Методологические основания изучений среднего медицинского персонала как профессиональной группы

Бесплатный доступ

Статья посвящена методологическим аспектам изучения среднего медицинского персонала как профессио- нальной группы. Автор обосновывает необходимость привлечения социологического пространственного подхода как методологического инструмента, который позволяет описать медицинские профессии среднего звена как осо- бый уровень профессионального пространства медицины, раскрыть их содержательную связь и различие с вра- чебными профессиями. В итоге пространственный подход обеспечивает описание динамики социально- профессиональных качеств средних медицинских работников, которые в современных условиях становятся ак- тивным социальным агентом как профессиональная группа, наиболее часто решающая проблемы пациента.

Еще

Средний медицинский персонал, пространственный подход, социология медицины

Короткий адрес: https://sciup.org/14344111

IDR: 14344111

Текст научной статьи Методологические основания изучений среднего медицинского персонала как профессиональной группы

Предъявление основных эмпирических результатов и их научная интерпретация. Применение пространственного подхода к исследованию среднего медицинского персонала предполагает обращение к социологии пространства и экстраполяцию ее принципов на конкретный социальный феномен – профессиональную группу. Опираясь на авторскую версию социологии пространства А.Ф. Филиппова [1, с. 45–69], О.С. Чернявская различает три аспекта в социологии пространства. Первый аспект – пространство взаимодействия социальных акторов. При анализе взаимодействия последних принимается во внимание значение близости/удаленности акторов друг от друга для самого процесса взаимодействия; значение придается а) тому, как исследователь видит пространство, б) каково социальное значение пространства, не рефлексируемое участниками, но принципиально важное для них, в) какое значение пространственным характеристикам взаимодействия придают сами участники, как пространство осознается и обсуждается ими. Второй аспект – социальное пространство как порядок социальных позиций, метафорическое пространство, структурируемое статусами социальных акторов. Третий аспект – пространство как нечто обозримое, место расположения тел [2, с. 330].

Первый аспект формируется на базе пространственного релятивизма – социальное пространство трактуется как порождаемое взаимодействием участников. Например, анализируя социальное пространство как пространство взаимодействия субъектов, Н.Л. Виноградова подчеркивает, что сущность социального пространства представлена характером социального взаимодействия; оно продуцируется внутренними мирами взаимодействующих, являясь в то же время репрезентом социальной реальности, внешним по отношению к субъектам, существующей не только в отношении индивидов, но и как структурирующий посредник события [3, с. 9]. В этом методологическом ключе социальное пространство объединяет указанное отношение в непрерывный процесс диалогического взаимодействия, наполняя субъективными смыслами физическое пространство социального мира.

Как отмечает С.В. Тихонова, категория «социальное пространство» раскрывает пространственную организацию социального и позволяет фиксировать некие объективные структуры социальной реальности, обуславливающие способ ее существования и функционирования, и учитывать их коммуникацию [4, с. 35]. Действительно, очень часто исследователи говорят о социальном пространстве как макро-структуре, объединяющей различные специализированные виды пространств – пространство власти, пространство политики, экономическое пространство, медиапространство, пространство семьи и т.п. Не исключением являются понятия «профессионального пространства» и «пространство медицины»

Категория «профессиональное пространство» или «поле профессии» разрабатывается в социологии профессии. Ж.-П. Терренуар определяет профессию как практическое поле в современных социальных формациях, относительно замкнутое и частично автономное, которое регулирует и само осуществляет определенным образом идентифицированных агентов, совокупность какой-либо специфической деятельности, оплачиваемой, общественно признаваемой, подчиняющейся системе внешнего и внутреннего регулирования с помощью компетенций, детерминированных социальными отношениями [5, с. 12]. Профессиональное пространство нередко осуществляется в таком исследовательском ракурсе с пространством профессионализации, т.е. формирования профессии и профессионалов.

Профессионализация выступает процессом профессиональной позиции, гармонизации социально и профессионально значимых качеств и умений, в достаточно устойчивые профессионально значимые комплексы, обеспечивающие эффективное выполнение профессиональной деятельности. Как отмечает Л.О. Колбасова, профессионализация выражает наиболее сущностное взаимодействие субъекта и окружающего мира посредством освоения про- фессии [6, с. 29]. С этим трудно не согласиться, т.к. профессия как многомерный феномен выступает и социальным институтом, и способом самореализации, и видом деятельности, и способом отношения человека к миру и обществу. Базовыми агентами профессионализации выступают семья, школа, профессиональные образовательные учреждения, социальные организации, трудовые коллективы, государство. В условиях модели непрерывного образования профессионализация становится для индивидов прижизненным процессом.

