Меры привлечения устойчивого («зеленого») финансирования в экономику для устранения экономических последствий COVID-19
Автор: Левашенко А.Д., Ермохин И.С., Коваль А.А., Черновол К.А.
Журнал: Мониторинг экономической ситуации в России @monitoring-esr
Статья в выпуске: 17 (119), 2020 года.
Бесплатный доступ
Устойчивое («зеленое») финансирование является международно-признанным инструментом восстановления экономики после кризиса из-за пандемии COVID-19. В России необходимо включение мер по созданию условий для такого финансирования в план по восстановлению экономики после пандемии. Данный институт повысит устойчивость российской экономики к будущим экономическим кризисам и сделает ее восстановление более эффективным в долгосрочной перспективе.
Короткий адрес: https://sciup.org/170176146
IDR: 170176146
Текст научной статьи Меры привлечения устойчивого («зеленого») финансирования в экономику для устранения экономических последствий COVID-19
ОЭСР в отчете от 27 апреля 2020 г. «Местная занятость и экономическое развитие» указала на сформировавшийся в условиях пандемии тренд на внедрение мер по «зеленому» восстановлению экономики1. Генсек ОЭСР в обращении 22 апреля 2020 г. также отметил, что при планировании мер по восстановлению экономик после пандемии у государств есть уникальный шанс для «зеленого» восстановления, не только обеспечивающего доход и рабочие места, но и объединяющего меры в сфере противодействия изменению климата, сохранения биоразнообразия и повышения устойчивости экономического развития. Кроме того, в публикации «Охрана окружающей среды и повышение устойчивости к пандемиям» от 21 апреля 2020 г. ОЭСР отметила, что укрепление экологического здоровья общества в среднесрочной и долгосрочной перспективе – ключевая составляющая экономического подъема и стимулирующих мер, которые в настоящее время разрабатываются правительствами. Ограничение воздействия на людей опасных физических, химических и биологических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и в других экологических средах снизит уязвимость к будущим пандемиям, повысит здоровье и благосостояние населения2.
Наиболее сильно плохая экология сказывается на уязвимых группах (пожилые люди, менее обеспеченные слои населения и др.). Например, улучшение качества воздуха снижает частоту сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, которые повышают уязвимость отдельных лиц к пандемиям, подобным COVID-19. ОЭСР выделяет 4 базовых направления экологической политики:
-
1. Улучшение качества воздуха для улучшения самочувствия и снижение заболеваемости.
-
2. Обеспечение доступа к чистой воде и санитарии и повышение финансовой устойчивости коммунальных предприятий.
-
3. Решение проблемы образования отходов и их утилизации.
-
4. Проведение политики, способствующей поддержанию биоразнообразия.
Угрозы биологическому разнообразию повышают риски будущих вспышек патогенов. Вмешательство человека в биоразнообразие, например, вырубка лесов, деградация и фрагментация среды обитания, интенсификация сельского хозяйства, торговля дикими животными и изменение климата увеличивает риск перехода патогенов от животных к людям.
В отчете от 5 июня 2020 г. ОЭСР о политике устойчивого и стабильного восстановления экономики после COVID-19 основными направлениями такого восстановления названы в том числе задачи по снижению выбросов парниковых газов, повышение климатической устойчивости, сохранение биоразнообразия и др. В числе ключевых рекомендаций восстановления ОЭСР указывает на необходимость активно поддерживать «зеленое» финансирование и учитывать «долгосрочные горизонты» при принятии решений о финансировании. ОЭСР подчеркивает, что такие меры необходимы для устойчивого восстановления экономики после пандемии.
