Методика оценки региональных особенностей социального развития сельских территорий Узбекистана
Автор: Атажанов Муроджон Махмудович, Нурматов Нурмухаммад
Журнал: Life Sciences and Agriculture.
Статья в выпуске: 3 (11), 2022 года.
Бесплатный доступ
В данной статье изложено методика оценки региональных особенностей социального развития сельских территорий Узбекистана и методы совершенствования территориального структуры социальной инфраструктуры.
Сельская местность, социальная развития, социальная инфраструктура, оценка, системно-структурный метод, статистический метод, усовершенствование, социологический опрос
Короткий адрес: https://sciup.org/14124742
IDR: 14124742
Текст научной статьи Методика оценки региональных особенностей социального развития сельских территорий Узбекистана
В экономической и социальной географии сельские местности представляют собой сложную территориальную социалноно-экономическую систему, при изучении которой широко используются системносодержательный, комплексный подход, историко-географический сопоставление, картографические, статистические методы. Используются также социологические опросы, анкетирование и экспертные оценки, в отличие от некоторых направлений экономической географии. При применении системноструктурного подхода, являющегося одним из общегеографических методов в исследовании социальной инфраструктуры сельской местности, анализ взаимосвязи региональной и отраслевой структуры инфраструктуры имеет научное и практическое значение. Системно-структурный метод служит методологической основой разработки концепции и стратегии социального развития регионов и населения в экономической и социальной географии сельской местности.
Социальную инфраструктуру, являющуюся объектом исследования, необходимо рассматривать прежде всего как отдельную систему с учетом того, что она является составной частью другой системы. То есть инфраструктура состоит из системы, компонента или подсистемы, которая, в свою очередь, состоит из элементов. Элементы инфраструктуры обладают первичным свойством и не подразделяются по цели исследования.
В данном исследовании первичным звеном системы выступают элементы социальной инфраструктуры. Следует отметить, что этот метод более сложен, чем другие социально-экономические методы, но эффективен. Анализ на основе системно-структурного метода тесно связан с территориальной организацией социальной инфраструктуры и ее элементов, а также с ее совершенствованием.
Комплексность — важный принцип географии, в том числе экономической и социальной географии. Такой подход предполагает комплексный, взаимосвязанный подход к объекту исследования. А.С.Солиев считает комплексный подход в науке экономической и социальной географии одной из важных методологических основ географической науки [1]. Итак, как упоминалось выше, система социальной инфраструктуры обычно проявляется как территориальный социальный комплекс. Это обуславливает необходимость изучения региональных социальных комплексов на основе комплексного подхода и в соответствии с поставленной целью.
В сельской географии картографический подход представляет собой малую модель и метод исследования изучаемой сельской социальной инфраструктуры, обеспечивающий позитивность и наглядность исследования. С помощью этого метода в первую очередь отражается и обобщается информация о социальных событиях. На следующем этапе эта информация берется с карты в виде выводов и результатов и применяется на практике. Отображение объектов социальной инфраструктуры на крупномасштабных картах имеет большое научное и практическое значение.
При этом особенности системы образования (общеобразовательной и дошкольной), отражение медицинских учреждений дает хорошие результаты.
Метод социологического опроса также играет важную роль в изучении социальной инфраструктуры. Метод социологического опроса важен, прежде всего, при реальной оценке условий жизни и образа жизни населения, обеспеченности инфраструктурой, часто в ситуациях, когда трудно получить статистические данные или узнать реальное положение в местах. Такой подход особенно важен при изучении ситуации с обеспеченностью социальными объектами, необходимыми для нормальной жизнедеятельности сельского населения, узнать их взгляды на существующие проблемы.
Важное значение в экономической и социальной географии имеет также математико-статистический метод, а количественные показатели событий, т. е. статистика, является сырьевой базой исследований. На основе их приобретения, изучения, обработки можно определить закономерности, присущие событиям, происходящим в пространстве и времени, их причины и следствия. Математикостатистический метод географического изучения социальной инфраструктуры села проявляется в расчете ряда коэффициентов, индексов корреляции, радиуса обслуживания объектов инфраструктуры [2].
