Методологические основания когнитивного менеджмента как инновационной стратегии управления знаниями

Бесплатный доступ

В статье рассматривается необходимость разработки новой стратегической программы управления - когнитивного менеджмента - как адекватной условиям информационного общества, когда основным ресурсом развития становится знание в форме информации. Программа основное внимание обращает на развитие и управление мыслительными (когнитивными) процессами и именно поэтому может улавливать ту динамику, в которой находится современная социальность.

Когнитивный менеджмент, информационное общество, общество знания, неопределенность, риск, непрогнозируемость развития

Короткий адрес: https://sciup.org/142178689

IDR: 142178689

Текст научной статьи Методологические основания когнитивного менеджмента как инновационной стратегии управления знаниями

Понятие когнитивный менеджмент являет собой не совсем адекватный русский перевод с английского knowledge management (управление знанием). Это понятие коннотативно связано с многозначностью, которую в информационном обществе приобретает традиционное cogito -мысль, рацио, разум - и которая является следствием изменений в эпистемологии, когда знание трансформировалось в информацию.

Знание в форме информации имеет существенные отличия от классически и традиционно понимаемого знания, и потому классическая эпистемология отличается от эпистемологии современной. Во-первых, открытое Декартом классическое cogito определялось как поиск истины, «положенной» в мир. Истина и содержащий ее мир - мир «сам по себе», объективный - противостояли. В классической эпистемологии это противостояние явило себя как противостояние активного субъекта (cogito) и объекта - пассивного, стабильного, вечного и в своей абсолютной вневременности подчиняющегося субъекту. Соответственно, истинное знание перенимало характеристики стабильности, вечности и абсолютности: оно рассматривалось как устойчивое, фиксированное в результате, не меняющееся.

Современное же cogito (субъект) находит себя в нестабильном, искусственном, технически созданном, виртуальном мире. Это - мир информации, и его основным конструктором являются компьютерные интеллектуальные системы. Главный эффект интернета и виртуальной реальности заключается в том, что в общество забрасывается множество различных видов «реальностей», каждую из которых субъект обязан удерживать в своем cogito [1].

Появилась компьютерная эпистемология, где субъект потерял традиционные отношения с реальным объектным миром и обрел отношения компьютерного, виртуального характера. Это значит, что объект больше не может всеце ло подчиняться ранее всемогущему в своей рациональности и чистой логике cogito. Он сам теперь столь же активен и, находясь в постоянном движении, заставляет и субъекта, т.е. cogito, пересмотреть непререкаемость чистоты разума и поставить его в ситуацию необходимости самому быть всегда в готовности меняться. Воздействие виртуальной реальности на субъекта обнаруживается в том, что он, оказавшись связанным одновременно с множеством «реальностей», встает перед потребностью развить в себе способности абстрагирования, воображения, изобретательности, просматривания логических ходов, предвидения последствий, быстрого принятия решений. Виртуальная эпистемология не выводит на первое место такие познавательные процессы, как усвоение и запоминание, устраняет необходимость энциклопедического присвоения и наращивания знания отдельной личностью. Познавательный акцент в таком отношении субъекта к объекту переносится с устойчивости результата познания, захваченного субъектом, на когнитивные процессы, на работу cogito, на сам познавательный процесс.

В таком случае управление знаниями предполагает управление этими когнитивными процессами. Понятия управление знаниями и когнитивный менеджмент оказываются адекватными. Как следствие, современная мысль, cogito отходит от своего классического понимания, когда, по мнению Декарта, оно содержало «врожденные идеи» - вечные, неизменные, стабильные, с помощью которых можно было ясно и отчетливо раскрывать истину мира. Бог не может быть обманщиком, -считал Декарт, - и потому, - полагал он далее, -«врожденные идеи» выражают истину адекватно. Мир, конечно, виделся стабильным, вечно одним и тем же, и истина, добытая из него и оформленная в границах столь же стабильных и вечных «врожденных идей», могла навсегда точно и результативно фиксироваться как всегда та же самая.

