Метод количественного описания зависимости модуля Юнга никелида титана от температуры
Автор: Андронов И.Н., Богданов Н.П., Северова Н.А., Тарсин А.В.
Журнал: Известия Коми научного центра УрО РАН @izvestia-komisc
Рубрика: Технические науки
Статья в выпуске: 3 (15), 2013 года.
Бесплатный доступ
В статье приводятся результаты экспериментального изучения и численного моделирования зависимости упругих постоянных никелида титана от температуры.
Мартенситные превращения, никелид титана, упругие постоянные
Короткий адрес: https://sciup.org/14992629
IDR: 14992629
Текст научной статьи Метод количественного описания зависимости модуля Юнга никелида титана от температуры
В ряде работ сообщалось, что в материалах с обратимыми мартенситными переходами упругие постоянные, например модуль Юнга, сложным образом зависят от температуры [1,2]. Отмечено, что при нагревании материала через интервал обратного мартенситного перехода модуль Юнга может сильно изменяться, уменьшаясь в три–пять раз и достигая локальный минимум примерно в середине интервала обратного мартенситного перехода. В связи с этим была поставлена задача экспериментального изучения зависимости эффективного модуля Юнга от температуры.
В работе применялась экспериментальная методика, описанная в [7]. В качестве объекта исследований использовали проволоку из сплава ТН-1 с длиной 1 м и диаметром 2 мм. Характеристические температуры мартенситных переходов составляли соответственно Мн= 330 К, Мк= 290 К, Ан=340 К, Ак= 380 К. Эффективный модуль Юнга находили двумя способами: при активной изотермической догрузке и при разгрузке. В первом случае внешнее напряжение увеличивалось от 5 до 6 МПа, а во втором – оно уменьшалось от 6 до 5 МПа. Эффективное значение модуля Юнга определяли как тангенс угла, образуемого касательной к кривой и горизонтальной осью ε , что в конечных разностях можно представить согласно выражению (1)
Δ σ
Δ ε ,
где Δ σ – изменение величины напряжения, связанное с изменением нагрузки, Δ ε – соответствующий деформационный отклик.
Основные результаты экспериментов представлены на рисунках 1–2.

Рис. 1. Зависимость эффективного модуля Юнга, определяемого при догрузке от температуры при термоциклировании в полном интервале мартенситных переходов. Здесь и ниже стрелки обозначают направление изменения температуры.
Из рис. 1 видно, что если модуль Юнга E определять первым способом, то его величина монотонно возрастает (примерно в 2,5 раза, кривая 1) с увеличением температуры в интервале обратного мартенситного перехода. Последующее охлаждение в интервале прямого мартенситного перехода приводит к экстремальной зависимости модуля E, с достижением локального минимума при Т ≈ 305÷308 К. При этом его величина за такт охлаждения изменяется примерно в семь раз. Иная картина, если определять эффективный модуль Юнга при разгрузке (рис. 2). В этом случае E демонстрирует сложную экстремальную зависимость при нагревании с локальным минимумом при температуре Т ≈ 332 ÷ 335 К с последующим возрастанием при нагревании примерно в шесть раз. Охлаждение через интервал прямого мартенситного перехода приводит к монотонному уменьшению модуля E в интервале температур от 340 до 305 К приблизительно в два раза. Сравнение кривых на рис. 1 и 2 показывает, что при переходе от первого способа определения E ко второму кривые при нагревании и охлаждении качественно как бы меняются местами.

