Метаболический синдром у детей
Бесплатный доступ
В последние годы пристальное внимание специалистов различных областей медицины привлекает проблема метаболического синдрома (МС) - симптомокомплекса, позволяющего объединить различные метаболические нарушения и заболевания, связанные с ожирением, едиными патогенетическими механизмами.МС тесно ассоциирован с развитием СД 2 типа и является фактором риска сердечно-сосудистых осложнений, занимающих лидирующие позиции среди причин инвалидности и преждевременной смерти. Существует мнение, что его формирование начинается в детском возрасте и долгое время имеет стертое, малосимптомное течение, манифестируя у взрослых.
Ожирение, метаболический синдром, сахарный диабет, дети, педиатрия
Короткий адрес: https://sciup.org/14131682
IDR: 14131682
Текст научной статьи Метаболический синдром у детей
BOLALARDA METABOLIK SINDROM
Yunusov Dilshod Muminovich
Andijon davlat tibbiyot instituti
Soʻnggi yillarda metabolik sindrom (MS) muammosi - semirish bilan bogʻliq turli xil metabolik kasalliklar va kasalliklarni yagona patogenetik mexanizmlar bilan birlashtirishga imkon beradigan simptom kompleksi tibbiyotning turli sohalari mutaxassislarining e’tiborini tortmoqda.MS 2-toifa qandli diabet rivojlanishi bilan chambarchas bogʻliq va nogironlik va erta oʻlim sabablari orasida yetakchi oʻrinni egallagan yurak-qon tomir asoratlari uchun xavf omilidir.
Uning shakllanishi bolalikdan boshlanadi va uzoq vaqt davomida yoʻq boʻlib ketgan, kam simptomatik kursga ega boʻlib, kattalarda namoyon boʻladi, degan fikr mavjud.
Kalit soʻzlar: semirish, metabolik sindrom, diabet, bolalar, pediatriya.
Введение. Метаболический синдром представляет собой совокупность взаимосвязанных метаболических нарушений, которые в детском возрасте формируют основу для развития хронических неинфекционных заболеваний. По данным современных исследований, распространенность МС среди детей и подростков неуклонно растет, что обусловлено изменениями в питании, снижением физической активности и другими факторами [5, 8].
Ожирение у детей приобретает характер всемирной эпидемии с непрерывным увеличением распространённости в течение трёх последних десятилетий. По мнению экспертов международной рабочей группы по ожирению (IDF, 2007) распространённость детского ожирения к 2020 году достигнет в Европе более 35%, в США более 45%, Юговосточной Азии – до 20%. Это вызывает определенную тревогу, так как метаболические и сердечно-сосудистые осложнения, связанные с ожирением, возникают именно в детском и подростковом возрасте, задолго до клинической манифестации [3, 4].
Патогенез. Основой развития МС является инсулинорезистентность, которая приводит к каскаду метаболических и сосудистых изменений. Генетическая предрасположенность, алиментарные факторы и гиподинамия играют ключевую роль в формировании МС у детей. Ожирение, особенно висцеральное, способствует усилению инсулинорезистентности и дисфункции эндотелия, что повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний в дальнейшем.
Считается, что раннее менархе является предиктором избыточного веса и ожирения во взрослой жизни. Тем не менее, исследователями не было выявлено связи между ИМТ в младенчестве (при рождении и на первом году жизни) и возрастом менархе. Отсутствие такой связи предполагает, что на время наступления менархе могут воздействовать факторы, проявляющиеся в более поздних стадиях детства [2, 3, 7].
Психо-социальные факторы играют очень важную роль в развитии ожирения даже у детей раннего возраста. К ним относится низкий образовательный уровень родителей и социальный статус семьи, неполная семья с единственным ребёнком. Отлучение ребёнка от матери, жёсткое обращение с детьми в семье, потеря одного из родителей – все эти обстоятельства наносят психическую травму ребёнку и могут спровоцировать у него развитие ожирения. Считается, что ожирение обратно пропорционально связано с социальноэкономическим статусом в развитых странах. Дети из низких социальных классов чаще имеют избыточный вес и ожирение, чем дети из высоких социальных слоёв.
По мнению большинства авторов, роль алиментарного фактора признана ведущей. И в этом смысле, большое значение придаётся фактору грудного вскармливания и его продолжительности [6]. Также, повышают риск развития ожирения в детском возрасте употребление высококалорийных и насыщенных жиром продуктов; привычка к перееданию у детей с ожирением при дефиците родительского внимания. Другая крайность - гиперопека со стороны родителей, их стремление жёстко контролировать питание ребёнка – приводит к тому, что дети при малейшей возможности выбирают вкусные «запрещённые» продукты.
Установлено, что за последние 15 лет значительно снизился уровень физической активности у детей и подростков. Малоподвижный образ жизни, на фоне переедания, способствует развитию и распространению избыточного веса среди детей и подростков. Существует прямая зависимость между временем, проведённым при просмотре телепередач, и величиной избыточной массы тела, особенно у подростков [1, 3, 4].
