Методологические подходы к согласованию программ территориального и кластерного развития

Автор: Напольских Д.Л., Ларионова Н.И.

Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness

Статья в выпуске: 12-2 (70), 2020 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрен международный опыт согласования территориального и кластерного развития, выделены особенности реализации российской кластерной политики. Сформирован набор общих параметров, позволяющий характеризовать различные подходы к кластерной политике в зависимости от территориальной или отраслевой принадлежности кластера. Выделены общие направления совершенствования кластерной политики Российской Федерации в рамках рассматриваемой проблематики.

Кластеры, территориальное развитие, институты развития, многоуровневый подход

Короткий адрес: https://sciup.org/170182323

IDR: 170182323   |   DOI: 10.24411/2411-0450-2020-11096

Текст научной статьи Методологические подходы к согласованию программ территориального и кластерного развития

В современных условиях развития мировой экономики кластерная политика остаётся одним из наиболее эффективных направлений государственного регулирования экономики, интегрирующим наиболее действенные инструменты инновационного развития территорий и поддержки высоких темпов экономического роста. Преимуществом кластеров как формы организации производства являются возможность гибкого применения как рыночных механизмов экономического развития, так и механизмов государственной поддержки кластера. Формирование и развитие инновационных кластеров является являются важным фактором территориального развития, институциональная среда кластера способствует росту производительность труда, развитию трудовой мобильности высококвалифицированных кадров и диффузии инноваций. Вместе с тем, организации кластера формируют внутренние механизмы саморегуляции, основанные на принципе сочетания преимуществ внутренней здоровой конкуренции и кооперации по отношению к внешней среде. Наличие механизмов саморегуляции развитой внутренней среды класте- ра также позволяет компенсировать недостаточность мер поддержки государственной инновационной политики и провалы институционального регулирования. По-прежнему сохраняет актуальность задача согласования кластерных проектов и внутреннего спроса, заполнение пробелов в технологических цепочках с целью локализации производства высокотехнологичной продукции на территории российских регионов.

Результаты исследования. В ходе исследования были рассмотрены различные методологические подходы к согласованию программ кластерного и территориального развития, наличие которых свидетельствует о специфике процессов кластеризация экономики в различных странах [1, 7]. На 2020 год кластерная политика остаётся важным направлением государственного регулирования в экономически развитых странах: США, Канаде, странах Европейского Союза и т.д. Кластерная политика Соединённых Штатов Америки реализуется в рамках национальной Стратегии инновационного развития, принятой в 2009 году. Основным целями данной стратегии являются: повышение инвестиционной привлекательности кластерных инициатив в высокотехнологичных и наукоёмких секторах производства, повышение глобальной конкурентоспособности американской промышленности за счёт производственных и управленческих инноваций. Меры государственного регулирования процессов формирования и развития кластеров реализуются как на национальном уровне, так и на уровне программ отдельных штатов. Основными направлениями государственной поддержки развития кластеров США являются: создание объектов инновационной и производственной инфраструктуры; финансирование НИОКР предприятий и организаций кластера; льготы для малого и среднего инновационного предпринимательства; развитие человеческого капитала кластеров [3].

В Евросоюзе на сегодняшний день реализуются 30 программ кластерного развития национального уровня, охватывающие 20 стран-членов ЕС, а также 55 программ регионального уровня в 27 европейских регионах. При этом уровни реализации для различных национальных моделей кластерной политики стран-членов Евросоюза могут отличаться: ряд государств, в частности Германия и Польша, реализуют программы кластерного развития на национальном, межрегиональном и региональном уровнях, в то время как в большинстве европейских стран кластерная политика реализуется на национальном и региональном уровне [2,5].

Для Европейского Союза кластерная политика была актуализирована масштабными целями реализуемой с 2014 года программы «Горизонт 2020», интегрирующей программы Евросоюза в сфере науки и инноваций. Приоритетными направлениями формирования и поддержки кластерных инициатив в рамках данной программы выступают нанотехнологии, информационные технологии, технологии рационального природопользования и биотехнологии, зелёная энергетика. Всего на инновационное развитие, в том числе на основе механизмов кластерной политики, в рамках программы «Горизонт 2020», запланированы расходы в размере 80 миллиардов евро в год [3].

Стратегический план развития Евросоюза на 2016-2020 годы ориентирован на достижение в 3020 году следующих целевых показателей экономического развития: рост внешнеторгового оборота стран Евросоюза в % от совокупного ВВП Евросоюза с 29% до 56% для товаров, и с 9% до 53% для услуг; рост доли инвестиций на НИОКР в процентах от совокупного ВВП Евросоюза с 2% до 3%. Подчеркнём ком-плементарность указанным целям концептуальных основ и инструментария современной кластерной политики, ориентированных на глобальную конкурентоспособность кластеров за счёт активного внедрения инновационных технологий [4].

Одной из отличительных особенностей японской модели кластерного развития является приоритет поддержки малых и средних инновационных предприятий, являющихся основой формирующихся на базе ведущих университетов инновационных «кластеров знаний». Помимо инновационных кластеров японская модель кластерной политики предполагает поддержку промышленных кластеров в более традиционных отраслях экономики, выступающих в качестве точки роста экономики отдельных регионов.

Отметим, что для других экономически развитых стран Азии (Южная Корея, Китай, Сингапур) характерен централизованный подход к кластерному развитию, в рамках которого инициатором и ключевым участником кластерных проектов выступают органы государственной власти. При этом при разработке программ кластерного развития приоритетным является секторальный, а не территориальный подход. Территориальный подход к кластерной политики, основанный на анализе ресурсного потенциала отдельных административно-территориальных единиц, в большей степени характерен для стран Латинской Америки [6].

