Методологическое значение онтологического подхода для философии искусства
Автор: Логинова Марина Васильевна
Журнал: Science for Education Today @sciforedu
Рубрика: Философия и история
Статья в выпуске: 1 (41), 2018 года.
Бесплатный доступ
Проблема и цель. Статья посвящена определению значения онтологического подхода в философии искусства как новой отрасли знания, становление которой связано с изменениями в стиле философствования ХХ в. Цель статьи - выделить и охарактеризовать онтологический подход к изучению философии искусства, определить его методологическое значение для искусства. Методология. В ходе написания статьи автор использовал системно-синергетический подход, преимущества которого состоят в возможностях сочетания исследовательской работы над материалом, накопленным искусствознанием, с аналитикой современных практик искусства, широко представленной в философии и эстетике. Этот подход переосмысливает теорию художественного творчества и восприятия с позиций феноменологического анализа произведений искусства, как следствие, выводя их новые концепты. Результаты. Выделены следующие актуальные проблемы онтологического подхода в философии искусства: соотношение классического и неклассического в философии и искусстве; становление философии искусства как науки; сущностное определение подхода. Автор выявил, что современная философия искусства не только связана с неклассической эстетикой, но имеет свою специфику, состоящую в онтологическом подходе к искусству как форме бытия человека. Акцентировано значение субстратного анализа сущности искусства для философии искусства в контексте современной культуры. С позиций онтологического подхода автор обосновал философию искусства как встречу (диалог) человека и мира, посредством которой выявляется новое отношение к бытию, его выражению и восприятию. Заключение. Автором определено значение онтологического подхода в философии искусства, который не только интегрирует художественный материал «вопрошания» о смысле бытия, но изучает новые формы взаимодействия различных форм бытия (инобытия), проявляющиеся в сфере искусства. Анализируя философию искусства как сферу бытия человека, автор заключает, что методологическое значение онтологического подхода состоит в определении сущностной взаимосвязи искусства с общим философским контекстом эпохи.
Неклассическая эстетика, онтология, онтологический подход, онтология искусства, современное искусство, философия искусства, эстетика, художественное творчество
Короткий адрес: https://sciup.org/147137869
IDR: 147137869 | DOI: 10.15293/2226-3365.1801.08
Список литературы Методологическое значение онтологического подхода для философии искусства
- Железняк В. Н., Столбова Н. А., Мусеев Н. А. Онтология прекрасного: методологический аспект//Культура и искусство. -2017. -№ 3. -С. 31-40. DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0625.2017.3.23146
- Дзикевич С. А. Мировой эстетический процесс сегодня (ХХ Международный эстетический конгресс, Сеул, 24-26 июля, 2016)//Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. -2016. -№ 6. -С. 114-123.
- Закс Л. А. Эстезис: базовые вещи//Studia Culturae. -2014. -№ 19. -С. 84-91.
- Мигунов А. С., Ерохин С. В. Два вектора обновления эстетики//Вестник Московского университета. Серия. 7: Философия. -2016. -№ 5. -С. 87-107.
- Радеев А. Е. Спор об эстетическом отношении: история и проблема//Вопросы философии. -2017. -№ 5. -С. 35-44.
- Jacquette D. Art, Expression, Perception and Intentionality//Journal of Aesthetics and Phenomenology. -2014. -Vol. 1, Issue 1. -P. 63-90 DOI: 10.2752/20539339XX14005942183973
- Luks L. Art as the Silence of the World. An Attempt at a Phenomenological Interpretation//Journal of the British Society for Phenomenology. -2017. -Vol. 48, Issue 4. -P. 275-286. DOI: https://doi.org/10.1080/00071773.2017.1362779
- Potgieter F. J. On thinking about the nexus between art and everyday aesthetics//Critical Arts. -2016. -Vol. 30, Issue 5. -P. 655-671. DOI: https://doi.org/10.1080/02560046.2016.1262444
- Липский В. Н. Эстетика -это не только философия искусства//Философские науки. -2006. -№ 6. -С. 151-158.
- Давыденко М. В. Концепции художественности в современной отечественной философии искусства и эстетике//Известия Алтайского государственного университета. -2015. -Т. 1, № 3. -С. 111-115.
