Меры органов советской власти по преодолению продовольственного кризиса в Башкирии в период гражданской войны и военного коммунизма
Автор: Ахметшин Р.А.
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Теория и история права и государства. История учений о праве и государстве
Статья в выпуске: 4 (38), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается деятельность органов советской власти по преодолению продовольственного кризиса в Башкирии в период гражданской войны и военного коммунизма. Особое внимание уделено продовольственной разверстке как одной из центральных мер по выходу из продовольственного кризиса. Меры органов советской власти были направлены на продовольственное обеспечение населения в условиях продовольственного кризиса, охватившего всю страну и Башкирию, в частности. Путем организационно-правовых мер проводилось распределение продовольственной разверстки по селениям и крестьянским хозяйствам края, а также осуществлялись мероприятия по заготовке продовольствия и его отгрузке на ссыпные пункты региона. Посредством предпринятых мер государственными и партийными органами советской власти, а также специализированными продовольственными органами, в значительной степени поспособствовало разрешению продовольственного вопроса, обозначившегося в период гражданской войны и военного коммунизма.
Продовольственный кризис, башкирия, органы советской власти, гражданская война, военный коммунизм
Короткий адрес: https://sciup.org/142233701
IDR: 142233701
Текст научной статьи Меры органов советской власти по преодолению продовольственного кризиса в Башкирии в период гражданской войны и военного коммунизма
Деятельность органов советской власти в Башкирии по преодолению продовольственного кризиса в период гражданской войны и военного коммунизма представляла собой комплекс мер, направленных на продовольственное обеспечение башкирского населения и армии. Летом 1918 г.
Башкирия была охвачена гражданской войной. Проблемой, вставшей перед советской властью, была борьба с голодом, вопрос продовольственного снабжения сливался с военным в условиях гражданской войны. Успех советской власти зависел от того, удастся ли ей накормить армию и город- ское население. Главной задачей органов советской власти в годы гражданской войны была борьба за хлеб, от правильного решения которой зависела судьба пролетарской революции. Перед Уфимской губернией советскими органами власти была поставлена задача по мобилизации всех сил на продовольственный фронт с целью оказания продовольственной помощи революционным Центрам страны и Красной Армии. Продовольственный вопрос постоянно был в центре внимания всех революционных комитетов (ревкомов) и сменивших их Советов. Советы уделяли большое внимание разъяснению башкирскому крестьянству тяжелого продовольственного положения региона и мероприятия советского государства по борьбе с голодом. В регионе ведущая роль по продовольственному обеспечению населения отводилась сельским и волостным Советам. Они организовывали распределение продразверстки по селениям и крестьянским хозяйствам, а также принимали активное участие в заготовке продовольствия и его отгрузке на ссыпные пункты края. Первые годы работы продовольственных комитетов были осложнены слабостью развитого продовольствен-ного аппарата и отсутствием опыта продовольственной работы.
К лету 1918 г. продовольственные органы Уфимской губернии заготовили 7 млн. пудов хлеба [1, с. 129]. Декрет от 22 июля 1918 г. «О спекуляции» [2] ужесточил меры наказания за спекуляцию продуктами питания. В качестве спекуляции рассматривались «сбыт, скупка или хранение с целью сбыта» всех монополизированных государством продуктов. В борьбе с продовольственным кризисом органы советской власти придавали большое значение сплочению бедноты и батрачества как средству достижения власти на местах и организации продовольственного дела на коммунистических началах.
Как одну из мер органов советской власти по преодолению продовольственного кризиса в регионе можно выделить организацию Советов деревенской бедноты. 11 июня 1918 г. Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов «Об организации деревенской бедноты и снабжении ее хлебом, предметами первой необходимости и сельскохозяйственными орудиями» [3, с. 582-584] были учреждены волостные и сельские Комитеты деревенской бедноты (Комбеды), организуемые местными Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов при непременном участии продовольственных органов и под общим руководством Народного Комиссариата Продовольствия (Наркомпрод) и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Согласно параграфу 3 данного Декрета Комбеды должны были заниматься распределением хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий, а также оказывать содействие местным продорганам «в изъятии хлебных излишков из рук кулаков» [3, с. 582]. Одним из первых в Башкирии возник Совет деревенской бедноты в Свято-Троицкой волости Уфимского уезда [4, с. 196]. Их деятельность была направлена на борьбу с зажиточными крестьянами-кулаками. Советская власть была заинтересована в подобных организациях в связи с отказом кулаков продавать хлеб государству по твердым ценам.