Метод группировки применяется при изучении сложных социальноэкономических систем. В большинстве случаев группировка находит отражение в классификации, типологии и районировании. Группировка социальных событий на основе количественных показателей проявляется в виде классификации, при которой они через определенные промежутки времени разделяются на группы. Основное внимание в типологии уделяется качеству объектов социальной инфраструктуры. Такой подход важен при изучении сельской местности , при подведении общих выводов. Это также эффективный инструмент разделения регионов на несколько групп по уровню развития системы социальной инфраструктуры. Это, прежде всего, важно при определении социального обслуживания населения, организации транспорта и других объектов социальной инфраструктуры, социального развития регионов и населения.
Известно, что сельские районы - это районы, где протекают жизнь и труд значительной части населения страны. В сельской местности Ферганской долины, особенно в Андижанской области, наблюдается неуклонный рост агро демографической нагрузки и плотности населения. Поэтому возникает необходимость изменения подходов к географическому изучению сельской проблемы. Такая ситуация наблюдается не только в нашей стране, но и в ряде зарубежных стран. В частности, в США в последние десятилетия в результате свободной эволюции экономики наблюдается такая социально-экономическая тенденция, которая в свою очередь привела к необходимости уделять особое внимание сельской местности в будущем. [3] . США и некоторые страны ЕС внедрили методы государственного управления в экономическую политику с целью развития сельской социальной инфраструктуры. В ряде стран происходил процесс локализации, направленный на развитие социальной инфраструктуры села и поддержку сельскохозяйственного производства. В результате эти меры дали мощный импульс социально-экономическому развитию многих сельских территорий.
Основным фактором социальной поддержки депрессивных сельских территорий и развития их инфраструктуры в ЕС является не только социальная направленность государственного бюджета, но и активное финансирование органов самоуправления и их организационно-экономическая поддержка [3].
В Германии основной упор в социальном развитии сельской местности делался на улучшение социального положения населения. Поэтому при разработке государственных социальных программ в первую очередь учитывались определенные слои населения. Основными направлениями устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации, повышения уровня жизни населения являются совершенствование социальной инфраструктуры и инженерного устройства сельских населенных пунктов, поддержка строительства и благоустройства сельских территорий на основе типовых проектов.
Из стран Центральной Азии концептуальной основой государственной политики развития села в Казахстане [3] является дальнейшее развитие агроэкономики. Принимаемые в этом направлении меры, в первую очередь, направлены на развитие социальной инфраструктуры и, одновременно, улучшение жилищных условий и уровня жизни населения, увеличение его доходов. Очевидно, что проводимые в ряде развитых стран, в том числе и в Узбекистане реформы по развитию социальной инфраструктуры села служат важным условием улучшения социально-демографической ситуации в регионах.
С середины XX века развитие рыночной экономики в ряде стран стало важным поворотным моментом в развитии инфраструктуры. Научнотехнический прогресс, прежде всего, стимулировал развитие различных сфер социальной инфраструктуры, требующих повышения качества рабочей силы, укрепления здоровья, изменения отношения к труду. Во-вторых, новая технологическая база в материально-технической базе отраслей и секторов социальной инфраструктуры послужила повышению эффективности ее деятельности. В-третьих, резкое сокращение доли населения, занятого в материальном производстве, привело к их перераспределению в сфере услуг, особенно в социальной инфраструктуре. В результате оценка социальной инфраструктуры стала важным направлением современных экономикогеографических и статистических исследований, проводимых во многих странах, в том числе международными организациями. (Международный банк при оценке социальной инфраструктуры использует такие показатели, как количество коек, количество врачей, количество учителей начальных классов, количество учителей средних школ). На наш взгляд, можно выделить наиболее важные показатели оценки социальной инфраструктуры села: социально-экономические (направления, обслуживающие всестороннее развитие личности, т. е. образование, здоровье); социальные (отражающие уровень бытовых условий населения, т.е. жилищно-коммунальное хозяйство).