По мысли Канта, истинное знание выводилось из мира благодаря априорным началам cogito, которые, как и «врожденные идеи» Декарта, имея всеобщее и устойчивое содержание, могли открывать мир только в его стабильности, неизменности и вечности. Такой характер познания квалифицировал трансцендентальную установку классической философии с ее следствиями классической строгости и безоговорочной непротиворечивости, однолинейности и однозначности. Знание же в форме информации, напротив, -чрезвычайно мобильно и представлено не столько устойчивостью и фиксированностью результатов научного открытия, сколько постоянством его порождения как нового и потому требующего переосмысления в новых контекстах.

Информация формой своего существования имеет движение, калейдоскопическую непрогно-зируемость развития, хаотичность изменений. Работая в бесконечном движении информационных потоков, имея дело с нестабильной реальностью, cogito, чтобы «схватить» быстро меняющееся знание, не обязательно должно быть связанным с логической однозначностью, алго-ритмичностью, чистой рациональностью. Помещенное в виртуальный мир, где нет пространственных и временных характеристик и отсутствуют всякие рамки, пределы, границы, cogito находится в постоянной работе. Оно становится столь же подвижным, безгранично гибким, вбирающим в себя бесконечность меняющихся контекстов, по выражению П. Рикёра, приобретает «герменевтическую прививку». Знание, завися от работы cogito, приобретает те же характеристики - контекстуальность, постоянную изменяемость, возможность многозначной интерпретации, адаптивность формы и т.п.

Вобрав в себя движение, имея внутренний потенциал к постоянству развития, современное знание, как и мысль (cogito), тоже находится в состоянии перманентной готовности быть другим. Только мобильная мысль может ухватить мобильное знание и мобильный мир. Не складываясь в четкой фиксации результата, не успевая сложиться в качестве такового, современное знание зависит от когнитивных процессов, которые его репрезентируют безостановочно меняющимся. Именно поэтому понятие knowledge - знание - читается как cogito , а knowledge management как управление когнитивными процессами.

В-третьих, мобильное состояние информационного знания вызывает его инновационность, что тоже способствует тому, чтобы в информации найти специфические характеристики, отличающие его от традиционного знания. В современных условиях слово инновация приобрело новую коннотацию. Под инновацией имеется в виду не любое нововведение и не любая новизна, но та, что связана с отрицанием всякой внешней заданности. В отличие от классически понятой новизны знания, явленного в форме фиксированного фактического материала, в эмпирических данных и теоретических обобщениях современное инновационное знание определяет себя не столько в фиксации нового предметного и устойчивого результата, сколько в бесконечности изменений и постоянстве движения, в переходах от одних результатов к результатам новым. Инновация, таким образом, входит не извне как предложенная к исполнению, а возникает внутри и спонтанно. Это не то новое, что добывается человеком, стимулируемым желанием новых открытий. Это та новизна, которая вырвалась из-под логического контроля человека и осуществляется по своим внутренним закономерностям. Новизна - «ин» (внутри), новизна как инновация. Инновационное знание, т.е. знание, вечно движущееся и рождающееся, может улавливаться только столь же подвижной мыслью. Таким образом, в познавательном процессе вновь акцент переносится на процессуаль-ность - на работу cogito.

