Метаболическая адаптация юных дзюдоистов к тренировочно-соревновательным воздействиям
Автор: Потапова Т.В., Исаев А.П.
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Интегративная физиология
Статья в выпуске: 19 (199), 2008 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрено влияние кратковременных технических действий интенсивного характера, повторных физических нагрузок на метаболическое состояние и характеристики «белой» крови дзюдоистов в микроциклах заключительной подготовки к соревнованиям.
Метаболическое состояние, экстренная адаптация, сложные технико-тактические действия, гипоксия, адаптаспособность, тренировочно-соревновательные воздействия
Короткий адрес: https://sciup.org/147152462
IDR: 147152462
Текст научной статьи Метаболическая адаптация юных дзюдоистов к тренировочно-соревновательным воздействиям
Высокая скорость ресинтеза АТФ за счет распада креатинфосфата (КФ) и гликогена может поддерживаться короткое время, необходимое для выполнения сложных технико-тактических действий (СТТД) в дзюдо. Важность КФ для начальной фазы сократительной активности мышц заключается в том, что высокий гидролиз поддерживает развиваемое мышцей напряжение. К последним 10 секундам выполнение СТТД скорость продукции АТФ за счет гидролиза КФ снижается до 2 % от максимального значения. Соответствующая скорость ресинтеза АТФ за счет гидролиза гликогена снизилась до 40 % [9].
При высокоинтенсивных СТТД выполняемых в схватках борцов в неустойчивом физическом состоянии метаболические ответы после 30 секунд с момента после начала нагрузки мощность снижается примерно на 40 %. Энергетическая потребность сокращающихся мышц чрезвычайно высокая и обеспечиваются преимущественно анаэробной утилизацией КФ и гликогена. Однако неустойчивое состояние в 5-минутной схватке приводит к развитию утомления. В этом случае окисление субстратов может вносить наибольший вклад в продукцию АТФ, в связи, с чем эту значимость нельзя недооценивать. При выполнении серий СТТД в течение 1-2-х минут окислительное фосфорилирование может обеспечивать до 80 % общей энергопродукции. В этом случае мышечный гликоген является наиболее важным энергетическим топливом, поскольку использование глюкозы мышцами угнетается накоплением глюкозо-6-фосфата, а липолиз в адипозной ткани ингибируется накоплением лактата. Скорость утилизации мышечного гликогена за время схватки составляет примерно 45 ммоль-кг”' см т мин”1. Однако если во время 30 с работы максимальной интенсивности окисляется только 50 % гликогена, то количество АТФ ресинтезируемого при окислении гликогена в два раза превышает количество этого макрофага, которое образуется при анаэробном распаде гликогена до лактата при 30 с работе.
С началом интенсивной сократительной ак тивности мышц происходит быстрый и значительной гидролиз КФ и накопление лактата [12]. При выполнении повторных СТТД с незначительными промежутками снижения нагрузки скорости гидролиза КФ и накопления лактата значительно снижается. Снижение нагрузки во время тактических подготовок в схватках вызывает изменение ресинтеза КФ, что лимитирует анаэробный ресинтез АТФ в последующих спуртах. Имеются данные, свидетельствующие о накоплении и некоторых положительных модуляторов гликолиза в период выполнения СТТД. Такое предположение не может полностью объяснить снижение продукции лактата между схватками борцовских поединков при повторных СТТД. Прогрессирующее возрастание окисления углеводов во время повторяющихся физических нагрузках подтверждается данными о градуальном увеличении потребления кислорода в аналогичных сериях. Прогрессирующее возрастание метаболизма через ЛДГ-комплекс, вклад пирувата в промежутках между соревновательными схватками (не менее 5 минут) составляет 28, 32, 35, 63 % общей энергопродукции. Снижение продукции лактата в процессе выполнения повторных нагрузок субмаксимальной интенсивности также служит важным подтверждением выше сказанного.
Следует отметить, что в период экстренной адаптации организма к повторным нагрузкам проявляется гипоксия, которая является своеобразным сигналом к обеспечению специфической адаптации, обеспечивающей поддержание биологического окисления в тканях [10]. Следует полагать, что адаптация процесс реализации того, что в виртуальных формах уже существовало, а в динамических ситуациях становится необходимым и возможным. В случае необходимости организм включает резервные возможности в соревновательной деятельности.