В конце 1918 г. органы советской власти декретом Совнаркома (СНК) РСФСР от 21 ноября 1918 года «Об организации снабжения населения всеми продуктами и предметами личного потребления и домашнего хозяйства» [5] окончательно установили продовольственную государственную монополию. Данным Декретом советская власть возложила все снабжение армии и населения на Наркомпрод РСФСР и его заготовительные и распределительные органы.
Таким образом, 1918 год стал периодом установления и правового закрепления государственной хлебной монополии. Меры, предпринимаемые органами советской власти по выходу из продовольственного кризиса, были направлены на централизацию всего продовольственного «рынка» с целью обеспечения продовольствием армии и на населения. Отношения крестьянства региона к действиям советской власти были противоречивы. Так, в Уфимском сборнике Октябрьской революции было написано: «Единственное неудобство, которое терпит население от советской власти, -это хлебная монополия. Крестьянин по дешевой цене отдает хлеб для голодающих, а взамен получает лишь совсем немного товара» [6, с. 19]. Также в данном издании резюмируется отношения крестьянства в деятельности советской власти: «крестьянство, вступившие в союз с рабочим классом, соглашается на эту «жертву»,... крестьянство осознает, что помощь рабочему хлебом необходима» [6, с. 20].
Но хлебная монополия как организационное мероприятие по централизации хлебных «ресурсов» лишь обозначила пути по выходу из продовольственного кризиса. Было необходимо подвести хлебную монополию к комплексно-плановому мероприятию с вовлечением организованной структуры продовольственных органов по выполнению задач продовольственного снабжения армии и населения. В сложившейся ситуации правительство решилось пойти на чрезвычайные меры, а именно, на введение на всей территории РСФСР хлебной и фуражной разверстки: изъятия у крестьян излишков и даже части необходимого продукта. Для каждого региона страны были установлены план и сроки сдачи хлебной разверстки государству. «Разверстка, данная на волость, уже является сама по себе определением излишков» [7], - разъяснялось в письме ЦК РКП (б) всем губернским комитетам партии.
Продразверстка была введена советской властью, во-первых, как одна из мер по выходу из продовольственного кризиса, во-вторых, как регулятор государственно-правового обеспечения продовольственного снабжения населения и армии. Этим самым органы советской власти пытались наладить процесс продовольственных заготовок, путем нормированной закупки хлеба по фиксированным ценам. Однако, в условиях инфляции и обесценивания денег крестьянам продразверстка была экономически не выгодна. Отметим, что непосредственная конфискация хлебных излишков продовольственными органами запрещалась. По сути продразверстка представляла собой государственный налог на личный доход населения в натуральной форме, потому что «производители имеют право использовать продукты своего труда только после уплаты обязательных налогов» [8, с. 168-169]. «Любое государство как институт политической власти общества обязано иметь свою аграрную политику, и на ее основе обеспечивать правовое регулирование сельского хозяйства и продовольственной безопасности страны» [9, с. 2123].
По замыслу органов советской власти, 60 % всего продовольствия, заготовленного посредством продразверстки, должно было последовать на снабжение населения городов, и 40 % на обеспечение продовольствием армии. Однако, развернувшиеся полным ходом гражданская война, обусловила необходимость повышенного продовольственного снабжения Красной Армии, «армия потребляла 60 % рыбы и мяса, 40 % хлеба, 100 % табака» [8, с. 170].
