Меры по использованию технологии искусственного интеллекта для поиска вакцины от COVID-19

Автор: Левашенко А.Д., Черновол К.А.

Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr

Статья в выпуске: 12 (114), 2020 года.

Бесплатный доступ

Разработка лекарств и изучение болезней – главные направления применения искусственного интеллекта (ИИ) в здравоохранении. Развитые страны поддерживают научные организации и компании в разработке и поиске препаратов для лечения COVID-19. Значительными проблемами для применения технологий ИИ в сфере здравоохранения в целом и в биофармацевтике в частности являются проблемы доступа к данным о здоровье. Для возможности работать с наибольшим доступным объёмом информации необходимо развить механизмы (в первую очередь правовые), которые делают возможным эффективный обмен данными о состоянии здоровья. Так, например, в ЕС разработана политика по совместимости данных в сфере электронного здравоохранения.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/170176201

IDR: 170176201

Текст научной статьи Меры по использованию технологии искусственного интеллекта для поиска вакцины от COVID-19

Согласно отчету ОЭСР «Искусственный интеллект в обществе» 2019 г.1, разработка лекарств и изучение болезней – одно из перспективных направлений применения систем ИИ в сфере здравоохранения.

Системный подход развитых стран - это стимулирования сотрудничества частных организаций и научно-исследовательских учреждений для поиска и разработки препаратов, эффективных для лечения коронавируса. Так, Центр исследования инфекционных заболеваний Helmholtz координирует проект CORESMA, задачей которого является заполнение существующих пробелов в клинической, иммунологической и эпидемиологической картинах коронавируса. Проект направлен на получение и мгновенный анализ получаемых данных о вирусе, в том числе с целью оценки эффективности применяемых мер лечения, поиска эффективных препаратов и разработки вакцины.

12(114) 2020

В Сингапуре на базе стартапа GERO группа российских исследователей при помощи нейросети обнаружили более 10 существующих препаратов, перспективных с точки зрения лечения COVID-19. По сообщениям СМИ, по состоянию на конец марта 6 из обнаруженных препаратов одобрены для применения в некоторых стран.

В КНР в середине января 2020 г. в рамках проекта, финансируемого по программе финансирования ключевых исследований, группа исследо- вателей из разных университетов использовала ИИ для определения последовательности генома COVID-19, благодаря чему впоследствии удалось определить энзим, за счет которого вирус проникает в тело человека1.

Таким образом, искусственный интеллект активно применяется во многих странах для изучения COVID-19, для поиска вакцины, разработки и подбора препаратов для его лечения. По сообщениям СМИ, университет Флиндерс (Австралия) совместно с компанией Oracle при помощи ИИ нашли препараты-кандидаты на роль вакцины2.

23 апреля 2020 г. ОЭСР был опубликован отчет об использовании странами технологий и инструментов с искусственным интеллектом в борьбе с пандемией COVID-19. В качестве примеров применения ИИ на разных стадиях пандемии COVID-19 ОЭСР выделяет меры по обнаружению (раннее предупреждение и диагностика), предотвращению (прогнозированию распространения инфекции, наблюдению и информированию населения), ответные меры (использование ИИ для перевозок, работы с зараженными в больницах, автоматизации услуг по консультированию) и меры по восстановлению (мониторинг как экономической, так и эпидемиологической ситуации).

Для упрощения использования ИИ в ответных мерах на кризис, ОЭСР рекомендует странам и компаниям развивать механизмы обмена данными (медицинскими, исследовательскими и т.д.) на информационных платформах, чтобы исследователи в сфере искусственного интеллекта могли оперативно разрабатывать действенные инструменты для медицинского сообщества. Для этого государствам необходимо стимулировать междисциплинарное взаимодействие и создавать механизмы обмена данными как внутри страны, так и на международном уровне с вовлечением представителей сообщества разработчиков, медицинского сообщества и самих регуляторов для формулирования проблем, определения релевантных данных обмена инструментами и обучения моделей.

Для реализации возможностей ИИ в борьбе с COVID-19 регуляторам также необходимо обеспечивать соответствие систем ИИ Рекомендациям ОЭСР по искусственному интеллекту3, к которым относятся алгоритм соблюдения прав человека, особенно права на неприкосновенность частной жизни, прозрачность, объяснимость, надежность и безопасность, а также обязательное обеспечение лицами (организациями), вовлеченными в их разработку, доверительного отношения к себе. Особенно ОЭСР акцентирует внимание на том, что инструменты мониторинга, использующие искусственный интеллект, должны обеспечивать достижение исследовательских задач, не жертвуя при этом неприкосновенностью частной жизни4.