Организация и методы исследования. Обследованию подверглись 15 юных дзюдоистов в возрасте 16-19 лет. Спортивная квалификация обследуемых (I разряд, KMC, МС), стаж занятий спортом 6-7 лет. Изучалось содержание лактата [18], активность КФК, СМИ, ПОЛ, АОА [2, 5]. На заключительных этапах подготовки к соревнованиям проводились «дни борьбы». Юные дзюдоисты обследовались исходно и после 4-5 схваток в паузе отдыха после каждого поединка. Методики описаны в работах А.П. Исаева [5,2].
Результаты исследования и их обсуждение. Фоновые данные лактата варьировали от 1 до 2 ммоль/л, после 1-й схватки равнялись 12,35 ± 0,49 ммоль/л; после 2-й 14,19 ± 0,52 ммоль/л; после 3-й 14,82 ± 0,61 ммоль/л; после 4-й 13,98 ± 0,85 ммоль/л; после 5-й 12,95 ± 0,47 ммоль/л. Можно полагать, что в паузах отдыха последовательно концентрация лактата возрастала от схватки к следующей (с 1-й по 3-ю) и затем несколько снизилась.
Результаты исследования метаболического состояния и гематологических показателей представлены в таблице.
Следует отметить, что фоновые параметры ряда биохимических компонентов у юных дзюдоистов несколько превосходили аналогичные значения у доноров и дзюдоистов высшей спортивной квалификации [5]. Однако активность КФК, СМП, ПОЛ находилась в модельных границах контроля. В динамике тренировочных схваток соревновательной направленности активность КФК последовательно нарастала тем самым, подчеркивая роль окислительного фосфорилирования в процессе соревновательных поединков. В структуру внутренней мембраны метахондрий встроены компоненты дыхательной цепи. Мембрана служит барьером, регулирующим циркуляцию веществ между цитоплазмой и матриксом. При этом движение электронов по дыхательной цепочке связано с процессами фосфорилирования [13]. Такое сопряжение потока электронов в мембране с окислительным фосфорилированием обеспечивается сферическими частицами внутренней мембраны, которые катализируют синтез АТФ и АДФ и неорганического фосфата.
По сравнению с фоном увеличение активности КФК произошло в 2-3 раза (Р < 0,01 между 1-2 и 3-5 схваткой). КФК играет важную роль в процессах аэробного обеспечения сердца и скелетных мышц (Brown А.М., 1979).
Значения ПОЛ увеличились от схватки к схватке. Наблюдалось некоторое последовательное увеличение потребления глюкозы эритроцитами в течение трех схваток и относительная стабилизация в 4-5-й. Следовательно, происходила активация гликолиза в скелетных мышцах и как следствие ослабление в них липидного обмена. В практической плоскости для борцов перед финальными схватками давался бульон (куриного или бараньего происхождения).
Заметные изменения отмечались в содержании СМП. После схватки наблюдалось последовательное увеличение наиболее существенное к 5-й по сравнению 1-2-й (Р < 0,05). Этот показатель (СМП) служит объективным маркером снижения функциональных возможностей после каждой схватки. В последние десятилетия прошлого века в патогенезе гипоксических повреждений миокарда уделяют ПОЛ [8]. Усиленное расщепление фосфолипидов и резкое набухание в связи с этим митохондрий приводят к ингибированию дыхательной цепи, т.е. ослабление процессов окисления. В конечном итоге, это является фактором повреждения митохондрий [15]. При этом распад липидов изменяет липидное окружение белков-ферментов, активность которых снижается.
При свободно радикальном окислении липидов образуются липидные гидроперекиси. После 1, 2, 3 схваток АОА последовательно повысилась, а затем несколько снижалась после 4 и 5-го поединков. Оксидантная система обеспечивает регуляцию активности фермента КФК. Обнаруживает связь между КФК и АОА после схватки (и = 0,39; г2 = 0,41; г3 = 0,47; г4 = 0,36; г5 = 0,34; Р < 0,05). Отмечались связи между ПОЛ и АОА следующей тесноты (rt = 0,37; г2 = 0,36; г3 = 0,43; г4 = 0,35; г5 = 0,34). Следует отметить, что в нормальных условиях АОА обеспечивает регуляцию активности ферментов, встроенных в мембраны, а также проницаемость мембранных структур метахондрий, саркоплазматического ретикулума, лизосом путем изменения свойств липидов. Они также служат целям дезинтоксикации экзогенных и эндогенных чужеродных или вредных продуктов, являясь частью микросомальной системы [7].