Видовым признаком профессии как разновидности трудовой деятельности является предварительная подготовка в рамках высшей школы. Европейская университетская традиция столетиями обеспечивала воспроизводство врачей, юристов, теологов и в итоге стала фундаментом современного профессионального пространства. В современном обществе профессиональная деятельность и профессиональная подготовка неразрывны, а профессиональное пространство сопряжено с пространством образования. Поэтому в отечественных исследованиях нередко говорят о «профессионально-образовательном пространстве», подчеркивая атрибутивную роль образования для развития профессии. Э.Ф. Зеер, например, подчеркивает, что обращение к категории «профессионально-образовательное пространство» стало следствием анализа основных факторов, определяющих профессиональное становление личности, понимаемое как процесс и результат активного взаимодействия человека с социально-профессиональной средой. Сама категория «профессионально-образовательное пространство» отражает форму взаимосвязи личности с миром профессий и способами получения профессионального образования [7]. В целом Э.Ф. Зеер характеризует профессиональное пространство как совокупность трех групп факторов, относя к ним психологические факторы (изменения, связанные с возрастом человека), социальные факторы (изменения, преобразующие ведущую деятельность субъекта), профессиональные факторы (изменения, происходящие в ходе непрерывного профессионального образования личности).

О.Б. Алпатова предлагает рассматривать педагогические процессы в учебных заведениях СПО и ВПО в единстве образовательного пространства, в котором осуществляется развитие и становление будущих специалистов, подчеркивая принципы преемственности в деятельности колледжа и университета [8].

Профессиональное пространство медицины находится в фокусе внимания социологии медицины довольно продолжительное время. Эвристическую модель профессионального пространства медицины выдвинула Е.А. Андриянова [9], определившая пространство медицины как разновидность антропогенного (т.е. возникающего в результате человеческой деятельности) пространства. Автор полагает, что конфигурация профессионального пространства медицины определяется господствующей моделью профессионализации, которая концентрирует основные свойства профессии, типичные для того или иного этапа развития общества. Основными элементами модели профессионализации выступают характер социального разделения труда, статус профессионалов, атрибуты осуществляемой ими деятельности и самосознание.

Архитектоника профессионального пространства медицины раскрывается Е.А. Андрияновой через описание его матрицы, представляющей собой структуру подпространств и полей, связанных накапливаемым практическим опытом. Подпространства (когнитивное и духовно-нравственное) выделяются на вертикальном срезе структуры и вбирают в себя познавательные модели и важнейшие регуляторы данной социальной практики, необходимые для выполнения ее основных задач, выступающие «конструкционными» элементами. В качестве структурных уровней профессионального пространства, подпространства включают в себя фундаментальные основания профессиональной деятельности. При этом автор отмечает, что как элементы подпространств, так и структурные связи между ними формируются в ходе исторической эволюции профессии, предполагающей определенный баланс между традиционными и новационными компонентами. На горизонтальном уровне элементы подпространств и их взаимодействие генерируют поля (нормативно-правовое, коммуникативное и психоло-го-мотивационнное), обеспечивающие адаптацию профессионального пространства к потребностям конкретного социально-исторического периода.

Когнитивное подпространство является базовым, представляет познавательный аспект врачебной деятельности и содержит в качестве основных структурных элементов концепты знания, действия, информации и экспертизы, возникающие в хронологическом порядке. Изменение в структуре когнитивного подпространства приводит к изменению самой медицинской практики и к дальнейшей адаптационной трансформации остальных полей профессионального пространства. На современном этапе, по мнению исследователя, доминирующую роль в определении характера структурных связей подпространства приобретает концепт экспертизы. Духовно-нравственное подпространство аккумулирует ориентиры и ограничители применения медицинских навыков и знаний и включает в себя в качестве структурных элементов биоэтические принципы: принцип автономии личности, принцип справедливости, принцип непричинения вреда, принцип «делай добро». Стержневым принципом является принцип автономии личности.

Нормативно-правовое поле в качестве основных элементов включает в себя правовые нормы. Полеобразующим конструктом в настоящее время выступают права человека. Коммуникативное поле структурируется профессиональной нормативной системой, фиксируемой термином «коллегиальность». Коллегиальность раскрывается через принадлежность к определенному сообществу, совместную деятельность, компетентность и полномочия. В рамках медицины коллегиальность раскрывается на следующих уровнях: сословнокорпоративном, научном и организационном. Полеобразующим элементом профессионального мотивационного поля является профессиональная ориентация. Она структурирует следующие элементы мотивационного поля: ценности как источник мотивации, принципы профессионального развития (профессионального пути), эталон профессионала, включающий важнейшие профессиональные качества, а также барьеры мобильности, представляющие собой систему порогов входа-выхода и границ поля.

Е.А. Андриянова справедливо отмечает, что архитектоника профессионального пространства воспроизводится через систему высшего образования. Цели развития высшей медицинской школы как социального института фиксируются в нормативной модели образования.