Был сформирован набор общих параметров, позволяющий характеризовать различные подходы к кластерной политике в зависимости от территориальной или отраслевой принадлежности кластера. К ос- новным параметрам кластерного развития относятся:

  • -    количество ключевых отраслей кластера, характеризующее моно-, либо муль-тиотраслевой характер кластерного развития;

  • -    уровень концентрации предприятий кластера на территории региона, позволяющий оценить степень вовлеченности кластера в межрегиональную кооперацию;

  • -    количество организаций кластера и вес «ядра» кластера в количестве занятых, а также в выручке кластера;

  • -    этап жизненного цикла кластера и уровень развития его институциональной среды;

  • -    уровень инновационности кластера, характеризуемый долей высокотехнологичной и наукоёмкой продукции в общем объёме.

Были выделены два основных типа кластеров с точки зрения локализации его основных организаций-участников:

  • -    региональные кластеры, предприятия которых преимущественно расположены в рамках одной административнотерриториальной единицы;

  • -    межрегиональные кластеры, для которых характерно формирование межрегиональных, а также международных кооперационных связей.

Рассматривая усреднённый жизненный цикл кластера можно выделить следующие этапы:

Первый этап - Агломерация, объединяющая ряд крупных предприятий в определённой отрасли, расположенных на территории региона и обладающих потенциалом к формированию кластера.

Второй этап - Протокластер, в рамках которого между организациями начинают формироваться устойчивые кооперационные связи, институционализация кластерной инициативы низкая.

Третий этап - Развивающийся кластер, формируются институты регулирования процессов кластерного развития, разрабатывается единая стратегия кластера.

Четвёртый этап - Развитый кластер, обладающий глобальной конкурентоспособностью, развитой институциональной средой, а также включающий в свой состав значительное количество организаций. Кластер обладает достаточным потенциалом для межкластерной, межрегиональной и межотраслевой интеграции, а также инновационной трансформации территории его пространственной локализации.

Заключение. Рассмотренные выше подходы к кластерному развитию позволяют сделать вывод о сохранении актуальности кластерной модели экономического роста. Также важную роль играют механизмы согласования стратегических приоритетов отраслевого, территориального и кластерного развития. Отметим необходимость многоуровневого подхода, позволяющего выявить основные недостатки российской модели кластеризации, реализуемой в 2010-х годах.

К основным недостаткам российской кластерной политики относятся следующие выявленные в ходе анализа явления. Во-первых, это различный уровень возможностей различных субъектов Российской Федерации применительно к задаче лоббирования участия региона в федеральных программах инновационного и кластерного развития. Также следует отметить недостаточную согласованность целей и мер государственного регулирования в силу подведомственности программ кластерного развития двум федеральным министерствам: министерству экономического развития РФ и министерству промышленности и торговли РФ. Также зачастую не обеспечивают достижения декларируемых целей различные институты социально-экономического развития, формируемые на уровне федеральных регионов и отдельных субъектов федерации. Можно сделать обобщающий вывод о сохранении институциональных барьеров, препятствующих согласованному развитию кластерных инициатив и их масштабированию в большинстве регионов Российской Федерации.

Преодоление указанных институциональных барьеров, по нашему мнению, должно быть сосредоточено в рамках следующих направлений совершенствования кластерной политики Российской Федерации: сокращение технологического разрыва с экономически развитыми странами с помощью формирования транснациональных кластеров на основе опыта Евросоюза (многоуровневое согласование целей от- сотрудничества между крупным и малым бизнесом, научными и образовательными учреждениями; расширение межотрасле- раслевого и территориального развития в    вого и межрегионального сотрудничества рамках кластерных проектов); снятие ин-    в рамках мультикластеров.

ституциональных барьеров расширения

Список литературы Методологические подходы к согласованию программ территориального и кластерного развития

  • Brakman S., van Marrewijk C. (2013). Reflections on cluster policies, Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 6, 217-231.
  • Cluster programs in Europe. European Cluster Observatory. Report. European Commission (2015). URL: https://ec.europa.eu/growth/industry/policy/clusters/observatory_nl
  • INNOVA. International Benchmarking Study of Competitiveness Poles and Clusters and Identification of Best Practices (2012). URL: http://www.vegepolys.eu/media/international_benchmarking_study_inovisa_pic_2012__092299500_1147_26062012.pdf
  • Ketels C. (2015) Competitiveness and Clusters: Implications for a New European Growth Strategy, 84. URL: http://www.foreurope.eu/fileadmin/documents/pdf/ Workingpapers/WWWforEurope_WPS_no084_MS48.pdf
  • Ketels C., Protsiv S. (2016) European Cluster Observatory Report. European Cluster Panorama 2016. Stockholm: Center for Strategy and Competitiveness Stockholm School of Economics Publ. URL: https://www.clustercollaboration.eu/sites/default/files/news_attachment/2016-12-01-cluster-panorama-2016.pdf
  • Solvell O., Ketels C., Lindqvist G. (2003) The Cluster Initiative Greenbook 2.0. Stockholm: Ivory Tower Publishing. URL: https://cluster.hse.ru/mirror/pubs/share/212169925
  • Перезагрузка кластерной политики в России // Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stolypin.institute/wp-content/uploads/2020/01/o-perezagruzke-klasternoy-politiki-v-rossii-16.01.2020.pdf
Еще
Статья научная