Под влиянием схваток соревновательного характера выявлялось заметное повышение АОА, модулирующий СРО и устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям. Итак, увеличение АОА плазмы крови на фоне повышения липидных перекисей характеризует биологические целесообразные изменения в организме к техническим действиям соревновательной направленности. Установлено увеличение окисляемости липидов (Pi_5<0,05) статистически значимое и на уровне тенденции в процессе соревновательных схваток. Можно предположить, что это способствовало поступлению значительного количества Са+2 в цитоплазму. Изменение содержания базофилов связано или со снижением их продукции или уходом их в кровь. Можно предположить, что они воздействуют на кровоток в малом круге кровообращения, так как продуцируются в легких и печени. Эозинофилы отражают изменения глюкокортикоидов. Увеличение эозинофилов свидетельствует об адаптации к стресс-факторам [11]. К тому же эозинофилы являются антагонистами тучных клеток и базофилов благодаря секреции веществ, предупреждающих длительное действие биологически активных веществ этих клеток. Сегментоядерные нейтрофилы и моноциты достоверно не изменялись под воздействием схваток дней борьбы. Имеющиеся в моноцитах и макрофагах
Потапова Т.В., Исаев А.П.
Изменение биохимических и гемодинамических показателей у юных дзюдоистов после схваток
Психо-эмоциональный стресс соревновательных схваток, по мнению О.Б. Ильинского с соавт. [4], оказывает депрессивное воздействие на иммунную систему организма спортсменов. Макрофаги играют важную роль в устойчивости организма спортсмена к микроорганизмам. Подобно Нф эти клетки обладают высокой фагоцитирующей активностью, но вместе с тем отличаются от нейтрофилов продолжительностью жизни, медленной и длительной реакцией на экзогенные факторы, способностью использовать фаголизосомами повторно с секрецией нелизосомных белков [14]. Несмотря на эти различия между Нф и макрофага ми существует определенное сходство в основном в характере их бактерицидного действия [16].
Л.Х. Гаркави с соавт. [3] придают важное значение количеству лимфоцитов (ЛФ) и сегментоядерных нейтрофилов в крови. Так, для зоны повышенной активации характерно число ЛФ, превышающие «норму» (более 33 %) и снижение процента сегментоядерных Нф ниже контура нормы (менее 47 %). При этом рост отношения лимфоциты сегментоядерные нейтрофилы отражает переход реактивности организма в зону повышенной активации. После схваток у дзюдоистов коэффициент адаптивного напряжения соответственно равнялся: 1,296 у.е.; 1,269 у.е.; 1,221 у.е.; 1,125 у.е.; 1,170 у.е. Как видно из представленных данных, лимфоцитарно-сегментарный коэффициент находился в диапазоне повышенной активации, харак- теризуемой оптимальной резистентностью организма борцов в отношении неблагоприятных внешних воздействий, лучшей биологической надежностью к соревновательным нагрузкам.
Результаты исследования позволили заключить, что напряженные воздействия для борьбы вызывали увеличение АОА плазмы крови на фоне повышения липидных перекисей и содержания эозинофилов, которые характеризуют адаптивнокомпенсаторные изменения функционального состояния в течение дня соревнований. Наблюдалось напряжение метаболического и гуморального звеньев стресс-напряжения и физиологическое повышение антиокислительной активности. Соревновательные воздействия вызывают гипоксию и активацию фосфолипидов и нейтральных липидов и как следствие симпатоадреналовых влияний. При работе с юными спортсменами важно помнить, что при значительной активации ПОЛ, когда окислительной трансформации подвергается значительная часть липидов и фосфолипидов, ультра-структурная организация субклеточных мембран нарушается. В случае прогрессивного нарастания ПОЛ данный процесс приводит к разрыву мембран митохондрий, СПР, лизосом и сарколеммы [17]. Активация синтеза нуклеиновых кислот и белков в звеньях организма приводит к увеличению массы тела и мощности клеточных систем транспорта и митохондрий.