- Духан И. Н. Философия классического искусства в проектной культуре модернизма//Вопросы философии. -2009. -№ 6. -С. 47-59.
- Логинова М. В. Бытие выразительности в неклассической культуре: монография. -Саранск, 2010. -266 с.
- Hérubel J. P. V. M. Observations on revised art history dissertations published by university presses//Journal of Scholarly Publishing. -2016. -Vol. 47, Issue 4. -P. 336-346 DOI: https://doi.org/10.3138/jsp.47.4.336
- Смирнов С. А. Форсайт человека. Опыты по неклассической философии: монография. -Новосибирск: Офсет, 2015. -660 с.
- Кузнецов В. Ю. Преодоление метафизики как проблема современной философии//Вопросы философии. -2012. -№ 1. -С. 28-38.
- Лекторский В. А., Аршинов В. И., Кузнецов В. Ю., Пружинин Б. И. Постнеклассическая наука и социокультурный контекст//Вестник Российской академии наук. -2016. -Т. 86, № 8. -С. 745-753.
- Логинова М. В. Феномен «неклассичности» современной культуры и искусства//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2007. -№ 1. -С. 54-61.
- Логинова М. В. Методологическое значение неклассической эстетики в гуманитарном знании//Интеграция образования. -2003. -№ 1. -С. 123-127.
- Инишев И. Н. Диапазон эстетического: от дискурса до текстуры//Философский журнал. -2014. -№ 2 (13). -С. 121-134.
- Dukhan I. Controversies and Transfigurations: Views on Russian Twentieth-Century Arts and Architecture//Art in Translation. -2016. -Vol. 8, Issue 2. -P. 129-136. DOI: https://doi.org/10.1080/17561310.2016.1216044
- Barker T. Experiments with time: the technical image in video art, new media and the digital humanities//Visual Communication. -2017. -Vol. 16, Issue 4. -P. 375-394. DOI: https://doi.org/10.1177/1470357217702360
- Пикеринг Э. Новые онтологии//Философско-литературный журнал Логос. -2017. -Т. 27, № 3 (118). -С. 153-172.
- Zembylas M. The contribution of the ontological turn in education: Some methodological and political implications//Educational Philosophy and Theory. -2017. -Vol. 49, Issue 14. -P. 1401-1414. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2017.1309636
- Логинова М. В. Онтология выразительных форм в культуре//Вестник Мордовского университета. -2014. -№ 4. -С. 207-215. DOI: https://doi.org/10.15507/VMU.024.201403.207
- Рендл М. В. Супрематическая онтология и ее философские аспекты в творчестве К. Малевича//Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. -2015. -№ 5. -C. 105-114.
- Murchadha F. Ó. Speaking after the Phenomenon: the Promise of Things and the Future of Phenomenology//Journal of the British Society for Phenomenology. -2017. -Vol. 48, Issue 2. -P. 99-115. DOI: https://doi.org/10.1080/00071773.2016.1272256
- Hainge G. Art Matters: Philosophy, Art History and Art’s Material Presence//Culture, Theory and Critique. -2016. -Vol. 57, Issue 2. -P. 137-141 DOI: 10.1080/14735784.2016.1161903
- Evnine S. J. Ready-Mades: Ontology and Aesthetics//The British Journal of Aesthetics. -2013. -Vol. 53, № 4. -P. 407-423 DOI: https://doi.org/10.1093/aesthj/ayt033
- Grierson E. Activating Aesthetics: Working with Heidegger and Bourdieu for engaged pedagogy//Educational Philosophy and Theory. -2015. -Vol. 47, № 6. -P. 546-562 DOI: 10.1080/00131857.2015.1026303
- Rutten K. Art, ethnography and practice-led research//Critical Arts. -2016. -Vol. 30, Issue 3. -P. 295-306 DOI: 10.1080/02560046.2016.1205317
- Орлов Б. В. Методологические парадигмы и синтагмы современной эстетики: к проекту словаря по философии художественности//Дискурс-Пи. -2015. -Т. 12, № 3-4. -С. 32-41.
- Хабермас Ю. Политические работы. -М.: Праксис, 2005. -679 с.
- Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991. -С. 65.
- Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века -антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм. Антология: пер. с англ./под ред. Б. Дземидока и Б. Орлова. -Екатеринбург: Деловая книга, 1997. -С. 14.
