Методика оценки эффективности государственной программы военной ипотеки в Российской Федерации
Автор: Антонова К.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 12 (67), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается система показателей оценки эффективности военной ипотеки в Российской Федерации. Рассмотрена программа военной ипотеки с позиции государственного проекта обеспечения финансовой безопасности домохозяйств военнослужащих.
Государственная программа, методика, оценка эффективности, военная ипотека, экономическая безопасность, финансовая безопасность домохозяйств
Короткий адрес: https://sciup.org/140247303
IDR: 140247303
Текст научной статьи Методика оценки эффективности государственной программы военной ипотеки в Российской Федерации
Государственные программы являются инструментом, который дает возможность сопоставить расходы и ожидаемые результаты. Данная особенность несет основную ценность программ как инструмента территориального управления. [8] .Государственные программы вводятся в практику государственного и муниципального управления с 2012 года. Государственные программы дают возможность в совокупности проанализировать деятельность ведомств, определить их роль и стратегическую миссию в развитии территорий [4] .
Одной из главных задач в Российской Федерации является обеспечение устойчивого экономического развития. Меры по повышению эффективности управления государственными расходами становятся все более актуальными в условиях замедления роста государственных доходов[7]. Программно-целевое управление и планирование является инструментом, реализации данной задачи. Именно данный аспект подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Целью исследования является анализ и сравнение методов оценки эффективности реализации государственной программы военной ипотеки в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие основные задачи:
-
1. Определить понятие эффективности реализации государственной программы.
-
2. Выявить критерии оценки эффективности государственной программы.
-
3. Рассмотреть систему показателей оценки эффективности
-
4. Выявить достоинства программно-целевого планирования.
-
5. Рассмотреть индикаторы оценки эффективности
государственной программы военной ипотеки в Российской Федерации.
государственной программы военной ипотеки в Российской Федерации.
Использование механизмов анализа и оценки государственных программ началось в США и некоторых странах Европы с 1960-х гг. На формирование теории оценочных исследований повлияли более ранние разработки специалистов из нескольких научных областей - социологии, психологии, оценки образования [9] . Среди них можно назвать П. Лазарсфельда, К. Левина, Р. Тайлера. Позже, начиная с 1970-х гг., М. Скривен, Э. Сачман, X. Чен, П. Росси, С. Нэйджел, М. Паттон, М. Алкин, К. Вейс, Д. Стафлбим, Э. Губа и 4 др. углубили теоретическую базу анализа и оценки программ в плане развития методов, роли ценностей в оценивании, использования результатов оценки для улучшения программ. В России тема анализа и оценки программ не столь популярна, однако отдельные авторы, подробно изучив зарубежный опыт, также публикуют научные труды. Их работы касаются не только вопросов методологии анализа и оценки программ, но также посвящены изучению практических аспектов оценивания программ, применительно к современному государственному управлению в России [10] . В частности, можно отметить работы таких исследователей как А. Н. Беляев, В. А. Маршаков, М. В. Смирнова, Д. Б. Цыганков, А. И. Кузьмин, Е. С. Кузнецова. Вопросам методики оценки эффективности государственной программы военной ипотеки в Российской Федерации посвящены работы Б. Минина, В. Радина, В. Серебрянникова, А. Терехова и Р. Тихонова [15] .
Выводы данного исследования могут применяться в теоретическом направлении посредством усовершенствования методологии применения анализа и оценки государственной программы военной ипотеки в соответствии с особенностями данной сферы. Данные выводы могут применяться в практическом направлении посредством применения результатов исследования органами муниципальной и государственной власти Российской Федерации при оценке эффективности данной государственной программы[14].
Мировая практика определяет следующие достоинства программно– целевого планирования и бюджетирования, ориентированного на результат:
-
1. Обеспечение финансированием общественных благ и услуг, количество, качество, стоимость, время и место предоставления которых, в большей мере отвечает потребностям общества, их отличительными чертами является наивысший показатель социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях.
-
2. Возможность критически осмыслить сложившиеся направления расходования средств и отказаться от определенных видов расходов, реализуемых без надлежащего социально-экономического обоснования их необходимости.
-
3. Выбор решений с учетом более отдаленных последствий; усиление ответственности государственных министерств за итоговый результат. Данный аспект реализуется через регулярную публикацию отчетов о результатах деятельности министерств, что в свою очередь позволяет обществу реально оценивать их деятельность.
-
4. Повышение обоснованности решений о государственных расходах. Данный аспект реализуется через повышение информационной базы бюджетных решений, принимаемых правительством. К ним относятся: информация о влиянии разных уровней финансирования программ на социальную и экономическую эффективность государственных расходов, возможность сокращения расходов, не сокращая объемов программ.
-
5. Возможность реальной оценки финансового состояния государства, через полную картину имеющихся в его распоряжении ресурсов. Данный аспект важен для управления будущими рисками, например, на будущие поколения будет возложен непомерный груз финансовых обязательств, образовавшихся в результате принятия неявных или неучтенных обязательств [6] .