В результате более быстрого усвоения пирувата и жирных кислот наступает лакцидемия, образуется дефицит гликогена, креатинфосфата и другие сдвиги, нарушающие гомеостаз, снижаются. Как показано, после 2-3-х схваток содержание эозинофилов возрастает, уменьшается стресс-реакция вследствие снижения концентрации в крови катехоламинов, глюкокортикоидов и других гормонов [6]. В итоге рассмотренных изменений уменьшается ферментация, распад белков, нарушение азотистого баланса и другие явления повреждения. Звенья, лимитирующие повышенную двигательную активность постепенно начинают расширяться, а ее интенсивность и длительность возрастать. Следовательно, феномен адаптоспособности сложен и требует полипараметрического изучения комплексом медико-биологических дисциплин.
Список литературы Метаболическая адаптация юных дзюдоистов к тренировочно-соревновательным воздействиям
- Булатова Н.Р. Влияние хронического психострессирующего воздействия на состояние системы мононуклеарных фагоцитов/Н.Р. Булатова, А.В. Кринская, А.В. Вальдман//Моделирование и клиническая характеристика фагоцитарных реакций: респуб. сб. науч. тр. -Горький, 1989. -С. 40-44.
- Волчегорский Н.А. Неспецифическая регуляция адаптивных процессов при термических ожогах и некоторых других экстремальных ситуациях: дис. д-ра мед. наук/И.А. Волчегорский. -Челябинск, 1993. -609 с.
- Гаркави Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма/Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакша, М.А. Уколова. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1990. -220 с.
- Стресс и иммунитет/О.Б. Ильинский, И.Д. Суркина, М.Р. Щурин и др.//Стресс и иммунитет (психонейроиммунология): тез. докл. Всесоюз. конф. -Ростов-на-Дону; Л., 1989. -С. 121.
- Исаев А.П. Механизмы долговременной адаптации и дисрегуляции функций спортсменов к нагрузкам олимпийского цикла подготовки: дис. д-ра биол. наук/А.П. Исаев. -Челябинск, 1993. -537 с.
- Камскова Ю.Г. Физиологические основы механики мышечного сокращения: учебное пособие/Ю.Г. Камскова, А.П. Исаев, Н.З. Мишаров; под общей ред. А.П. Исаева. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. -261 с.
- Лукьянова, Л.Д. Кислород-зависимые процессы в клетке и ее функциональное состояние/Л.Д. Лукьянова. -М.: Наука, 1982. -302 с.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика: монография/Ф.З. Меерсон. -М.: Медицина, 1981. -198 с.
- Мохан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки/Р. Мохан, М. Глессон, Л. Гринхафф. -Киев: Олимпийская литература, 2001. -294 с.
- Судаков К.В. Функциональные системы организма в норме и патологии/К.В. Судаков//Системные механизмы проведения: труды Научного совета по эксперим. и прикладн. физиологии РАМН. -М., 1993. -Т. 2. -С. 17-33.
- Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма: монография/Р.А. Тигранян. -М.: Наука, 1988. -174 с.
- Хочачка П. Биохимическая адаптация/П. Хочачка, Дж. Сомеро; пер. с англ. -М.: Мир, 1988. -567 с.
- Черешнев В.А. Патофизиология: учебник/В.А. Черешнев, Б.Г. Юшков. -М: Вече, 2001. -704 с.
- Edelston Р.С. Monocytes and macrophages: aspects of their ull biology/P.C. Edelston//Cell Biology of inklammation, ed. by G. Weissmann. Elsevier: North-Holland -New-York 1980. -P. 469-496.
- Forbes M.S. Association between qapsinnetion and mitochondria in mammalian myocardial cells/M.S. Forbes, N. Sperelakis//Tiss. Cell. -1982. -Vol. 14. -P. 25-37.
- Henson M. Mechanism of mediator response by inflammatory cells/M. Henson, M.H. Ginsberg/Membrane Fusion ed. by 6. Poste and G.L. Nicolson, Elsevier. -North-Holland Biomidical Press; New-York, 1978. -P. 441-509.
- Katz A. Lipid-membrane interactions and the pathogenesis of ischemic damage in the myocardium//Circulat. Res. -1981. -Vol. 48. -№ 1. -P. 1-16.
- Strom G. The influence of anaxia on dictate itilization in man after prolanged muxcular work/G. Strom//Acta Physiol. Scandinav. -1949. -Vol. 17. -P. 440-451.