Металлоостеосинтез переломов шейки бедренной костинакостно-чрескостным фиксатором
Автор: Белинов Николай Владимирович
Журнал: Гений ортопедии @geniy-ortopedii
Рубрика: Оригинальные статьи
Статья в выпуске: 2, 2015 года.
Бесплатный доступ
Актуальность. Рассматривается проблема переломов шейки бедра. В России в среднем приходится 60 переломов на 100000 человек. При консервативных методах лечения летальность в течение первого года составляет 60-80 %. Осложнения после металлоостеосинтеза составляют 41,8 %. Из них в 23,6 % отсутствует консолидация, в 18,3 % развивается асептический некроз головки бедренной кости. Цель. Совершенствование тактики хирургического лечения переломов шейки бедренной кости, основанной на применении новых технических устройств, сохранении губчатой костной ткани и восстановлении внутрикостного кровообращения в шейке и головке бедренной кости. Материалы и методы. Оперативное лечение выполнено 39 пациентам с переломами шейки бедренной кости. Средний возраст на момент операции составлял 68,7 года. Оперативные вмешательства выполнялись в экстренном порядке. Репозиция костных отломков выполнялась на ортопедическом столе оригинальной конструкции. Металлоостеосинтез выполнялся фиксатором оригинальной конструкции. В раннем послеоперационном периоде назначалась шестиэтапная реабилитационная программа. Результаты. Результаты лечения оценивали через 12 месяцев после оперативного вмешательства с использованием клинических и рентгенологических методов. Функциональное исследование проводили с использованием системы оценки состояния тазобедренного сустава по W.H. Harris. У 23 пациентов получен отличный результат, у 11 - хороший, у 3 - удовлетворительный, у 2 - неудовлетворительный. Отдаленные результаты лечения в срок от 1 до 5 лет исследованы у 29 пациентов. Хорошую функцию и отсутствие дегенеративно-дистрофических изменений в тазобедренных суставах получили в 74,3 %. Заключение. Больным с переломами шейки бедренной кости необходимо выполнять срочный накостно-чрескостный остеосинтез. Репозицию костных отломков следует выполнять на ортопедическом столе, оснащенном системой скелетного вытяжения. Реабилитационные мероприятия следует начинать со 2-х суток послеоперационного периода.
Перелом шейки бедра, накостно-чрескостный малотравматичный фиксатор, внутрикостное кровообращение
Короткий адрес: https://sciup.org/142121819
IDR: 142121819 | DOI: 10.18019/1028-4427-2015-2-13-16
Текст научной статьи Металлоостеосинтез переломов шейки бедренной костинакостно-чрескостным фиксатором
Переломы шейки бедренной кости представляют глобальную медицинскую и социальную проблему. В настоящее время отмечается неуклонный рост переломов шейки бедренной кости во всем мире, что можно связать с увеличением продолжительности жизни, с одной стороны, и развитием системного остеопороза – с другой стороны. По данным ВОЗ, в 90 % случаев у пациентов пожилого возраста переломы шейки бедренной кости происходят на фоне остеопороза. Также, согласно мировой статистике, каждая третья женщина и каждый восьмой мужчина в мире страдают остеопорозом [5]. По данным отечественных авторов, в России на 100000 человек приходится 60 переломов шейки бедренной кости. С возрастом количество переломов увеличивается и к 80-84 годам составляет 2500 переломов на 100000 человек [8]. По другим данным, переломы проксимального отдела бедренной кости ежегодно составляют 100,9 случаев на 100000 человек. С возрастом риск получить перелом проксимального отдела бедренной кости увеличивается: в 50 лет он составляет 1,8 %, в 60 лет – 4 %, в 70 лет – 18 %, в 90 лет – 24 % [7].
В Европе за последние 30 лет частота переломов шейки бедренной кости увеличилась в 2 раза и неуклонно продолжает расти. В США, по данным разных авторов, переломы проксимального отдела бедренной кости ежегодно получают 250 тысяч человек. При этом отмечается ежегодная тенденция к увеличению, и, по прогнозам ряда авторов, к 2040 году количество переломов вырастет в 2 раза [6].
Результаты лечения переломов шейки бедренной кости также имеют удручающую статистику. При консервативном лечении в течение первого года жизни летальность составляет 60-80 % [3]. При оперативных методах лечения осложнения после металлоостеосин-теза составляют 41,8 %. Из них в 23,6 % отсутствует консолидация, в 18,3 % развивается асептический некроз головки бедренной кости [4].
Причины неудовлетворительных результатов хирургического лечения до настоящего времени недостаточно изучены. Следует предположить, что при травме или при проведении остеосинтеза «объемными» конструкциями развиваются некротические и дистрофические процессы, связанные с нарушением кровоснабжения в костных отломках шейки и головки бедренной кости. Данное обстоятельство диктует, с одной стороны, дальнейшее изучение кровоснабжения в проксимально отделе бедренной кости, с другой стороны, разработку малотравматичных фиксаторов, не повреждающих внутрикостную сосудистую сеть [1, 2].