- Бычков В. В. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики//Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. -М.: ИФ РАН, 2005. -С. 3-38.
- Маньковская Н. Б. Саморефлексия неклассической эстетики//Эстетика на переломе культурных традиций. -М.: ИФ РАН, 2002. С. 5-24.
- Грэм Г. Философия искусства. Введение в эстетику. -М.: Слово, 2004. -256 с.;
- Кондаков И. В. Эстетика как философия искусства//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -2007. -№ 1. -С. 114-119.;
- Юровская Э. П. Искусство, эстетика и философия//Журнал Петербургского философского общества. -2000. -Т. 4, № 1. -С. 261-264.
- Современная эстетика: от «философии жизни» до постмодернизма/отв. ред. Н. А. Хренов и А. С. Мигунов. -М.: Прогресс-Традиция, 2005. -520 с.;
- Современное искусствоведение в системе гуманитарного знания. -СПб.: СПбГУП, 2012. -356 с.
- Онтология искусства: сб. научн. ст./Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького; Гуманитар. ун-т. -Екатеринбург: Гуманитар. ун-т, 2005. -268 с.
- Бранский В. П. Искусство и философия. -Калининград: Янтарный сказ, 2000. -704 с.;
- Никитина И. П. Философия искусства. -М.: Омега-Л, 2010. -559 с.;
- Очерки эстетики и теории искусства/отв. ред. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. -М.: Канон+, 2013. -448 с.;
- Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. -М.: Новый акрополь, 2014. -216 с.
- Лиссман Л. П. Философия современного искусства. Введение/пер. с нем. А. В. Белобратова. -СПб.: Гиперион, 2011. -248 с.;
- Art in Theory 1900-2000: An Anthology of Changing Ideas/Ed. by Charles Harrison & Paul Wood. -2nd ed. -London: Blackwell Publishing, 2012. -1258 p.;
- D'Alleva Anne. Method & Theories of Art History. Second Edition. London: Laurence king Publishing, 2012. -186 p.
- Каган М. С. Эстетика как философская наука. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. -544 с.
- Павлов П. В. Онтологическая идея истины в философии и культуре. -М.: Вузовская книга, 2013. -152 с.;
- Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения//Постнеклассика: философия, наука, культура. -СПб.: Мiръ, 2009. -С. 249-295;
- Степин В. С. Теоретическое знание. -М.: ИФ РАН, 2000. -743 с.
- Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства. -М.: Прогресс-Традиция. 2012. -840 с.;
- Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века/под ред. В. В. Бычкова. -М.: РОССПЭН, 2003. -607 с.;
- Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. -СПб.: Алетейя, 2000. -347 с.;
- Философия современного искусства: материалы VI Овсянниковской междунар. эстетической конф., Москва, 13-15 нояб. 2014 г./Философский ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова. -М.: Издатель Воробьев А. В., 2014. -408 с.
- Каган М. С. Избранные труды: в 7 т. Т. V. Кн. 2. Проблемы теоретического искусствознания и эстетики. -СПб.: Петрополис, 2008. -903 с.
- Делез Ж. Бергсонизм//Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. -М.: ПЕРСЭ, 2000. -С. 93-192.
- Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. -Киев: Next,1994. -С. 313.
- Бахтин М. М. К переработке книги о Достоевском//Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. -С. 311.
- Гартман Н. Старая и новая онтология//Историко-философский ежегодник, 88. -М.: Наука, 1988. -С. 322.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения//Зарубежная эстетика и теория культуры XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. -М.: МГУ, 1987. -С. 280-281.
- Маргвелашвили Г. Т. Труды. -Тбилиси: Центр культурных взаимосвязей Грузии «Кавказский Дом», 1999. -С. 22.
- Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. -М.: Мысль, 2000. -С. 361.
- Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию. -М., 1995. -341 с.
- Тупицына М. Критическое оптическое. Статьи о современном русском искусстве. -М.: Admarginem, 1997. -224 с.
- Ямпольский М. Б. Наблюдатель: Очерки истории видения. -М.: Admarginem, 2000. -287 с.
- Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса//Вопросы философии. -2001. -№ 6. -С. 57.
- Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук//Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. -С. 366.