Методологические подходы к реформированию вооруженных сил, или как обеспечить безопасность России

Автор: Пещеров Георгий Иванович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Мнение

Статья в выпуске: 4, 2010 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу процесса проведения военной реформы в Вооруженных силах России с целью определения методологических подходов и рациональных направлений ее проведения с учетом социально-политических и экономических преобразований в стране.

Реформа, государственная политика, концепция безопасности, экономическое развитие, система военной подготовки

Короткий адрес: https://sciup.org/170165305

IDR: 170165305

Текст научной статьи Методологические подходы к реформированию вооруженных сил, или как обеспечить безопасность России

Иванович – д.воен.н., профессор, академик АВН; заведующий кафедрой социальных наук и государственного управления Московского государственного областного

Р еформирование Вооруженных сил РФ наконец-то достигло того рубежа, после которого возврат к прежним ценностям военной науки и практики уже невозможен. Реально реформирование вооруженных сил происходит постоянно, поскольку никакая наука так быстро не стареет, как военная. Однако на практике государственного управления понятием «реформа» обозначается процесс коренного изменения состава и структуры с целью достижения более качественного уровня боевой готовности вооруженных сил государства. С окончанием холодной войны вооруженные силы потеряли свое приоритетное значение, и на первый план в обеспечении безопасности вышли экономические, социальные и информационные факторы, которые сегодня являются главным инструментом создания безопасности в государстве. В этих условиях достаточно сложно определить перспективы формирования военной системы государства, а при наличии схоластических прогнозов план строительства ВС РФ носит характер фантазий и превращается в бесперспективную химеру. В настоящее время нет ответа на вопрос, как обеспечить эту безопасность в условиях демократизации общества и глобализации мира. Очевидно, что ответ именно на этот вопрос должен стать главным основанием для формирования концепции безопасности Российского государства.

Перспективы экономического благосостояния России пока не радуют. Даже если предположить, что формирование экономически развитого общества в России состоится, то это еще не означает перехода к следующей ступени в экономическом развитии, тем более не подразумевает изменения общего характера будущей войны. Между тем, экономический уровень наиболее развитых государств мира в обозримый период истории предопределит не только существенный отрыв в оснащении и в организации армий, но и в способах применения силовых структур. Поэтому использование высоких технологий экономически развитых зарубежных стран (закупка вооружения и военной техники) не только приемлемо, но и может положительно повлиять на развитие российской экономики. В то же время достигнутый уровень военно-технического преимущества развитых стран в реальной боевой обстановке может превратиться в их недостатки, и прямое военное столкновение технически оснащенных войск НАТО с войсками развивающихся стран вполне может привести к поражению альянса. Одной из причин его поражения может стать именно высокая техническая оснащенность, которая также имеет свою «ахиллесову пяту»1.

Современные военные конфликты, в том числе война на Балканах, в военном смысле не могут рассматриваться как показательные для оценки будущих войн. Скорее всего, даже с учетом политических целей будущих войн это повод для сомнений в прогнозе содержания и характера военных операций. Ведь решительность способствует достижению победы там, где по аналитическим расчетам, казалось бы, ее вообще не может быть. Здесь огромную, если не главную роль играет идеология масс, которые на поле брани проливают свою кровь, их настрой на борьбу во имя высоких идеалов, коим является защита Родины. Нет сомнения в том, что локальные войны на Ближнем Востоке, на Балканах и военные действия в других горячих точках уже по этим причинам не могут показаться «образцами» для среднесрочной и длительной перспективы, чтобы на их основе строить большую стратегию и планы строительства Вооруженных сил России. В то же время не учитывать такие перспективы просто нельзя. В ближайшем будущем столкновение противников, оснащенных пока только экзотической и качественно иной, чем ныне, техникой вряд ли возможно. Очевидно, что масштабное применение массовых вооружений даже против слабого по оснащенности противника ничего не изменит в характере войны в ее обычном понимании. Более того, типичные для современных армий вооружения, которые останутся массовыми, по крайней мере, еще лет двадцать пять, не исключают, а предполагают проведение операций именно классического типа. В соответствии с этим вряд ли произойдет существенное изменение способов применения вооружений, хотя неко- торые новые особенности в ходе военных действий, конечно, появятся.

