия или расширения внутреннего спроса. За счет изменения обменного курса обеспечиваются механизмы адаптации. Средний рост ВВП в России возможен на уровне 2,2 %, при этом лишь сохраниться устойчивость платежного баланса.

За последние годы особое внимание уделяется тематике внешних дисбалансов и в экономической политике, и в экономических исследованиях. Одной из главных причин кризиса 2008 – 2009 гг. были глобальные дисбалансы, и они по-прежнему остаются в списке основных факторов риска для мировой экономики.

В предкризисный период резкий рост дисбалансов проходил на фоне ускорения глобализации. После глобального финансового кризиса масштабы дисбалансов несколько снизились, однако остаются значительными. Сократились и наиболее крупные дисбалансы: дефицит СТО в США уменьшился вдвое, а профицит в Китае снизился за это время еще больше: с 10,1 до 2,6 % ВВП. Такие изменения, разумеется, не исключают возможности увеличения дисбалансов в будущем.

Опыт последних десятилетий показал, что значительные внешние дисбалансы, говорят о том, что страна подвергается серьезным макроэкономическими рисками. Внешние   дисбалансы   угрожают устойчивости как отдельных стран, так и всей мировой экономики. Серьезным источником глобальных рисков стал дефицит СТО на уровне 6 % ВВП, в крупнейшей экономике мира – США, который сформировался в 2005 – 2006 гг.

Из-за стойкости дисбалансов возрос интерес международных властей к проблеме внешних адаптаций. В 2007 г. МВФ принял решение изменить характер наблюдения за политикой стран – членов организации: в его центр была поставлена проблема внешней устойчивости. «Большая двадцатка» также признала внешние дисбалансы одной из главных угроз для стабильности мировой экономики и разработала предложения по их ограничению.

Отношение к проблеме внешних дисбалансов существенно эволюционировало. Неоклассические представления были широко распространены в 1980 – 1990 гг., согласно которым рациональные решения экономических агентов, направленные на сглаживание потребления, отражаются на сальдо текущего счета. Неоклассическая теория, с точки зрения макроэкономической политики, постулирует не существенную значимость сальдо текущего счета как ориентира политики в той степени, в какой оно определяется действиями частного сектора.

Тем не менее, международный опыт продемонстрировал, что на самом деле значительный дефицит внешнего счета часто выступает предвестником болезненного кризиса.

Также выделяют три схемы внешней адаптации: внутреннюю, внешнюю и смешанную. Далее подробнее остановимся на рассмотрении данных схем.

Внутренняя схема адаптации, на которую пришлась половина всех выявленных эпизодов, сопровождается существенным замедлением производства при некотором повышении реального валютного курса. Негативную динамику потребления обусловливает снижение роста внутреннего спроса. При условии роста экспорта и сокращения импорта счет текущих операций улучшается почти в равной степени.

Внешняя схема адаптации характеризуется существенным снижением реального обменного курса и ускоряет рост ВВП. Соотношение экспорта и импорта к ВВП на фоне девальвации повышается, однако экспорт растет также в долларовом выражении, что обеспечивает требуемую коррекцию СТО.

Смешенная схема адаптации, сочетает оба предыдущих механизма. При данной схеме одновременно замедляется рост внутреннего спроса и производства и происходит резкая девальвация. Следовательно, внутренняя схема адаптации в основном обеспечивается сжатием внутреннего спроса и, следовательно, импорта, а внешняя – повышением конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках. Экономика по внешней схеме после адаптации укрепляется, а вот после смешенной и внутренней – наоборот, возвращается назад, так как идет сокращение внутреннего спроса и производства.

Отчасти выбор схемы адаптации зависит от обстоятельств. Так, внутренняя адаптация повышается при перегреве экономики: избыточное укрепление валюты, наоборот, делает более вероятной внешнюю. И всё-таки, определяющую роль играют устойчивые свойства экономики, реализующиеся в эластичности экспорта и импорта по реальному обмену курсу и внутреннему спросу.

Совмещение сокращения внутреннего спроса с глубокой девальвации и замедлением экономики, а также за счет снижения импорта говорит о том, что для России характерна внешняя адаптация преимущественно по смешенной схеме.

Анализируя внешний баланс важно оценить уровень его устойчивости. МВФ определяет внешнюю устойчивость как состояние платежного баланса, которое не дает оснований ни в текущий момент, ни в будущем для опасных колебаний обменного курса. Для решения данной задачи предлагаются следующие подходы.

  • 1.    Эвристический подход: порог в процентах ВВП, без учета индивидуальных особенностей страны. Из исследований Фройнд вытекает, что для каждой страны характерен свой порог, после прохождения, которого начинается коррекция.

  • 2.    Подход динамической устойчивости: приведенная стоимость сальдо текущего счета должна быть не меньше приведенной стоимости выплат по внешнему долгу.

  • 3.    Оценка равновесного сальдо на основе межстрановых панельных регрессий. При этом выделяют следующие факторы, которые влияют на данный показатель:

Сравнивая данные подходы, подход динамической устойчивости на практике позволяет точнее выделять страны с повышенной внешней уязвимостью. Хотя при использовании данной методики возникают значительные сложности при определении допустимого в будущем уровня дефицита.

  • -    международная инвестиционная позиция;

  • -    демографические факторы (доля населения в трудоспособном возрасте и ее ожидаемое изменение);

  • -    уровень экономического развития (величина ВВП на душу населения) и потенциальные темпы роста;

  • -    переменные фискальные политики (бюджетный дефицит, уровень социальных расходов);

  • -    экзогенные внешнеторговые переменные (рост ВВП стран – торговых партнеров, условия торговли и их волатильность);

  • -    открытость к потокам капитала и склонность международных инвесторов к риску.

Данный подход позволяет проследить эволюцию равновесного сальдо при проведении фискальных и структурных реформ.

Для нефтеэкспортирующих стран, в ряде исследований использована модификация регрессионного подхода. Также известно, что на начальном этапе разработки месторождений такие страны испытывают большую потребность в инвестициях; следовательно, невысокая степень исчерпания ресурсов может ассоциироваться с более низкой величиной сальдо текущего счета. В то же время страны с высокой степенью исчерпания ресурсов могут финансировать дефицит текущего счета благодаря накопленным ранее нефтегазовым фондам и другим зарубежным активам, и знак влияния этого показателя в априори неочевиден.

В последние годы проводились оценки равновесной величины счета текущих операций для России, полученные значения существенно различались в зависимости от методологии и рассмотренного интервала. Равновесное значение сальдо эволюционирует во времени, с учетом изменения фундаментальных факторов. Также отметим, что высокие издержки внешней коррекции говорят о том, что поддержание объективно обоснованного уровня счета текущих операций должно стать в нашей стране одним из приоритетов макроэкономической политики.

Все выше отмеченные подходы, в их единстве и правильном сочетании можно рассматривать как механизм адаптации к сложным экономическим вызовам, обусловленным происходящими политическими событиями.

"Экономика и социум" №2(11) 2014

Статья