В процессе оценки эффективности реализации государственных программ основными принципами являются: профессиональная компетентность, независимость, обеспечение, объективность, открытость и прозрачность [11] .
Основными критериями оценки эффективности государственных программ являются следующие:
-
1. Целесообразность (релевантность) - соответствие цели проекта задачам, которые реализуются в рамках проекта, а также условиям физического и стратегического характера для осуществления проекта. К условиям также относят: анализ качества подготовки и структуры проекта – логику и завершенность процесса планирования проекта, а также внутреннюю логику и согласованность со структурой проекта.
-
2. Эффективность – уровень реализации основных мероприятий проекта. Данный пункт показывает, насколько хорошо вложенные средства были преобразованы в достигнутые результаты в качественном, количественном и временном исчислении, а также в качество достигнутых результатов: целевое распределение финансовых ресурсов, кадровое соответствие, техническое соответствие, временное соответствие по этапам и мероприятиям.
-
3. Результативность - анализ итогов в достижении цели проекта, а также влияние сделанных прогнозов, которые в свою очередь нашли отражение в достижении результатов проекта: конечный результат программы, достижение непосредственных результатов программы.
-
4. Контроль проекта – наличие четкого функционального, ресурсного и временного закрепления, механизмов мониторинга и освещения в СМИ, а также системы самооценки на различных этапах реализации программы.
-
5. Эффект от проекта – значимость проекта для более широкого окружения, и его вклад в расширение (секторных) задач, достижение целей политики государства.
-
6. Устойчивость проекта – оценка уровня преимуществ и выгод от реализации проекта, которые продолжат поступать после завершения внешнего финансирования [5] .
Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения установленных значений каждого из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году [13] . Стоимостные показатели рассчитываются, как правило, в сопоставимых ценах соответствующего года, которые являются базой для расчета динамики и темпов их изменения по сравнению с предыдущим годом или иным периодом [12] .
Показатели реализации подпрограмм и федеральных целевых программ предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Рассмотрим основные индикаторы для определения эффективности государственной программы «Военная ипотека», а так же определим, какие данные берутся в расчет.
Таблица 1 Индикаторы оценки эффективности государственной программы «Военная ипотека»
Блок интегральных показателей Данные для проведения расчетов Оценка показателей (индикаторов) Для осуществления данной оценки используется следующая информация: • годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности программы за анализируемый период «Сведения о достижении значений показателей (индикаторов)»; • годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности за предыдущие годы «Сведения о достижении значений показателей (индикаторов)»; • проекты государственных программ, разрабатываемые в рамках проведения государственных программ в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете в наступающем году и на плановый период • данные государственного (федерального) статистического наблюдения (официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: ; • сведения, представленные в рамках Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС): Оценка эффективности реализации основных мероприятий государственной программы Для осуществления данной оценки используется следующая информация: • годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности за анализируемый период: «Сведения о степени выполнения ведомственных целевых программ, основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий подпрограмм государственной программы»; • утвержденная версия плана реализации государственной программы на планируемый период реализации; • утвержденная версия детального плана-графика реализации государственной программы на программы на планируемый период реализации. Оценка кассового исполнения Для осуществления данной оценки используется следующая информация: • годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности за анализируемый период: «Отчет об использовании бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы по расходам федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов Российской Федерации»; • данные о кассовых расходах, представленные на официальном сайте Минфина России (в рубрике
«Деятельность / Реформы / Бюджетная реформа / Бюджетирование, ориентированное на результат / Государственные программы» d/pro grams/) Оценка эффективности деятельности ответственного исполнителя Для осуществления данной оценки используется следующая информация: • годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности за анализируемый период: «Оценка результатов реализации мер правового регулирования»; • анализ данных об изменениях, внесенных в планы реализации и детальные планы-графики реализации государственных программ (соответствующие сведения, представленные ответственным исполнителем (в том числе, на официальном сайте федерального органа исполнительной власти), а также отраженные в справочной правовой системе Консультант Плюс.
Источник: составлено автором
Таким образом, в систему показателей оценки эффективности военной ипотеки в Российской Федерации входят следующие блоки: оценка показателей (индикаторов); оценка эффективности реализации основных мероприятий государственной программы; оценка кассового исполнения; оценка эффективности деятельности ответственного исполнителя [3] .
В условиях рыночной экономики военнослужащие не в состоянии заработать на приобретение жилья в собственность. Исправить данную ситуацию призвана накопительная ипотечная система для военнослужащих. Государственный проект «Военная ипотека» реализуется с недавнего времени, но уже успел получить доверие со стороны военных. Каждый год государство проводит анализ эффективности данного проекта, анализирует его показатели. В процессе данного анализа выявляются риски военной ипотеки, которые государство нейтрализует, проводя мероприятия по их снижению. Целью новой программы является обеспечение квартирами военнослужащих, которые приобретут право на постоянное жилье после 2010 года, а также формирование фонда служебного жилья под штатную численность воинских частей путем переселения из закрытых военных городков граждан, утративших в настоящее время связь с Минобороны России [1] .