Известно, что средняя продолжительность жизни населения является одним из основных показателей уровня социально-экономического развития регионов и стран. Это, в свою очередь, тесно связано с тем, что инфраструктура медицинского обслуживания населения правильно организована в количественном и качественном отношении. Территориальная организация медицинского обслуживания населения определяется прежде всего особенностями размещения населения. Однако в этом отношении очевидны географические различия в нашей стране. Например, в 2019 году количество больничных коек на 10 000 населения в стране составило 40, при этом положительные показатели (более 40,0) сложились в 7 регионах. К ним относятся Андижанская, Бухарская, Кашкадарьинская, Навоийская, Наманганская, Сырдарьинская и Ферганская области. В остальной части страны на каждые 10 000 человек приходится 34,1-39,6 мест. Обеспечение населения чистой питьевой водой является актуальной проблемой в сельской местности. Средний уровень доступа к безопасной питьевой воде в Узбекистане составляет 75,3% [1]. По статистике Андижанская (93,9%) и Ферганская (98,1%) облает входят в число регионов с самым высоким уровнем обеспеченности питьевой водой. В Джизакской области этот показатель составляет 71,2 процента,
Наманганской области -72,5 процента, Навоийской - 72,9 процента, Сурхандарьинской - 74,1 процента, Кашкадарьинской - 78,7 процента, Сыр дарвинской - 79,7 процента, Ташкентской области - 80,2 процента. Относительно низкие показатели наблюдаются в Республике Каракалпакстан (54,4) и Самаркандской области (57,3). Самые низкие показатели в Бухарской и Хорезмской областях, где только 39,6% и 41,6% населения имеют доступ к централизованной питьевой воде соответственно.
Среди направлений социальной инфраструктуры большое значение имеют также показатели уровня обеспеченности природным газом, особенно в повышении уровня жизни сельского населения. Анализы показывает, что в нашей стране этот показатель составляет 55,5%, что имеет региональные различия по регионам. В частности, Бухарская, Джизакская, Хорезмская, Сырдарьинская, Навоийская области и Республика Каракалпакстан входят в число регионов выше среднего по стране. У них этот показатель составляет 6068 процентов. Самые низкие показатели по стране наблюдаются в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Андижанской, Самаркандской, Наманганской и Ферганской областях, где уровень обеспеченности природным газом колеблется от 23% до 43%. Очевидно, что проблемы с газом есть почти в половине регионов страны.
Обеспечение населения комфортным и уютным жильем, регулирование инфраструктуры в населенных пунктах оказывает большое влияние на самочувствие человека и его образ жизни. Однако развитие социальной сферы, жилищного строительства и благоустройства жилья всегда было актуальной проблемой сельской местности. Анализ показывает, что в 2005 г. 6,1 млн. кв.м. В 2008 году этот показатель составлял 7,2 млн. кв.м. В 2019 году 13,3 млн. кв.м, и в среднем 15,8 кв.м на душу населения, сформировался. Из них 8,4 млн. кв.м, жилье строилось в сельской местности. Территориальные различия также можно увидеть в жилищных показателях, применимых к каждому населению. В частности, выше, чем в среднем по стране, ситуация в Республике
Каракалпакстан, Кашкадарьинской, Бухарской, Навоийской, Хорезмской областях, где этот показатель составляет 16-24 кв.м. Самый низкий уровень наблюдается в Андижанской, Сурхандарьинской, Ферганской, Джизакской, Сырдарьинской, Самаркандской, Наманганской и Ташкентской областях. Таким образом, для сельской местности важны разработка генеральных планов расселения населения в сельской местности, строительство современного жилья на основе программ реновации и жилищного строительства, создание благоприятных условий для переселения населения в новые жилые массивы, области.
По состоянию на 1 января 2021 года на территории Республики Узбекистан насчитывается 120 городов, 1067 поселков городского типа и 10996 сельских населенных пунктов [4]. Показатели канализации в этих населенных пунктах неодинаковы. Уровень обеспеченности канализацией жилого фонда снижается от городской к сельской местности. В то же время отчетливо видны региональные различия в уровне обеспеченности канализацией. В частности, в 2020 году по республике этот показатель составил 35,7 %, по Республике Каракалпакстан - 10,7 %, по Кашкадарьинской области - 17,9 %, по Хорезмской области - 20,7 %, В целом, несмотря на то, что обеспеченность населенных пунктов и жилья водопроводной водой относительно высока (93,9 и 75,3 процента), обеспеченность природным газом не идеальна. Канализационное обеспечение практически всех сельских районов страны можно оценить как критическое.
Список литературы Методика оценки региональных особенностей социального развития сельских территорий Узбекистана
- Атажонов М.М. Совершенствование территориальной структуры системы социальной инфраструктуры в сельской местности Андижанской области. Автореферат диссертации доктора философии (PhD) по географическим наукам. – Т., 2022. – 46 с.
- Назаров М.И. Территориальная организация медицинского обслуживания населения в сельской местности (на примере Наманганской области). Автореф. дисс.канд.геогр. наук. – Т., 1996. – 24 с.
- Torre Andre. Инновации и управление сельскими территориями. Париж.- 2011. 114 с.
- www.stat.uz.