Декретом СНК РСФСР от 11 января 1919 г. «О разверстке зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства, между производящими губерниями» [10, ст. 10] советская власть закрепила монополию на хлебный заготовительный рынок. В соответствии с декретом СНК РСФСР от 21 января 1919 г. «О заготовке продовольственных продуктов» [11, с. 302-304] хлеб, крупа и зернофураж, сахар и изделия из него, чай и соль, мясо, морская рыба, конопляное, подсолнечное и льняное масло, картофель и животные жиры подлежали государственной монополии.
Органы советской власти проделали большую работу по организации продовольственной работы в Башкирии летом 1919 г. Следуя указаниям VIII съезда РКП (б), партийные и советские органы региона выдавали семенные и денежные ссуды, снабжали крестьян сельскохозяйственными маши- нами и орудиями. По указанию Советского правительства в Башкирию стали прибывать продовольственные отряды, организованные из рабочих Петрограда и Москвы. В течение нескольких месяцев с июля до конца 1919 г. удалось заготовить свыше 9 млн. пудов хлеба [12, л. 266]. Всего продовольственными органами региона с 1 сентября 1919 г. по 25 мая 1920 г. было заготовлено 15 млн. пудов хлеба, много мяса, яиц, сена. Почти все заготовленное продовольствие было отправлено в центральные районы страны [13, с. 19]. Соответственно, началась «новая волна» реализации продразверстки с приходом в Башкирию продотрядов. Местное руководство предоставило им широкие полномочия, что приводило к бесконтрольной деятельности на закрепленной за продотрядами территории. Продовольственные отряды (продотряды) смотрели не на имущественное благосостояние крестьянина, величину его владений, а на сам факт наличия у него хлеба.
В Башкирии излишки хлеба были практически у всех, но продотряды устанавливали одинаковую долю подати хлеба от каждого человека. Население Башкирии, выполняя продовольственный план, оставалось практически голодным, в то же время хлеб не успевали вывозить, крестьяне, сдававшие хлеб продотрядам, сами наблюдали, как хлеб гниет. Продотряды не справлялись с вывозом, но и местное население, сдававшее хлеб, не могло его получить обратно. В такой ситуации крестьяне рассматривали продразверстку не как тяжелую, но необходимую обязанность, а как насилие «новых чиновников» и ущемление их классовых интересов. По переписи 1920 г. на одно крестьянское хозяйство приходилось 1,88 голов лошадей и 1,11 голов коров [14, л. 247].
Продовольственная политика органов советской власти в период военного коммунизма была сосредоточена на централизации всего продовольственного аппарата и полной государственной монополии на предметы продовольствия [15, с. 39]. В резолюции V Уфимской губернской конференции РКП (б) по докладу губкома «О продовольственной политике в Уфимской губернии» от 30 декабря 1919 г. было обозначено содействие в продовольственной работе всех местных органов советской власти продовольственной армии (продармии) и специальным заготовительным отрядам [15, с. 43].
Таким образом, меры, предпринятые государственными и партийными органами советской власти, а также специализированными продовольственными органами, способствовали разрешению продовольственного вопроса, обозначившегося в период гражданской войны и военного коммунизма. Однако монополизация хлебных ресурсов и продовольственная разверстка как одна из центральных мер органов советской власти сформиро-
|fai™ п Д Ш вали отрицательное отношение населения к политике, проводимой центральными органами страны. Данные меры, предпринятые советской властью негативно сказались и на экономических стимулах населения Башкирии по расширению производства продовольственных продуктов. Продовольственная политика органов советской власти периода гражданской войны и военного коммунизма иллюстрирует попытку выстраивания государственно- правового механизма регулирования продовольственного обеспечения населения Башкирии с использованием «жестких» административнокомандных методов государственной монополии на продовольственные продукты. Что немаловажно, государственные органы Башкирии путем проведения мер по преодолению продовольственного кризиса смогли в значительной степени снизить потери среди населения края.
Список литературы Меры органов советской власти по преодолению продовольственного кризиса в Башкирии в период гражданской войны и военного коммунизма
- Раимов Р.М. Образование БАССР. М., 1952.
- Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 54. Ст. 605.
- Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. М., 1942.
- Очерки истории Башкирской организации КПСС. Уфа, 1973.
- Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 83. Ст. 879.