Рис. 2. Зависимость эффективного модуля Юнга, определяемого при разгрузке от температуры при термоциклировании в полном интервале мартенситных переходов.
Для численного моделирования полученных экспериментальных зависимостей предлагается использовать следующую одномерную модель мартенситной неупругости.
Дифференциал количества низкотемпературной мартенситной фазы определяется формулой dФ = н(-dT*)• H(T* - Mk) •
• H ( M k + ( M n - M k ) • arccos(2 -Ф- 1)/ п - T *) •
П sin ( n ^ ( T * - M k )/( M n - M k ) ) /2 • ( M n - M k ) - (2)
- H ( dT *) • H(T * - A n ) •
• H (T * - An - (Ak - An) • arccos(2-Ф-1)/п )• п sin (п (T * - An)/(Ak - An))/ 2 • (Ak - An)
где T * – эффективная температура, определяемая формулой
T * = T - C • CT , (3)
C – константа материала, T и σ – температура образца и приложенное к нему внешнее напряжение, H ( x ) – функция Хевисайда.
Пластичность превращения имеет место, если
M k < T * < M k + ( M n - M k ) • arccos(2 • Ф - 1) / n , при этом Ф изменяется от 0 до 1 при уменьшении T * от M n до M k .
Эффект памяти формы имеет место, если
An + ( Ak - An ) • arccos(2 •Ф - 1) / п < T * < Ak , при этом Ф изменяется от 1 до 0 при увеличении T * от An до Ak .
Дифференциал фазовой составляющей деформации образца определяется формулой de6 = K • ст • dФ , (4)
где K – константа материала.
Упругую составляющую деформации учитываем обычным способом, полагая, что выполняется закон смеси фаз.
u Em -Ф + Ea ■ (1 -Ф) ’ где Em и Ea – модули Юнга мартенсита и аустенита.
Полная деформация образца вычислялась как сумма фазовой и упругой компоненты дефор- мации
S = ^ 5 + ^ ô u . (6)
При численном моделировании константы принимали следующие значения: M n = 330 K,
Mk= 290 K, An= 340 K, Ak= 380 K. Модули упругости для мартенситной и аустенитной фаз определяли экспериментально в соответствии с форму- лой (1), что составило Em= 3,3·1010 ГПа, Ea = 6,2·1010 ГПа. Характеристические температуры мартенситного перехода и упругие постоянные аустенита и мартенсита были взяты из вышеприведенных экспериментальных данных. Численное значение константы C = 3.35·10-7 взято из экспе-
риментальных зависимостей величин характеристических температур мартенситных переходов от напряжения, при котором осуществлялось термоциклирование [5].
Константу K находили методом последовательных приближений. В качестве исходного приближения брали значение, найденное по экспериментальным зависимостям γ от τ из работы [6], которое составило K = 12 d Y (Тт = 2 - 10 — 10 МПа \ В качестве эталонного параметра приближения принима-

Рис. 4. Результаты численного моделирования зависимости модуля Юнга никелида титана от температуры при разгрузке.
ли величину, равную E min
Е +Е .
min разгр min нагр
где E min разгр и E min нагр – минимальные значения экспериментального модуля Юнга, найденного при разгрузке и нагрузке. Расчетным путем определяли аналогичные характеристики E min разгр и E min рнагр – минимальные расчетные значения модуля Юнга, найденные при разгрузке и нагрузке. Точно так же находили расчетную величину
Е +Е .
min разгр min нагр
E mi n р =----------------- . Приближения пре-
кращались, когда расчетные значения удовлетво-
ряли условию
E min р
—
E min
Е min
< 0.05.
Условие (7) выполнялось уже после пятой итерации при K = 10-12 МПа-1.
Результаты численного моделирования приведены на рисунках 3 и 4.

Рис. 3. Результаты численного моделирования зависимости модуля Юнга никелида титана от температуры при нагружении.
Сравнение рисунков 1–2 и 3–4 показывает, что предложенная модель мартенситной неупруго-сти удовлетворительно описывает зависимости упругих постоянных никелида титана от температуры. Это говорит о том, что предложенный аналитический подход может быть использован при определении эффективного модуля Юнга. Разработанная в данной статье аналитическая модель даст возможность более корректно ставить и точно решать краевые задачи термомеханики для материалов с памятью формы. Это позволит создать математические принципы программируемого формирования требуемых функционально-механических свойств мартенситной неупругости на элементах конструкций и изделиях с памятью формы.
Список литературы Метод количественного описания зависимости модуля Юнга никелида титана от температуры
- Варлимонт Х., Дилей Л. Мартенситные превращения на основе меди, серебра и золота.(Пер. с англ.). М.: Наука, 1980. 205 с.
- Винтайкин Е.З., Удовенко В.А., Литвин Д.Ф.,Серебряков В.Р. Константы упругости сплавовмарганец -медь//Физика металлов и металловедение. 1980. Т. 4, №49. С. 883-885.
- Андронов И.Н., Богданов Н.П., Тарсин А.В.Влияние характера термоциклирования изнака нагружения на величину фазовых модулей никелида титана//Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2009. № 4.С.42-44.
- Андронов И.Н., Гуревич А.С., Лихачев В.А.,Недбаев П.И. Явление многократнообратимой памяти формы и реактивные напряжения в сплаве ТН-1//(Краткое сообщение).Рубежное. Филиал Днепропетровского химико-технологического института. ХХIV Всесоюзный семинар ’’Актуальные проблемыпрочности’’, Механика прочности материалов с новыми функциональными свойствами.Ухта, 1990. С. 147-148.
- Лихачев В.А., Патрикеев Ю.И. Влияние напряжения и деформации на характеристические температуры мартенситных превращений материалов с эффектом памяти формы//Вестник ЛГУ, серия матем., механика,астрономия. № 5033-84 Деп. 1984.
- Андронов И.Н., Овчинников С.К., Крючков С.В.Влияние термомеханичекой тренировки наповедение сплава ТН-1 в условиях проявления циклической памяти формы//ВестникСамарского государственного университета.Серия физико-математическая. 2004. С. 97-100.