Цель исследования – совершенствование тактики хирургического лечения переломов шейки бедренной кости, основанной на применении новых технических устройств, сохранении губчатой костной ткани и восстановлении внутрикостного кровообращения в проксимальном отделе бедренной кости.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Применение накостно-чрескостного фиксатора для остеосинтеза и ортопедического стола для репозиции костных отломков было одобрено комитетом по этике и проводилось в соответствии с этическими стандартами, изложенными в Хельсинской декларации. Все пациенты были проинформированы и дали согласие на включение в исследование.
В отделениях травматологии ГКБ № 1 и железнодорожной больницы оперативные вмешательства 39 пациентам выполнены с применением накостно-чрескост-ного фиксатора. Мужчин было 18 (46,1 %), женщин 21 (53,8 %). Средний возраст на момент операции составлял 68,7 года. По классификации Каплана у 4 пациентов были «вколоченные» переломы, у 6 человек – субкапитальные без смещения, у 7 человек – субкапитальные со смещением. У 7 пациентов – трансцервикальные со смещением, у 9 человек – базальные без смещения, у 6 пациентов – базальные переломы со смещением костных отломков.
В первые сутки с момента перелома поступило 23 пациента. На вторые сутки – 7 пациентов, 9 пациентов были доставлены на 3 сутки с момента перелома. Оперативные вмешательства выполнены в первые сутки после перелома 8 пациентам. Через 2 суток – 19 пациентам, 10 пациентам – через 3 суток после перелома. 2 пациента были прооперированы через 4 суток после травмы.
Техника операции. Репозиция костных отломков при всех видах переломов со смещением выполнялась на ортопедическом столе оригинальной конструкции с использованием системы скелетного вытяжения (патент № 91853) [10]. Под местной анестезией через надлодыжечную область проводилась спица Киршнера, которая фиксировалась в скобе ЦИТО. Монтировалась система скелетного вытяжения. Вес здоровой конечности определялся с помощью пружинных весов, в последующем вычислялся по таблице. Соотношение груза и времени при сопоставлении костных отломков представлено в таблице 1.
Из таблицы следует, что для вытяжения и сопоставления костных отломков проксимального отдела бедренной кости вес здоровой конечности умножали на 2 и прибавляли 2 кг. Растяжение мышц бедра и со- поставление костных отломков происходило в течение 1,5 часов. В том случае, если вес здоровой конечности умножали на 2 и прибавляли 3 кг, то растяжение и сопоставление происходило за 1 час 20 минут. А если к полученной сумме соответственно прибавили 4 кг, то растяжение и сопоставление происходило за 1 час. Репозиция и коррекция выполнялась под контролем ЭОП. Вытяжение проводили с отведением конечности на 30о. Внутреннюю ротацию стопы на 45о выполняли после растяжения мышц.
Таблица 1
Соотношение груза и времени при сопоставлении костных отломков проксимального отдела бедренной кости
Вес здоровой конечности, кг |
4 |
4 |
4 |
Груз для вытяжения, кг |
(4×2)+2 |
(4×2)+3 |
(4×2)+4 |
Время вытяжения, минуты |
90±10 |
80±10 |
60±10 |
Линейный разрез кожи выполняли от основания большого вертела вниз на 10 сантиметров. Обнажали подвертельную область бедренной кости. На бедренную кость устанавливали фиксирующее устройство с основной пластиной и направляющей головкой (патент № 2508065) [9]. Под контролем ЭОП через направляющую головку проводили центральную спицу. При правильном расположении направляющей спицы через направляющую головку выполняли 6 каналов, которые проходили из подвертельной области в шейку и головку бедра. Пластину с угловой стабильностью фиксировали к бедренной кости 3 винтами. В каналы вставляли шесть Г-образных спиц, последние фиксировали прижимной пластинкой. Фиксирующее устройство демонтировали. Рану послойно ушивали до дренажа.
Послеоперационный период. На вторые сутки после операции пациентам назначали шестиступенчатую программу реабилитации, состоящую из общих и специальных упражнений [1]. На 3-4 сутки разрешали вставать и ходить на костылях без нагрузки на оперированную конечность. На 6-7 сутки выполнялась контрольная рентгенограмма. На 8-9 сутки пациенты выписывались на амбулаторное лечение с рекомендациями продолжать реабилитационную программу.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты лечения оценивали через 12 месяцев после операции по данным клинических, рентгенологических и функциональных методов. Оценивали общее состояние, наличие болевого синдрома, походку, использование дополнительных средств опоры. При рентгенографии оценивали консолидацию костных отломков, ширину суставной щели тазобедренного сустава, наличие дегенеративно-дистрофических изменений в области тазобедренного сустава. Для оценки функционального состояния тазобедренного сустава использовали метод, разработанный W.H. Harris.