Диагностика. Для постановки диагноза используются критерии, предложенные Международной диабетической федерацией (IDF). На сегодняшний день считается, что основным и главным критерием диагностики МС должен являться фактор абдоминального ожирения. В связи с этим Международная Федерация Диабета (IDF) в 2007 году с целью раннего выявления групп риска, предложила критерии МС для детей и подростков. Согласно этим критериям у детей и подростков 10-16 лет МС диагностируется при наличии центрального ожирения (ОТ не ниже значений 90 центиля для возраста и пола) в сочетании с любыми двумя и более факторами: 1) увеличение уровня ТГ (более 1,7 ммоль/л), 2) гипоальфахолестеринемия (снижение ХС-ЛПВП менее 1,03 ммоль/л), 3) повышение АД более 130/85 мм. рт. ст., 4) гликемия натощак более 5,6 ммоль/л, либо ранее диагностированный СД 2 типа. У детей 6-10 лет определяется только группа риска развития МС. Это дети, у которых ОТ не ниже 90 центиля. Показатель ОТ выбран в качестве определяющего компонента, так как является независимым предиктором ИР, повышения уровня липидов плазмы и АД. Дети до 6 лет не включены в определение по причине, что представленные данные малочисленны [2, 3,
-
8] . По мнению Аверьянова А.П. (2009 г.), перенесённые в педиатрическую популяцию критерии IDF не позволяют надёжно верифицировать МС, так как в педиатрической практике отсутствует окончательное определение АО - ведущего компонента МС. Кроме того, диагностика АГ по критерию IDF не учитывает возрастно–половых особенностей детей и подростков и противоречит международным признанным критериям АГ у детей [1].
Миняйлова Н.Н. (2003 г.) в своём исследовании предложила для ранней диагностики МС у детей и подростков с ожирением использовать индекс отношения ОТ/ОБ для выявления АО (независимо от степени ожирения). Аверьяновым А.П. (2009 г.) предложен новый критерий определения абдоминального типа ожирения у детей - нормированный по росту показатель окружности талии [1].
Профилактика и лечение. Профилактика и лечение МС у детей включают изменение образа жизни, снижение массы тела, повышение физической активности и коррекцию питания. В некоторых случаях может потребоваться медикаментозная терапия (метформин, статины, антигипертензивные препараты).
Заключение. Метаболический синдром у детей является серьезной медико-социальной проблемой. Ранняя диагностика и комплексные профилактические мероприятия позволяют снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета 2 типа в будущем. Необходима дальнейшая научная работа в данной области для разработки эффективных стратегий профилактики и лечения МС у детей.
Список литературы Метаболический синдром у детей
- Азимов А. Т., Исмаилова Г. А. Факторный анализ в прогнозировании цереброваскулярных осложнений при тяжелом течении COVID-19. – 2023.
- Ганиев А. Г., Юнусов Д. М., Арифходжаев А. Т. Анкета исследования качества жизни детей, склонных аллергическим заболеваниям //Re-health journal. – 2023. – №. 3 (19). – С. 76-83.
- Ганиев А. Г., Юнусов Д. М. Оценка качества жизни подростков с бронхиальной астмой//Re-health journal. – 2019. – №. 1. – С. 49-54.
- Исмаилова Г. А. и др. Общая характеристика пациентов с постковидной //International Global Conference. – 2024. – Т. 1. – №. 3. – С. 78-80.
- Исмаилова Г. А. и др. Оценка эффективности комплексной терапии кожного лейшманиоза. – 2023.
- Исмаилова Г. А. Тербинафин (Тербизил®) в терапии грибковых инфекций у взрослых и детей //Проблемы медицинской микологии. – 2007. – Т. 9. – №. 2. – С. 61-61.
- Исмаилова Г. А., Миродилова Ф. Б. Клинические проявления и основные принципы лечения простого герпеса. – 2023.
- Исмаилова Г. А., Тагаров А. Х. Эффективность терапии герпесиндуцированной многоформной эритемы: дис. – Фергана, 2023.
- Исмаилова Г. А., Худойберганов Ж. Б. Некоторые показатели гормонов щитовидной железы и надпочечников у больных витилиго //Журнал теоретической и клинической медицины. – 2015. – №. 6. – С. 82-84.
- Каримов О. М., Исмаилова Г. А. Показатели интерферонового статуса у больных генитальным герпесом в процессе терапии //Врач-аспирант. – 2010. – Т. 39. – №. 2.2. – С. 257-262.
- Юнусов Д. М. Клинико-лабораторные особенности анемии у детей младшего возраста и подходы к коррекции //Re-health journal. – 2024. – №. 4. – С. 25-28.
- Юнусов Д. М., Ганиев А. Г. Современный метод ухода за кожей при атопическом дерматите у детей //Re-health journal. – 2019. – №. 2. – С. 46-52.