Техническая экспертная группа Европейского союза по устойчивому финансированию (TEG) опубликовала заявление, в котором описывается, как существующие инструменты ЕС могут способствовать устойчивому восстановлению после кризиса из-за пандемии COVID-191. Данная группа была создана с целью консультирования Европейской комиссии по вопросам реализации Плана действий по финансированию устойчивого роста. Регламентом ЕС 2018/0178 («Таксономией ЕС») под такими инвестициями понимаются инвестиции, вкладываемые в один или несколько видов экономической деятельности, подпадающих под определение экологически устойчивых, т.е. отвечающих следующим критериям2:
-
• деятельность оказывает значительное положительное воздействие на экологические цели;
-
• деятельность не причиняет значительного вреда другим экологическим целям;
17(119) 2020
-
• деятельность осуществляется в соответствии с минимальными гарантиями безопасности и стандартами ответственного ведения бизнеса;
-
• деятельность соответствует критериям технического скрининга, установленным Комиссией в соответствии с положениями данного Регламента.
В Регламенте ЕС 2019/2088 под «устойчивыми инвестициями» понимаются инвестиции в экономическую деятельность, направленную на достижение экологически или социально полезных целей при условии, что ими не наносится значительный вред другим таким целям и что компании, в которые вкладываются средства, следуют лучшим практикам управления. В Регламенте установлен закрытый перечень финансовых продуктов, целью которых может быть устойчивое инвестирование1.
TEG в марте 2020 г. разработано Руководство по стандартам «зеленых» облигаций ЕС2. Согласно данному Руководству, модель стандартов «зеленых» облигаций (GBS) включает в себя следующие элементы:
-
• соответствие целей привлечения средств «Таксономии ЕС»;
-
• разработка эмитентом порядка и принципов размещения средств, привлеченных в рамках выпуска «зеленых» облигаций;
-
• требование отчетности о размещении и эффекте от выпуска «зеленых» облигаций;
-
• обязательная внешняя верификация, проводимая аккредитованным верификатором. При этом под «аккредитованным» понимаются как получившие специальное разрешение, так и зарегистрированные и поднадзорные организации.
Внешний контроль необходим для снижения информационной асимметрии для участников рынка. В части процесса добровольной верификации TEG ссылается на Руководство Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) по внешнему контролю и Политики подтверждения соответствия Международной некоммерческой организации «Инициатива климатических облигаций» (Climate Bonds Initiative, CBI).
Опыт России
В России некоторыми стратегическими документами предусмотрено развитие инструментов устойчивого финансирования. Так, в Основных направлениях развития финансового рынка РФ на период 2019–2021 гг., подготовленных Банком России, отмечается, что России предстоит проработать вопрос формирования национальной системы финансовых инструментов устойчивого развития, организации методологической и верификационной системы по инструментам ответственного финансирования3. В 2019 г. Рабочей группой Банка России по вопросам ответственного финансирования была разработана Концепция организации в России методологической системы по развитию «зеленых» финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования. В рамках Концепции подготовлена дорожная карта по созданию национального методологического центра по вопросам развития финансовых инструментов и ответственного финансирования. Всего в Дорожной карте выделено 10 основных направлений развития методологического обеспечения системы ответственного инвестирования и «зеленых» финансов4.
17(119) 2020
На Московской бирже в 2019 г. создан сектор устойчивого развития, состоящий из сегментов «зеленых», «социальных» облигаций и сегмента национальных проектов. В сегменты «зеленых» и «социальных» облигаций могут включаться облигации, отвечающие принципам «зеленого»/«социального» финансирования ICMA или CBI, при наличии независимой внешней оценки. В настоящее время в сектор устойчивого развития включены 5 пакетов ценных бумаг общим номиналом около 6,45 млрд руб.1
Кроме того, в ответ на кризис, вызванный пандемией COVID-19, разработан общенациональный план по восстановлению экономического роста, занятости и доходов населения. В качестве одного из мероприятий по развитию долгосрочных финансовых инструментов планом предусмотрено внедрение механизма «зеленых» облигаций в целях привлечения средств для модернизации действующих российских предприятий и открытия новых производств с низким негативным влиянием на окружающую среду. Начало такого внедрения намечается на сентябрь 2020 г., в качестве ответственных исполнителей предложены Минэкономразвития России, Минприроды России, Минпромторг России, Внешэкономбанк (ВЭБ.РФ) а также предлагается участие Банка России2. Следует отметить, что работа по внедрению механизма «зеленых» облигаций в настоящее время ведется ВЭБ.РФ совместно с Минэкономразвития России и Банком России. Меморандумом о финансовой политике ВЭБ.РФ предусмотрено, что в рамках осуществления инвестиционной деятельности ВЭБ.РФ в том числе участвует в реализации проектов по следующим основным направлениям: развитие инфраструктуры и устранение инфраструктурных ограничений экономического роста, повышение эффективности использования природных ресурсов, охрана окружающей среды и улучшение экологической обстановки («зеленая» экономика).