В-четвертых, отличительной характеристикой информации является ее отрыв от субъекта. Знание, отделенное от человека, - это информация. «Различие между знанием и информацией, - пишет Б.К. Турчевская, - можно представить в виде своеобразной формулы: информация - это знание минус субъект или знание -это информация плюс субъект» [2]. Бессубъектное существование информации означает, что знанию удалось в полной мере освободиться от контроля человека. Оно существует в отчужденной форме. Особое внимание в этих трансформациях следует обратить на то, что уже само понятие ин-форма-ции, восходя к слову форма, несет в себе возможность формальности, самостоятельности знания, его безличностности и отвлеченности от человеческих, гуманитарных аспектов. Имея в виду такую самостоятельность инновационного знания, его спонтанную и не- контролируемую готовность быть всегда новым, следует признать для него необходимость нового управленческого механизма. Когнитивный менеджмент, обращаясь не столько к результативности знания, сколько к его, практически, бесконтрольной процессуальной инновационности - рождению и развитию, претендует на то, чтобы быть этим механизмом. Назначение когнитивного менеджмента - настроить мысль на резонансный режим работы. Это может способствовать введению управленческого начала над информацией, освободившейся от контроля субъекта и самоорганизационно рождающейся.

В-пятых, в бесконечности движения знание теряет классическую «дисциплинарную чистоту», информационные потоки, коммуницируя и сталкиваясь друг с другом, сообщают ему междисциплинарный характер. Современная наука не знает строгой аналитической программы Декарта, разделяющей науку на ее отдельные сферы, точно очерченные своими границами. Инновационные истины сегодня возникают в таких пространственных расположениях, которых в прошлом просто не могло быть - в зонах пересечения различных наук (в коммуникативных зонах), на их границах, в общих пространствах. В междисциплинарной научной онтологии классический «чистый разум» не может ухватить «беспорядочность» и хаос коммуникаций, кантовский трансцендентальный субъект теряет претензию быть регулятивным началом, и потому cogito самостоятельно обязуется работать в информационных потоках и контекстуально меняющихся истинах. Сogito принимает на себя функцию управления. «Когнитивный менеджмент» является выражением этой новой функции современной мысли, работающей в новых условиях, теряющей алгоритмическую чистоту возможных для повторения шагов в сходных ситуациях.

Можно было бы и дальше искать отличительные характеристики знания и информации (знания в форме информации), но все они оказываются сосредоточенными вокруг главного: информация - это знание, которое находится в постоянном процессе порождения. Именно поэтому при освоении знания в форме информации акцент ставится не на его результативности, а на его процессуальности. Возникает вопрос о познаваемости знания в его порождаемости. Речь идет не столько о том, что (какая истина) в результате познания открылось, сколько о том, как эта истина открывается, как уловить ее рождение и дальнейшую трансформацию в актах ее устаревания и бесконечного информационного порождения как новой. Акцент в современной эпистемологии ставится на когнитивных процессах, навыках, способностях, умениях улавливать движение истины. Условия информатизации не диктуют больше необходимости усвоения устойчивой суммы профессиональных или общекультурных знаний (их как устойчивых сегодня просто нет). Познание в век информации - это овладение способами и методами добывания знания, навыками легко ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Информация вырвалась из-под полного контроля рационального сogito («врожденных идей», или априорных, трансцендентальных начал), контроля классического, строгого в своей логической чистоте, разума. И если сogito можно было подчинить рациональным законам логи-кии с их помощью управлять им (иных, кроме сетки априорных категорий, которые выполняли роль регулятивных идей, управленческих процедур, и не требовалось), то современная мысль вызывает необходимость специально для нее разработанной управленческой сферы - когнитивного менеджмента.

Итак, управленческий механизм когнитивного менеджмента, делая акцент на процессуальных средствах познания, адаптирует процесс овладения знаниями к условиям и требованиям века информации. Современными средствами познания выступают электронные технологии, медиасредства в их способности передавать единицы информации при снятии «экономического» дефицита и государственного контроля в media highway. Эти технологии делают новые запросы на проблемы культурного развития и личностной идентификации. Новый характер когнитивных процессов вызван сегодня новыми познавательными средствами, появившимися вместе с интернетом, электронной почтой, массовой системой коммуникаций. Они связали весь мир в единое пространство. Стало понятно, что информация в глобальном масштабе стала властной силой, и тезис Ф. Бэкона «Знание - сила!» показал свое значение сегодня - значение жизненное и истинно властное.