12(114) 2020

Значительными проблемами для применения технологий ИИ в сфере здравоохранения являются проблемы доступа к данным о состоянии здоровья и вопросы международного сотрудничества. На проблему обеспечения ИИ качественными данными указывает и ОЭСР в приведенном выше отчете от 23 апреля 2020 г. Алгоритму необходимы качественные данные о пациентах, о динамике протекания болезней, о реагировании на разные препараты и методы терапии и т.д. для анализа и формулирова- ния выводов. В 2017 г. ОЭСР были приняты Рекомендации по управлению персональными данными о состоянии здоровья, в которых указано на необходимость соответствия национальных систем управления данными о здоровье ожиданиям общественности, которое может обеспечиваться посредством сертификации или аккредитации организаций, обрабатывающих соответствующих данных Так, например, в Дании исследовательский институт Statens Serum Institute (SSI), созданный под эгидой Министерства здравоохранения Дании и специализирующейся на вопросах борьбы с инфекционными заболеваниями и биологическими угрозами, является одной из организаций, осуществляющих функции по управлению данными о здоровье. Данному институту разрешено создавать новые реестры данных, включающие только данные сектора здравоохранения. Требуется утверждение Управления по защите данных, однако не требуется принятия новых нормативных актов для авторизации нового реестра. Исследователи могут обратиться к базе данных о состоянии здоровья без дополнительных согласований для реализации проектов.

Не менее важным является вопрос совместимости данных из реестров таких данных разных стран. Для возможности работать с наибольшим доступным объемом информации необходимо развить механизмы (в первую очередь правовые), которые делают возможным эффективный обмен данными о здоровье. Так, например, в ЕС разработана политика по совместимости данных в сфере электронного здравоохранения1.

Ситуация в России

В открытых источниках отсутствуют сведения о системном продвижении исследований в сфере изучения коронавируса, о разработке и поиске подходящих лекарств на базе государственных научных учреждений. Вместе с тем одной из целей Национального проекта «Наука» является обеспечение присутствия России в числе 5 ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Согласно Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг.» одним из таких приоритетов является переход к высокотехнологичному здравоохранению. Наконец, в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта в России отмечается важность использования технологий ИИ для повышения качества услуг в сфере здравоохранения, включая сокращение угроз пандемий. Из перечисленных положений следует необходимость наличия правовых предпосылок для централизованного стимулирования использования технологий искусственного интеллекта для разработки и поиска эффективных препаратов для лечения COVID-19.

12(114) 2020

Также в России отсутствуют механизмы обеспечения доступа к данным о состоянии здоровья в исследовательских целях, в том числе механизмы определения организаций, которые имеют право формировать реестры таких данных и предоставлять исследователям доступ к ним. Кроме того, Российская Федерация не присоединилась к Рекомендации ОЭСР по управлению персональными данными о здоровье, что является препятствием для развития международного сотрудничества в сфере обмена соответствую- щими данными и не позволяет российским исследователям эффективно участвовать в международных исследовательских проектах.

Предложения для России

По нашему мнению, Правительству РФ, Минэкономразвития России, Минздраву России, иным ответственным ведомствам необходимо:

  • 1.    Совместно разработать программу стимулирования и поддержки использования технологии искусственного интеллекта для борьбы с COVID-19, в том числе для создания и поиска эффективных препаратов для лечения COVID-19. Программа должна включать в себя меры финансовой поддержки в форме грантов на исследования в указанной сфере для научных учреждений и частных организаций.

  • 2.    Разработать проекты нормативных правовых актов, на основании которых создавались бы механизмы обеспечения доступа к данным о состоянии здоровья в исследовательских целях, в том числе механизмы определения организаций, имеющих право формировать реестры таких данных и предоставлять исследователям доступ к ним.

  • 3.    Обеспечить присоединение России к Рекомендации ОЭСР по управлению персональными данными о здоровье в целях развития международного сотрудничества в сфере обмена данными о здоровье.

Что дадут предложенные изменения

Технологии искусственного интеллекта начнут эффективно применяться в сфере поиска эффективных средств лечения COVID-19, что позволит в максимально сжатые сроки подавить распространение COVID-19 в России, минимизирует негативные эффекты от пандемии (как санитарно-эпидемиологические, так и экономические) и будет способствовать достижению цели №1 Национального проекта «Наука». Кроме того, обработка ИИ данных о состоянии здоровья пациентов, а также совместимость этих данных с данными из реестров других стран позволят значительно ускорить процесс поиска и разработки препаратов, эффективных в целях противодействия COVID-19. ж

12(114) 2020

Статья научная