Кроме того, 5 июня 2020 г. НКО «Совет Гринпис» направило письмо в администрацию Президента РФ, в котором указывалось на необходимость включения в данный План принципов, направленных на устойчивое экономическое развитие России, которые должны являться критериями дальнейших действий по восстановлению экономики, а именно3:
-
• приоритет охраны природы, сохранения благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия, а также адаптации к изменению климата;
-
• приоритет климатически нейтрального (низкоуглеродного) пути развития российской экономики и поддержки мер и технологий, направленных на сокращение выбросов парниковых газов;
-
• внедрение мер развития циклической экономики;
-
• недопущение ослабления существующего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;
-
• учет принимаемых другими странами мер по восстановлению экономик в связи с COVID-19 и переходу на климатически нейтральный (низкоуглеродный) путь развития;
17(119) 2020
-
• обязательное участие и учет мнения представителей уполномоченных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, научных и экологических организаций, общественности при разработке мер по восстановлению экономики;
-
• открытость при принятии решений, затрагивающих вопросы охраны окружающей среды и природопользования.
Меры по внедрению механизма «зеленых» облигаций в России должны внедряться в соответствии с международными стандартами. Так, например, ОЭСР в 1972 г. были разработаны рекомендации по применению принципа «Загрязнитель платит»1; в 2016 г. был создан Центр «зеленых» финансов и инвестиций ОЭСР, который предоставляет площадку для обсуждения вопросов гармонизации экономических и экологических политик. Центр ОЭСР осуществляет поддержку государств в формировании инструментов снижения рисков в рамках «зеленого» финансирования и создания стимулов по снижению таких рисков эмитентами и финансовыми институтами2. При этом Россия не участвует в работе данного Центра. Между тем, в рамках создания механизмов «зеленого» финансирования в России необходимо также формирование инструментов снижения таких рисков. К ним относится, например, применение компаниями «зеленого» пиара и методов, целью которых является введение потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги («greenwashing»). Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) было разработано руководство по переходу к «зеленой» экономике, а также принципы и стандарты отнесения финансируемых проектов к «зеленым», в том числе с целью выявления практик greenwashing3. Также, в 2020–2021 гг. ОЭСР планирует разработать первые международные стандарты «зеленого» финансирования. Данные стандарты будут направлены на развитие качественного регулирования «зеленого» финансирования, снижение рисков фрагментации рынка и greenwashing. В разработке данных стандартов также необходимо расширение участия России.
России необходимо развивать институт устойчивого финансирования и инвестиций в проекты, что, в свою очередь, повысит устойчивость институтов к будущим экономическим кризисам и сделает восстановление экономики после пандемии более эффективным в долгосрочной перспективе. Формирование и принятие таксономии и принципов устойчивого развития в РФ будет способствовать расширению инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию целей устойчивого развития Организации объединенных наций в РФ.
Гармонизация подходов к такому финансированию с международными стандартами будет способствовать размещению российскими компаниями «зеленых» облигаций на соответствующих сегментах зарубежных бирж (например, на Люксембургской бирже4), позволит обеспечить соответствие российских проектов стандартам международных финансовых институтов развития (например, ЕБРР5), а также будет содействовать приходу международных инвесторов на российский рынок, поскольку такая гармонизация будет способствовать созданию правового регулирования, схожего с регулированием, формируемым в зарубежных странах (например, в ЕС). ж
17(119) 2020