Когнитивные процессы, на управление которыми направлена стратегия когнитивного менеджмента, не являются какими-то новыми по сравнению с теми, что характеризовали человека всегда. Человек по своей природе, даже в условиях новых технологий, искусственного глобализированного и информатизированного мира, искусственного интеллекта, остался тем же самым. Поменялись, однако, содержание и характер его когнитивных процессов. Именно с подобного рода изменениями и связана необходимость введения когнитивного менеджмента, его стратегия направлена на управление когнитивными процессами в их новом содержании и характере. Отметим их особенности.

Во-первых, личностная мотивация человека, его заинтересованность, установки в деятельности сегодня направлены на овладение новыми средствами познания, получившими название информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Мотивация и способность ими пользоваться - это и есть когнитивные процессы в их современном понимании.

Во-вторых, современные когнитивные процессы определяются как способности, которые включают в себя не только навыки использования адекватных средств познания, но и умение управлять ими. Когнитивный менеджмент нацелен на управление глобализационными информационными потоками - потоками идей, знания (информации), капитала, товаров, людей и пр. Беспорядочность и хаос подобного рода поточного движения требуют адекватного управленческого начала.

В-третьих, ИКТ стимулируют необходимость формирования ИКТ-компетенций, содержание которых сводится к улавливанию информационных когнитивных процессов и предназначено для работы с динамикой современного мира, его нелинейными информационными структурами. Когнитивный менеджмент предполагает свободное, доведенное до автоматизма использование ИКТ. Можно сказать, что стратегической задачей когнитивного менеджмента является формирование у каждого представите -ля той или иной организации ИКТ-компетенций - навыков сбора информации, ее хранения, использования и передачи в целях формирования знаний и коммуникативных умений.

В качестве критериев обладания ИКТ-ком-петенциями можно было бы назвать: владение способами доступа к информации, ее организации по тем правилам, которые приняты как классификационные схемы: синтезирование, интерпретация, обобщение, оценка качества, актуальности, полезности и эффективности, продуцирование информации посредством как адаптации уже имеющейся, так и разработки новой, наконец, передача информации другим людям.

Таким образом, когнитивный менеджмент представляет собой инновационную программу управления знанием, процессами его создания, хранения, организации, распространения и использования в условиях, когда оно превратилось в информацию. В содержательном отношении эта программа предстает как комбинация отдельных аспектов управления персоналом, использования новых информационных технологий в управлении, менеджмента в тех его трансформациях, которые являются ответом на изменения в современной социальной реальности в целом.

Итак, в статье было обращено внимание на необходимость разработки новых стратегических программ управления в условиях информационного общества. Когда основным ресурсом развития становится знание в форме информации, когнитивный менеджмент оказывается наиболее адекватной управленческой программой. Адекватность связывается с тем, что эта программа основное внимание обращает на развитие и управление мыслительными (когнитивными) процессами и именно поэтому может улавливать ту динамику, в которой находится современная социальность. Когнитивный менеджмент сосредоточен на улавливании движения, процессуальности, развития и отходит от установки управления фиксированными предметными результатами. Управление нацелено не на полюса конкретных состояний, от которых осуществляется переход и к которым он направлен, а к самому процессу перехода, к тем безос-новным «между», которыми полнится динамичная информационная социальность.

Список литературы Методологические основания когнитивного менеджмента как инновационной стратегии управления знаниями

  • Найман Е.А. О влиянии новых коммуникативных технологий на конституирование субъекта и общества постмодерна//Методология науки. Вып. III. Становление современной научной рациональности: сборник работ участников III ежегодной сессии Всероссийского семинара. Томск, 1988. С. 132.
  • Турчевская Б.К. Знание и информация: от тождества к различию//Актуальные проблемы современной философии. Вып. 4. Томск, 2006. С. 28.
Статья научная