Мы полагаем, что профессиональное пространство среднего медицинского персонала является структурным элементом (уровнем) профессионального пространства медицины. Его архитектоника конгруэнтна архитектонике профессионального пространства медицины и воспроизводится через систему среднего профессионального образования. Когнитивное и духовно-нравственное подпространства на среднем уровне содержат те же базовые элементы (знания и ценности), что общее пространство медицины (за исключением узко специализированных, характерных для врачебной деятельности), а поля (нормативно-правовое, коммуникативное и психолого-мотивационное) являются специфическими, характерными для профессиональных групп среднего медицинского звена.

Источником модели профессионализации, определяющей конфигурацию профессионального пространства для среднего медицинского звена, стала профессия медицинской се- стры. Для профессии важно не только создание, функционирование и развитие систем получения нового научного знания, но и механизмов его приложения в социуме. Логика развития профессии – это социализация научного знания, его носителей и институтов, где это знание проходит путь от своего возникновения до практической реализации [10, с. 86]. Именно сестринское дело стало первым в формировании специфической профессиональной группы среднего звена и его специфика стала определяющим «эталоном» для появившихся позднее профессиональных групп – акушерок, фельдшеров, лаборантов, техников.

Профессиональное пространство сестринского дела на Западе формировалось вне вертикальных отношений подчинения с пространством врачебной профессии, что обеспечило ему автономный статус. Профессионалы с лидерскими качествами и практическими практическим опытом остались в профессии и стали ее флагманами, расширив ее потенциал, символический капитал и углубив ее теоретические основы. История сестринского дела в нашей стране пошла по иному пути. Профессиональное пространство медицинских работников среднего звена всегда в нашей стране было несамостоятельным, инфраструктурным по отношению к профессиональному пространству врачей. Возникшая из практики сиделок и «женского милосердия», она изначально играла подчиненную профессии врача роль.

В России практически до конца ХХ века не предпринималось попыток дать четкое определение сестринского дела, поскольку продолжало быть актуальным традиционное представление о медицинской сестре как о вспомогательном техническом помощнике врача, работающем по его указаниям и под его наблюдением. Включение высшего образования в профессию медицинской сестры расширило образовательный статус и привело к формированию многоуровневой системы подготовки сестринских кадров.

Необходимо отметить, что развитие научной базы медицины привело к определенному сужению медицинских профессий среднего звена. Так, специальность высшего профессионального образования «стоматолог» практически полностью вытеснила из профессионального пространства медицины зубных врачей с дипломом о среднем образовании благодаря усложнению современных подходов в стоматологии. Аналогичные процессы характерны для фармацевтического дела: исчезновение отделов рецептурных форм в аптеках и больницах сократило функции фармацевтов со средним образованием и повысило значимость провизоров с высшим.

Такие средние медицинские профессии, как фельдшер и акушерка сегодня интегрируются в пространство сестринского дела с его четырехступенчатой моделью. Профессии медицинских лаборантов и зубных техников, техников по ремонту и эксплуатации медицинского оборудования остаются «закрытыми» и не предполагают дальнейшей интеграции в систему высшей медицинской школы.

Выводы . Изучение среднего медицинского персонала как профессиональной группы возможно на базе пространственного социологического подхода, который позволяет описать медицинские профессии среднего звена как особый уровень профессионального пространства медицины, установить специфику его когнитивного, духовно-нравственного, нормативноправового, коммуникативного и психолого-мотивационного полей, раскрыть их содержательную связь и различие с врачебными профессиями. В итоге пространственный подход обеспечивает описание динамики социально-профессиональных качеств средних медицинских работников, которые в современных условиях становятся активным социальным агентом как профессиональная группа, наиболее часто решающая проблемы пациента.

Список литературы Методологические основания изучений среднего медицинского персонала как профессиональной группы

  • Филиппов А. Ф. Элементарная социология пространства//Социологический журнал. -1995. -№ 1
  • Чернявская О.С. Социальное пространство: обзор теоретических интерпретаций//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2008. -№ 5
  • Виноградова Н.Л. Социальное пространство как пространство взаимодействия субъектов//Известия Волго-градского государственного технического университета. -2005. -№ 6
  • Тихонова С.В. Социальное пространство: глобализация и отчуждение//Социальная политика и социология. -2007. -№ 4
  • Terrenoir J.-P. Sociologie de l'éthique professionnelle//Sociétés Contemporaines. -1991 -№ 7
  • Колбасова Л. О. Профессиональная компетентность в современном социальном пространстве//Вестник Оренбургского государственного университета. -2009. -№ 7
  • Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. -Екатеринбург, 2002
  • Алпатова О.Б. Пути создания единого образовательного пространства для реализации принципа преемственности в профессиональном образовании//Наука и образование: электронное научно-техническое издание. -2006. -№ 7
  • Андриянова Е.А. Современная медицина: социально-профессиональные основания науки и практики. -Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 2005
  • Родный А.Н. Профессиональное пространство институциональной мобильности ученых//Социология науки и технологий. -2010. -Т. 1. -№ 2
Еще
Статья научная