Методологические подходы к проблемам исследования тибетских историко-философских текстов
Автор: Гулгенова Арюна Цыденжабовна
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Статья в выпуске: 3, 2016 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время одной из основных задач исследования средневековой историко-философской тибетской литературы является не только всесторонне научное освещение воззрений каждой буддийской школы, но и прояснение их религиозно-политической роли в историческом, духовно-культурном и социальноэкономическом развитии Древней Индии, а также народов Центральной Азии в средневековую эпоху, что для современной науки становится все более актуальным. Однако, несмотря на большую исследовательскую работу, проделанную тибетологами, востоковедами и буддологами разных стран, на значительное количество тибетских письменных источников, находящихся в распоряжении ученых, многое в истории культуры и философии Тибета до сих пор остается недостаточно изученным и спорным. Это связано с тем, что тибетские тексты достаточно специфичны и вызывают ряд трудностей. В статье представлены основные проблемные моменты, с которыми сталкиваются исследователи при изучении буддийских памятников в оригинале, изложены существующие методологические подходы, применяемые при их решении.
Интерпретация, тибетские буддийские тексты, герменевтика, комментаторский подход
Короткий адрес: https://sciup.org/148183371
IDR: 148183371 | DOI: 10.18101/1994-0866-2016-3-147-156
Список литературы Методологические подходы к проблемам исследования тибетских историко-философских текстов
- Андросов В. П. Историко-методологические проблемы изучения древнебуддийской философии (V в. до н. э. -V в. н. э.)//Московское востоковедение: очерки, исследования, разработки. М.: Восточная литература, 1997. С. 79-107.
- Востриков А. И. Тибетская историческая литература. М.: Восточная литература, 1962. 425 c.
- Гулгенова А. Ц. Тибетоязычные источники (сиддханты) по истории философской школы вайбхашика: дис.. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006. 190 с.
- Гулгенова А. Ц. Религиозно-философские воззрения вайбхашиков в творчестве Кунчен Жамьян Шадпа Дорже (1648-1722)/отв. ред. Л. Е. Янгутов. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. 166 с.
- Донец А. М. Концепция смысловых полей высказываний и текстов в тибетской традиции комментирования//Мункуевские чтения -2. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. Ч. 2. С. 49-54.
- Дылыкова В. С. Тибетская литература. М.: Наука, 1990. 212 с.
- Лепехов С. Ю. Проблемы буддийской герменевтики//Вестник Бурятского госуниверситета. 2003. Сер. 5, вып.7. С. 186-203.
- Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991. 295 с.
- Рудой В. И. Проблемные буддологические исследования в ЛО ИВ АН СССР//Буддизм, проблемы истории, культуры, современности. М.: Наука, 1990.
- Рудой В. И., Островская Е. П. О специфике историко-философского подхода к изучению индийских классических религиозно-философских систем. М.: Наука, 1987. С. 74-93.
- Хадалов П. И., Ямпилов Л. Ж., Дандарон Б. Д. Описание сочинений Гунчен-Чжамьян-Шадпа-Дорчже. Улан-Удэ: Изд-во БКНИИ СО АН, 1962. 126 с.
- Хундаев В. Ю. История тибетской философской литературы сиддханта: анализ генезиса и развития//Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 8. С. 78-84.
- Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988, 420 с.