Методология судебного права и основы классификации современных судебных систем

Автор: Гребенников Валерий Васильевич, Грудцына Людмила Юрьевна

Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy

Рубрика: Правосудие и правоохранительная деятельность в Евразийском пространстве

Статья в выпуске: 3 (28), 2017 года.

Бесплатный доступ

Цель: Исследование методологии судебного права и обоснование авторской концепции классификации судебных систем современности. Методология: Использовались историко-правовой, системный и формально-юридический методы. Результаты: В статье дано авторское определение методологии теории судебного права, под которой понимается совокупность теоретических принципов, приемов, способов и средств исследования структуры и системы судебной власти, правовых механизмов судопроизводства, форм судоустройства, а также взаимодействия судебной власти с другими ветвями государственной власти и влияния деятельности судебной власти на общественные отношения. Если в основу ставшей классической типологизации правовых систем Рене Давида положен источник права (закон или судебный прецедент), то основы типологизации судебных систем современности по своей природе и методологии, по мнению авторов статьи, сложнее. Авторам представляется, что наиболее полная классификация судебных систем современности может быть проведена с учетом следующих характеристик судебных систем и особенностей судопроизводств современных стран мира: а) место и роль судебной системы в системе разделения властей, структуре государственного управления; б) правовые механизмы и особенности взаимодействия звеньев (элементов) судебной системы друг с другом; в) наличие (централизация) или отсутствие (раздробленность) единого сверхполномочного судебного органа (высшей судебной инстанции); г) сложность и множественность судебных инстанций и юстиций, их взаимодействие с другими органами государственной власти; д) место и роль института прокуратуры в деятельности звеньев судебной системы (в частности, принадлежность прокуратуры к исполнительной власти, наделение прокуроров большими полномочиями и пр.); е) место и роль адвокатуры и адвокатов в судопроизводстве (в частности, института оказания бесплатной юридической помощи). Исходя из пирамидального построения судебной системы, места и роли судебной власти в системе разделения властей и значения судебного прецедента в национальной правовой системе, в мире выделяются четыре типа судебных систем («судебных семей»): 1) романо-германское (континентальное) судебное право; 2) англо-саксонское (прецедентное) судебное право; 3) дуалистическое судебное право; 4) религиозно-нравственное судебное право, условно классифицируемое на несколько подвидов. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть классификацию судебных систем («судебных семей») современности и дать определение методологии теории судебного права.

Еще

Судебное право, судебная система, судебный прецедент, судопроизводство, разделение властей, судья

Короткий адрес: https://sciup.org/140225082

IDR: 140225082

Текст научной статьи Методология судебного права и основы классификации современных судебных систем

Методология теории судебного права – это совокупность теоретических принципов, приемов, способов и средств исследования структуры и системы судебной власти, правовых механизмов судопроизводства, форм судоустройства, а также взаимодействия судебной власти с другими ветвями государственной власти и влияния деятельности судебной власти на общественные отношения. Взгляд на диалектический метод как на единственно научный способ познания порождал в недалеком прошлом известное пренебрежение к частным приемам конкретных наук. Сейчас становится все более очевидным, что в процессе познания судебного права и связанных с ним явлений и общественных отношений простого понимания основных положений диалектики недостаточно. Помимо знания общих законов и категорий диалектики необходимо умелое владение общими и частными методами [5].

Конкретно-социологический метод может быть эффективно использован при изучении теории судебного права, результативности принимаемых решений, а также своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны отношений в сфере судебного права.

Прежде чем приступить к классификации судебных систем современности, заметим, что судебное право является комплексной сложносоставной наукой, зрелость которой зависит, в конечном счете, от зрелости составляющих ее наук. Поскольку комплексность судебного права предопределена комплексным предметом и методом, то можно сделать вывод о том, что в сложной и молодой науке судебного права еще не установилось приблизительно communis opinio о сущности предмета и метода. Именно поэтому изложенная ниже классификация судебных систем современности также является условной и формируется в наши дни [2].

Таким образом, теорию судебного права как новый элемент в системе юридических наук и как формирующуюся с начала XXI в. комплексную отрасль права можно определить как юридическую науку, изучающую общие закономерности, тенденции происхождения, развития и функционирования судебной власти, судоустройства и судопроизводства, образующих собой единый правовой механизм и специфическую форму государственного принуждения, связанного с особым (судебным) порядком рассмотрения возникающих и подпадающих под компетенцию органов судебной власти споров [6].