Характер войн первой четверти XXI столетия, по всей видимости, будет в первую очередь зависеть от целей военных действий при полном подчинении стратегии применения вооруженной силы государственной политике и определяться условиями местности и национальными особенностями враждующих народов. Впрочем, такая постановка проблемы тоже не бесспорна, если в качестве приоритета рассматривать экономические, а не политические цели. А экономическая составляющая политики современных государств является приоритетной, если не главной2.

Современные требования к перспективам развития вооруженных сил различных стран очень схожи; и требования, что они «должны быть мощными, мобильными, готовыми отвечать на любые вызовы противника и побеждать с использованием новых информационных систем и передовых технологий» – не более чем агитационный призыв. Несомненно, что они должны быть высокопрофессиональными.

Попробуем провести анализ и ответить на вопрос, что может противопоставить Россия военной опасности в будущем и столкновению с более сильным противником. Не вызывает особого сомнения то, что характер войны в среднесрочной перспективе зависит не столько от доли качественных вооружений, сколько от количества наиболее массовых вооружений в боевом составе войск на момент начала войны. Для ведения локальной войны действительно имеют значение уже присутствующие, хотя и в незначительных количествах, серийные образцы вооружения. Но будет ли их достаточно много, чтобы существенно изменить характер большой войны, если ее продолжительность и содержание операций будет определяется боевым составом вооруженных сил и способами ведения боевых действий?

Если даже на Западе действительно произойдет накопление качественно новых вооружений, и это позволит НАТО вести более или менее длительные военные действия в масштабах, сопоставимых с «региональной войной», то это не угроза, а спасение для России. Любую длитель- ную войну Россия выиграет наверняка, тем более у НАТО. Даже если профессионализация армий объективно исключает такие понятия, как «массовая армия военного времени», «мобилизация экономики», безусловно, проблема мобилизации в разной степени касается всех стран. В целом масштабные военные действия действительно будут ограничены тем, что из вооружений и в каком количестве будет содержаться в штатах войска на начало конфликта или будет поставлено в строй при минимуме мобилизационных усилий в течение 2–3 месяцев. Дело в другом, сумеет ли подготовить НАТО всех своих членов к настоящей, а не к мнимой войне, что представляется сомнительным1.

Основой реформирования вооруженных сил является подготовка к войне. Однако подготовка к войне также включает и подготовку населения страны. Таким образом, результатом реформы должно быть, помимо прочего, совершенствование системы военной подготовки населения. Пришедший на волне демократических реформ принцип экономической целесообразности любого проводимого мероприятия государственного значения, к сожалению, не всегда приводит к рациональным результатам. Видимо, на государственном уровне нелишне учитывать также политическую и социальную целесообразность реализуемых государственных решений.

Парадокс современного положения заключается в том, что в демократически настроенных умах большинства населения современного общества мобилизация является анахронизмом, а без нее невозможно решение проблем обеспечения военной безопасности России в настоящем, поэтому мобилизационная подготовка – комплекс задач сегодняшнего дня для решения задач в будущем.

Принципы стратегического развертывания группировок войск, как и заблаговременная мобилизационная подготовка ВС к войне, должны остаться в силе. Именно это существенным образом может повлиять на характер войн в первой четверти XXI столетия. Значит ли это, что нужно превратить страну в «военный лагерь»? Нет, но к военным действиям должен быть готов каждый гражданин, являющийся членом общества. Существующая несколько усеченная сис- тема военной подготовки бывшего СССР в настоящее время не отвечает требованиям современной безопасности государства, а также чаяниям и надеждам демократически настроенного населения России.

