Методологический анализ естественнонаучных категорий и подходов в моделировании современных представлений о человеке

Автор: Песоцкая Е.Н.

Журнал: Академический журнал Западной Сибири @ajws

Рубрика: Инновационные технологии

Статья в выпуске: 3 (52) т.10, 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140219551

IDR: 140219551

Текст статьи Методологический анализ естественнонаучных категорий и подходов в моделировании современных представлений о человеке

Методологические подходы в области человекозна-ния объединяют достижения естествознания и социогу-манитарных дисциплин [5, 7]. Моделирование представлений о социальных феноменах в свете теории самоорганизации связано с естественнонаучными категориями и подходами, их философской интерпретацией. В процессе исследования человека и отношения в нем телесного и психического, по-прежнему, обобщаются научные гипотезы, подходы и принципы, отражающие современную научную картину мира и способные послужить в качестве естественнонаучных оснований исследования феномена. Это эмпирически подтвержденная концепция биоинфор-мационной функции электромагнитных полей, признающая принцип резонансно-полевых взаимодействий в биологии, синергетический подход к саморазвивающимся системам, вероятностный подход и др. Так, центром теории управления в настоящем стало представление о ситу-ационности конструктивной деятельности, что означает её функциональное понимание только исходя из особенностей субъекта управления как живого организма, включенного в определённую ситуацию, с присущими ему нелинейными обратными связями. Синергия последних относится и к социальной организации [4].

Процессуально человеческая личность, занимая определённое положение в социальном пространстве как системе координат, может определяться в терминах динамики развития социальной группы, характеризуясь при этом интенсивностью и эффективностью социального взаимодействия в различных его формах (эффективность и интенсивность здесь характеризуют особенности сферы мировоззрения личности, посредством которой образуется все социальные связи). Вписываясь одновременно в совокупность социальных групп как в систему взаимодействия, личность как социально целеориентированная система вступает в большее количество социальных отношений. Это означает осуществление большей работы против равновесия в рамках целенаправленной деятельности. Кроме того, в состоянии подвижного равновесия социальных агрегатов и их ориентированной перегруппировки сложная природа личности тяготеет к постоянному изменению.

Согласно информационно-вещественной парадигме система общественных связей является иерархическим соподчинением диссипативных структур биосубстрата (либо социального комплекса, существующего в состоянии устойчивого неравновесия), обеспечивающем целостность поведения на фоне информационного изменения. Человек сложнее социальной группы, поскольку его нелинейность выше и воплощается в его свободе. Принадлежность социального индивида к коллективным единствам (к семье, к государству, к церкви, к профессии, союзу, etc.) наиболее полно исследована П.А. Сорокиным [6]. Показана его включенность во множество систем взаимодействия и коллективных единств [6]. В итоге, понятие сложного социального агрегата, которым является всякое население, используется как систематизирующее. Среда содержит множество потенциальных состояний, актуализирующихся не без влияния и действия социальных субъектов.

Описание системы посредством параметров порядка и принципа подчинения отразило сущность модели функциональной системы в ХХ столетии. Позднее составляющей функциональной модели становится принцип циклической причинности, т.е. появляется синергетическая модель, включающая представление о параметрах порядка, принцип причинности, и, наконец, принцип циклической причинности. Антропоморфность процесса заключается в том, что параметры порядка представляют собой нахождение определённого конценсуса между отдельными элементами системы [4]. В действительности же, только некоторые параметры порядка и некоторые связанные с ними возможности для осуществления определённых состояний отражают ситуацию наличия в сложных открытых системах только некоторых структур, согласованных с поведением элементов. С позиций функционального подхода параметры порядка в совокупности с циклическими процессами становятся способом построения самоорганизующейся системы и типом включения отдельного элемента в целое (в процесс поведения, мышления и т. д.). Но всякое предпринимаемое действие определяется условиями окружающей природной среды и может оказаться, что оно отклоняется от того направления, которое было первоначально задано [4]. В сложных сетях природного и социального взаимодействия установлена взаимная детерминация любого нелинейного действия с его результатом [4]. Человек интерактивен в социальной среде, где возможности его связаны с индивидуальными особенностями его самоорганизации. Как показано Анохиным в его физиологических построениях, качество приспособительного эффекта определяет динамику объединения и направление деятельности функциональной системы [1] и непосредственно связано с информацией в ЦНС. Философский анализ особенностей и разнообразия информации как основы самоуправляемости и любых систем, как и социоприродных явлений, предложен в 2011 г. российскими учёными [2, 3]. Информация в ЦНС индивида была представлена: во-первых, как «необходимая и достаточная для формирования необходимого единства информации (абстракция тождества и различия) и формирования экономии средних кодов информации; во-вторых, как основание для синтезов в интеллекте...» [3]. Реальность всегда содержит огромный объём естественной и искусственной информации, что и обеспечивает информационность и устойчивость этой первой. Информация определяется как вероятностная характеристика возможности появления событий как событий случайных при определённых условиях [3], становится системообразующим фактором самоорганизации и управляемости системы. Как когнитивный диссонанс в форме персональных концептов (выявляющих расхождение опыта и синтезов в интеллекте, опыта и восприятия) она требует переосмысления необходимой информации, её переоценки и переинтерпретации, что и есть процесс непрерывного изменения.