При исследовании у 23 пациентов результат расценили как отличный: боли не беспокоили, на контрольных рентгенограммах отмечалась консолидация костных отломков, суставная щель не сужена, признаков дегенеративно-дистрофических изменений не обнаружено. Движения в тазобедренном суставе восстановлены до исходного объема. Пациенты ходят без дополнительных средств опоры, боли отсутствуют. У 11 пациентов результат признан хорошим: пациенты жаловались на умеренные боли в области тазобедренного сустава после прохождения 4-5 кварталов. На рентгенограммах перелом консолидировался. Объем движений в тазобедренном суставе снизился, в основном, за счет внутренней или наружной ротации или отведения. У 3 пациентов результат лечения признан удовлетворительным. Ходят с опорой на трость. После прохождения 400-500 метров беспокоят боли в области тазобедренного сустава. После отдыха боли исчезают. На рентгенограммах перелом консолидировался, имеются признаки дегенеративно-дистрофических изменений. Объем движений в тазобедренном суставе уменьшился. У 2 пациентов результат признан неудовлетворительным. У 1 пациента сформировался ложный сустав шейки бедренной кости. У другого пациента перелом не консолидировался. На момент операции возраст пациента составлял 78 лет (от протезирования отказался). До операции пациент вел малоподвижный образ жизни. Передвижение только в квартире. Реабилитационная программа не проводилась в связи с обо- стрением сопутствующих заболеваний. Пациенту проводилось симптоматическое лечение. В последующем рекомендовано наблюдение травматолога, терапевта по месту жительства. Пациент с ложным суставом ходит на костылях с опорой на оперированную конечность, от эндопротезирования отказался. Результаты функционального исследования тазобедренного сустава через 12 месяцев после металлоостеосинтеза по W.H. Harris представлены в таблице 2.
По данным, представленным в таблице, следует, что 23 пациента через год после операции имели отличный результат, хороший результат имели – 11 пациентов, удовлетворительный – 3, неудовлетворительный – 2 пациента.
Отдаленные результаты лечения в срок от 1 года до 5 лет исследованы у 29 пациентов. Хорошую функцию и отсутствие дегенеративно-дистрофических изменений в тазобедренных суставах получили в 74,3 %.
Таблица 2
Результаты функционального исследования состояния тазобедренного сустава через 12 месяцев по W. H. Harris
Результат |
Отличный |
Хороший |
Удовлетворительный |
Неудовлетворительный |
Количество пациентов |
23 |
11 |
3 |
2 |
Количество баллов |
90-100 |
80-89 |
70-79 |
< 70 |
Средний балл |
91,5 |
86,6 |
76,6 |
– |
% |
63,3 |
20 |
13,3 |
6,6 |
ВЫВОДЫ
-
1. Больным с медиальными переломами шейки бе- мой скелетного вытяжения с заранее вычисленным дренной кости необходимо выполнять срочный накост- грузом.
-
2. Репозицию костных отломков следует выпол- нать со 2-х суток раннего послеоперационного периода
но-чрескостный остеосинтез. 3. Реабилитационные мероприятия следует начи-
нять на ортопедическом столе, оснащенном систе- после купирования болевого синдрома.
Список литературы Металлоостеосинтез переломов шейки бедренной костинакостно-чрескостным фиксатором
- Белинов Н.В. Переломы шейки бедренной кости. : Изд-во LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 152 с.
- Белинов Н.В., Смекалов В.П. Особенности кровообращения в головке бедренной кости у экспериментальных животных//Бюл. ВСНЦ СО РАМН. 2011. № 4-1. С. 230-233.
- Организация корректного лечения больных с переломами проксимального отдела бедренной кости/В.В. Ключевский, М.В. Белов, С.В. Быстров, И.А. Серов//Травматология и ортопедия России. 2014. № 2 (72). С. 107-111.
- Сравнительная характеристика результатов остеосинтеза медиальных переломов шейки бедренной кости в зависимости от возраста пациента, сроков с момента травмы до операции и вида фиксатора/В.В. Ключевский, В.Г. Самодай, С.И. Гильфанов, Б.С. Михайленко//Вестн. эксперимент. и клинич. хирургии. 2010. Т. 3, № 1. С. 56-59.
- Родионова С.С., Колондаев А.Ф., Солод Э.И. Комбинированное лечение переломов шейки бедренной кости на фоне остеопороза//Рус. мед. журн. 2004. Т. 12, № 24. С. 1-8.
- Остеосинтез в лечении переломов шейки бедра/А.В. Скороглядов, А.Б. Бут-Гусаим, М.Н. Березенко, Г.В. Коробушкин, А.В. Ивков, И.В. Сиртин//Рос. мед. журн. 2008. № 4. С. 53-56.
- Оригинальный способ остеосинтеза шейки бедренной кости с несвободной костной аутопластикой/Р.М. Тихилов, В.В. Карелкин, А.Ю. Кочиш, Б.М. Корнилов//Травматология и ортопедия России. 2011. № 3. С. 91-96.
- Шестерня Н.А., Гамди Ю., Иванников С.В. Переломы шейки бедра. М.: БИНОМ, 2005. 104 с.
- Устройство для остеосинтеза переломов шейки бедренной кости: пат. 2508065 Рос. Федерация. № 2012125397/14; заявл.19.06.2012; опубл.27.02.2014, Бюл. № 6.
- Ортопедический стол: пат. 91853 Рос. Федерация. № 2009138571/22; заявл.19.10.2009; опубл. 10.03.2010, Бюл. № 7.