Исходя из этого, представляется целесообразным разработать систему военной подготовки населения, отвечающую современным требованиям демократических реформ и с учетом рыночных отношений в стране. Анализ социальноэкономических, военно-политических и демократических условий в стране позволяет выработать рациональные направления совершенствования существующей системы военной подготовки, придав им особенности рыночного хозяйствования и характерные черты демократического государства. Предлагаемая система военной подготовки в России основывается на минимизации финансовых расходов государства и принципа принуждения по отношению к населению России (см. рис.1).

Суть методологического подхода в новой предлагаемой системе заключается в следующем. Контингент молодежи призывного возраста в полном объеме проходит медицинское освидетельствование, организуемое военными комиссариатами с целью определения желания и годности призывной молодежи к военной службе.

В дальнейшем призывной контингент, признанный годным к военной службе, проходит 6-месячную военную подготовку в учебных центрах Министерства обороны по конкретным военным специальностям. Необходимо отметить, что обучение в течение 6 месяцев в учебном центре в составе военнослужащих одного призыва позволяет избежать дедовщины – бича современной армии, от которого в ужасе прячутся призывники современной России. По окончании 6-месячной подготовки наиболее достойные могут заключить контракт с Министерством обороны о прохождении военной службы, остальные – увольняются в запас.

Те призывники, которым необходима отсрочка от призыва на военную службу, имеют возможность оформить это за соответствующий государственный налог на 1, 2, 3 и т.д. лет, чтобы крайний год отсрочки позволил им пройти военную подготовку в сроки, установленные для граждан российским законодательством.

Призывной контингент, не желающий по тем или иным причинам проходить воен-

Рис.1 Перспективная схема организации военной подготовки в России

ную подготовку, имеет возможность откупа от военной службы путем денежной компенсации на счет Министерства обороны в сумме, установленной государством.

В результате принятия предлагаемой системы военной подготовки мы получим:

– возможность снять напряженность в обществе, образовавшуюся в связи с дедовщиной, существующей в вооруженных силах;

– привлекательность военной подготовки в течение 6 месяцев, так как она не так обременительна для молодежи по сравнению с достаточно продолжительной военной службой в настоящее время;

– безопасность военной подготовки в учебных центрах Министерства обороны по сравнению со службой в горячих точках в настоящее время;

– возможность обеспечить качественную комплектацию Вооруженных сил России лицами, прошедшими военную подготовку в учебных центрах;

– возможность в кратчайшие сроки подготовить резерв Вооруженных сил;

– возможность отвечать чаяниям и нуждам населения при необходимости отсрочки или откупа от прохождения военной службы.

Социальные трансформации последних десятилетий в России привели к заметным изменениям социальной структуры общества, росту социального неравенства. Хотя первоосновой этого неравенства явилось изменение социально-политических и экономических условий в стране, но, тем не менее, результат оказался позитивным именно для России. Отведав сладкого капиталистического сыра, население по- няло, где кроется настоящая мышеловка. Для подготовки государства к войне, прежде всего, необходимо готовить к войне население страны. Да, единой идеологии в России нет – это минус, однако даже в первом приближении любому молодому россиянину в настоящее время понятно, что представляет собой американская внешняя политика по отношению к его Родине.

Сегодня для принятия безошибочных решений представляется важным выстроить, прежде всего, общую идеологию обеспечения безопасности России на основе логических критериев и здравого смысла. Здесь наиболее уместны общие подходы на основе нестандартного мышления, не имеющего прямой связи с ортодоксальной военной наукой, которая в принципе все давно разложила по полочкам классической науки.

Характер войны будущего будет определяться состоянием современного российского общества, наличием национальной оборонной идеологии, верного понимания военно-политической элитой государства основных принципов войны и задач армии в этой войне. С точки зрения исследования характера будущей войны для России имеет существенное значение общий замысел стратегической обороны, подчиненный политической цели обеспечить мир. Не меньшее значение имеет народная идеология, и как бы отходят на второй план экономические соображения. Но эти соображения более чем уместны, если мы, ныне живущие, твердо намерены обеспечить безопасные условия обитания последующим поколениям единого народа на территории суверенной России.

Статья научная