Информация рассматривается и как вероятностный конструкт, создающий когнитивный диссонанс и порождающий эмоциональные аффекты познания личности. Несоответствие опыта и восприятия продуцирует генез информации вообще в интенции к истине, экспрессии и мотивации познания истины [3]. Принадлежность социальных субъектов (личности, коллективов и др. как специфически эмпирических объектов) к открытому классу систем означает применимость к ним частотной интерпретации вероятности с начала ХХ в., субъективной и персоналистской со второй половины ХХ в. Научнопрактическая интерпретация вероятности происходит по принципу взаимодополнительности и связана с прагматической оценкой деятельности (интерпретации опираются на формально-аксиоматическое построение теории вероятности). Оригинальная философская интерпретация вероятности Б. Расселом целевая по сути, и толкуется таким образом, что «любое понятие, которое удовлетворяет требованиям аксиом, может рассматриваться как понятие, которое само есть математическая вероятность» [8. Логически различаются математическая и целевая вероятности, и их связь, соответственно, с пропозициональными функциями, статистикой (параметрический аспект, переменные, степень полноты), и с высказываниями [8], что имеет праксеологическое значение. Кроме того, Расселом представлено рассмотрение отношения вероятности и истины, или некоей «действительной вероятности» [8] как собственно практическое руководство к деятельности и социальная ценность. Подобная вероятность учитывает нечто широкое, целиком лежащее вне сферы математической вероятности, неопределённое (как информационно многозначное), имеющее отношение к истине и всему, что связано с ней. Её признаком названа степень (полнота) объективного доверия, сопряжённая с человеческой рациональностью и эмпирической проверкой информации. Выделение в ряду вероятностей сомнительности , представление о вероятности как «рациональной вере» (производного от знания), а также вопроса об основаниях вероятности (принцип недостаточного или индифферентного основания) [8] имеет отношение к рациональной и иррациональной сферам личности.

В гуманитарной парадигме широко исследуются вышеназванные сферы, индивидуальность и субъективный мир личности, диалектичность её мышления как условие самореализации субъекта. Данное условие отражает логику возникновения и развития объекта и связано с классическим пониманием вероятности как «меры физической возможности» [9], или энергии, достаточной для реализации возможности. С позиции аксиоматического подхода вероятность – неотрицательная мера на некотором пространстве, подчинённом определённому условию нормировки [9], т.е., динамический феномен. Научная практика использования категории информации как интегрирующей, снимает противоречие понятий материального и идеального в мировоззрении, в трактовке эволюции социоприродных явлений и феноменов, объединение естественнонаучной и гуманитарной парадигм. Разработки в опытном и теоретическом естествознании и гуманитарных науках В.И. Волченко, А.П. Дуброва и др. показали значимость парадигмы целостности вещественной и информационной реальности, что носит методологическое значение для целостного изучения его социопри-родных свойств и сознания. Открытие законов синергетики привело к пересмотру взглядов на фундаментальное взаимодействие в природе и обществе, на сценарии социального развития человека как объекта и источника информации. В целом, это отражает потребность в более глубоком изучении и новой интерпретации процессов информационного обмена внутри общества. Исследование фундаментальных механизмов существования социальной деятельности означает выделение базовых элементов социального взаимодействия и изучение специфики носителя этой деятельности. Перспективной в челове-кознании и исследовании социальных феноменов является концепция социального взаимодействия как информационного обмена. Здесь элементарный межакторный обмен социальной информацией интерпретируется как базовый механизм социального взаимодействия, аналогичный другим видам взаимодействия в природе. Информация суть явления субстанции энергии, которые взаимосвязаны в процессе самоорганизации, управляемости системы, и продуцирования разнообразия, свободы конструирования, творчества и свободы человека. Таким образом, моделирование современных представлений о человеке и социальных феноменах связано с применением естественнонаучных категорий и подходов, их философской интерпретацией, обращением к комплексному подходу как методологическому.

  • 8.    Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. С англ. - К.: Ника-Центр, 2001. – 560 с.

  • 9.    Философия математики и технических наук. Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева:  Учеб. пособ.  для ВУЗов. –  М.:

Академический Проект, 2006. – 779 с.

Список литературы Методологический анализ естественнонаучных категорий и подходов в моделировании современных представлений о человеке

  • Анохин П.К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики//Биологические аспекты кибернетики. Сб. работ под ред. А.М. Кузина. -Изд-во АН СССР. -М., 1962. -С. 74-91.
  • Бакаева Ж.Ю. Отражение и истина в феномене информации. -Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2009. -112 с.
  • Гагаев А.А., Гагаев П.А. Эстетика в 2 т. -Саранск, 2011. -Том 2, ч. 3-5. -608 с.
  • Сорокин П.А. Система социологии/П.А. Сорокин; сост. и ком. В.В. Сапова. -М.: Астрель, 2008. -1008 с.
  • Князева Е.А., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. -М.: КомКнига, 2007. -272 с.
  • Корольков А.А., Петленко В.П. Философские проблемы теории нормы и патологии в медицине. -М.: М, 1977. -С. 358-360.
  • Песоцкая Е.Н. Естественно-научные основания теории социальной активности личности / Гагаев А. А. (ред.). -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. -40 с.
  • Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы: Пер. С англ. -К.: Ника-Центр, 2001. -560 с.
  • Философия математики и технических наук. Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева: Учеб. пособ. для ВУЗов. -М.: Академический Проект, 2006. -779 с.
Статья