Для военнослужащих данная программа играет немаловажную роль. В настоящее время каждый военнослужащий может приобрести жилье в собственность уже после трех лет нахождения в накопительно-ипотечной системе. Для этого он должен заключить договор целевого жилищного займа с Федеральным управлением и договор ипотечного кредита с кредитной организацией [2]. Приобретенная им квартира становится его собственностью, однако до получения права на использование накоплений она будет находиться в залоге у государства. Новая система предоставляет военнослужащим два варианта приобретения собственного жилья: по истечении трех лет участия в НИС купить квартиру с использованием ЦЖЗ и кредитных средств, в том числе по договору участия в долевом строительстве; продолжать накапливать средства на именном счете до получения права использовать эти накопления для приобретения квартиры после окончания военной службы.
Приобретение жилья с использованием ипотечного кредита дает следующие преимущества:
-
• военнослужащий становится собственником своей квартиры уже
сегодня;
-
• погашение обязательств по кредиту за счет средств, начисляемых
на именной накопительный счет, берет на себя государство;
-
• стоимость купленной квартиры будет пропорционально
увеличиваться по мере удорожания жилья.
Военнослужащий, являющийся участником НИС, сохраняет право на служебное жилье в том случае, если квартира приобретается им не по месту прохождения службы, а также при переводе к новому месту службы. Размер накопительного взноса ежегодно индексируется с учетом уровня инфляции.
Участники НИС и члены их семей имеют право на выплаты, дополняющие накопления для жилищного обеспечения, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004г. № 117-ФЗ «О накопительноипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;
В случае гибели или смерти участника НИС члены его семьи имеют право:
-
• на получение накоплений с его именного счета;
-
• на продолжение погашения ипотечного кредита за счет средств,
перечисляемых на его именной накопительный счет.
В начале 2018 года вступило в силу разрешение о совмещении военной ипотеки и материнского капитала. Цель этого нововведения очевидна – увеличить финансовые возможности военнослужащих, в семье которых родились два или три ребенка.
В целом участие в накопительно-ипотечной системе является эффективной материальной формой помощи военнослужащим с семьями, не имеющим собственного жилья. Это хорошая альтернатива ранее применявшейся программе по предоставления такой категории граждан уже готового жилья, которое не отличалось комфортом и желаемыми условиями проживания.
Список литературы Методика оценки эффективности государственной программы военной ипотеки в Российской Федерации
- Федеральный закон от 20.08.2004 №117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
- Постановление Правительства РФ от 07.11.2005 N 655 (ред. от 08.09.2017) "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих"
- Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 28.03.2014) "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации".
- Исхакова А. Ф. Анализ методов оценки эффективности реализации государственных программ в России и за рубежом // НИУ ВШЭ - 2016. - 34 с.
- Соколов И. А. Доклад "Методологические подходы к оценке эффективности бюджетных расходов, в том числе государственных программ" // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал, 2015. № 2.
- Шаров Л.Ф. Основы методологии согласованной оценки эффективности и результативности государственных программ // Л.Ф. Шаров. УЭкС. 2017. №7. 24-25 с.
- Крадинов П. Г. Оценка эффективности программных расходов // П. Г. Крадинов // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. - 2017. - №1. - 91-102 с.
- Кузьмина А.И. Оценка программ: методология и практика // под ред. А.И. Кузьмина, Р.О. Салливан, Н.А. Кошелевой. М.: Издательство "Престо-РК", 2016. - 305 с.
- Фокина Т. В. Как измерить эффективность государственных программ? Сравнительный анализ методик оценки // электронный портал "Открытый бюджет России", октябрь 2017 г. URL: http://budget4me.ru/ob/faces/newportal/view/201310210. (дата обращения 29.05.2019 г.)
- Барулин С. В., Кусмарцева В. С. Оценка результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ // С.В. Барулин, В.С. Кусмарцева - Финансы, 2016. - № 5. - 22-27 с.
- Савельев И.И., Никифорова С.В. Интегральная оценка эффективности реализации государственных программ // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 4. № 6. 15-17 с.
- Васильева Е.Р. Сравнительный анализ реализации госпрограмм в регионах России // Вестник современной науки. 2016. № 12-1. 45-50 с.
- Запорожан А.Я. Непрограммная классификация расходов программного бюджета // Управленческое консультирование. 2016. № 5. 53-58 с.
- Александрова О.Г., Гринина Е.С. Методика формирования расчетных показателей программной модели управления общественными финансами региона // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. 206-214 с.
- Паздникова Н.П. Безопасность программно-целевого управления региональными социально-экономическими системами // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. № 1. 14-21 с