Прослеживаются глубокие связи теории судебного права с теоретико-правовыми науками – философией (поиск справедливости, вынесение справедливого и гуманного судебного решения); социологией права (изучение генезиса, динамики и структуры правовых норм, регулирующих судоустройство и судопроизводство); сравнительным правоведением (изучение и сравнение судебных систем стран мира); юридической конфликтологией (изучение характерных особенностей конфликта с позиции права и вариантов его разрешения, в том числе судебным путем).

Науке на сегодняшний день неизвестно, когда возник первый суд. По всей видимости, люди вначале сами разрешали свои конфликты, а затем для этой цели стали приглашать третье, независимое лицо. В самом начале этого пути таким арбитром могла быть группа лиц (возможно, сородичей), а затем выделившаяся из них какая-либо персона харизматического плана – начальник, витязь [2].

Если в основу ставшей классической типоло-гизации правовых систем Рене Давида положен источник права (закон или судебный прецедент), то основы типологизации судебных систем современности по своей природе и методологии слож- нее. Представляется, что наиболее полная классификация судебных систем современности может быть проведена с учетом следующих характеристик судебных систем и особенностей судопроиз-водств современных стран мира:

  • а)    место и роль судебной системы в системе разделения властей, структуре государственного управления;

  • б)    правовые механизмы и особенности взаимодействия звеньев (элементов) судебной системы друг с другом;

  • в)    наличие (централизация) или отсутствие (раздробленность) единого сверхполномочного судебного органа (высшей судебной инстанции);

  • г)    сложность и множественность судебных инстанций и юстиций, их взаимодействие с другими органами государственной власти;

  • д)    место и роль института прокуратуры в деятельности звеньев судебной системы (в частности, принадлежность прокуратуры к исполнительной власти, наделение прокуроров большими полномочиями и пр.);

  • е)    место и роль адвокатуры и адвокатов в судопроизводстве (в частности, института оказания бесплатной юридической помощи).

Исходя из пирамидального построения судебной системы, места и роли судебной власти в системе разделения властей и значения судебного прецедента в национальной правовой системе, в мире выделяются четыре типа судебных систем («судебных семей»):

  • 1)    романо-германское (континентальное) судебное право:

  • а)    централизованное судебное право, когда формирование судебной системы в государстве и судопроизводство являются прерогативой федеральной власти. Соответственно, в стране функционируют только федеральные суды, а субъекты (земли, округа и т. д.) не имеют своих (региональных) судебных органов (например, Австрия, княжество Андорра, Ирландия, Кипр, Республика Молдова, Хорватия).

Например, в Хорватии высшей судебной инстанцией является Верховный Суд Республики Хорватия, обеспечивающий в этом качестве единообразное применение законов и равенство граждан. В Чешской Республике Конституционный Суд является самостоятельным органом, а не инстанцией, входящей в судебную систему страны [1].

Представляется, что чем более централизована судебная система в государстве, тем больше судебных юрисдикций она, как правило, имеет. Например, в Германии судебные юрисдикции, будучи частью централизованной сложной судебной системы, образуют несколько ветвей. Кроме конституционной юрисдикции, в немецкой судебной системе существуют общая, административная, финансовая, юрисдикция по трудовым делам и юрисдикция по социальным вопросам. Все они действуют и на уровне земель, и на федеральном уровне, где каждую из них возглавляет высшая инстанция – Верховный суд. Иначе говоря, система германских судов имеет двойную структуру: вертикальную (суды в землях и федеральный суд на высшем уровне) и горизонтальную (суды различных юрисдикций);

  • б)    партикулярное (децентрализованное) судебное право, когда на региональном (окружном, субъектном) уровне действует своя система судов (например, Бельгия, Венгрия, Дания, Литва, Нидерланды, Норвегия, Румыния, Словакия, Словения, Эстония).

Например, в Эстонии уездные, городские и административные суды являются судами первой инстанции. Уездные и городские суды рассматривают все гражданские и уголовные дела, в то время как административные суды рассматривают только дела в сфере свой компетенции, установленной законом. Административные суды обычно создаются при уездных и городских судах;

  • в)    смешанная система судебного права, при которой элементы и признаки централизованного судебного права перемешиваются с элементами партикулярного судебного права. Например, наличие в государстве трехступенчатого судебного деления (судоустройства), два низших звена которого определяются в основном в зависимости от суммы иска в споре, а высшее звено представлено исключительно инстанцией по пересмотру судебных решений нижестоящих судов, что частично присуще среднему звену, но при сохранении контроля со стороны вышестоящего суда это отражает в организационном плане принцип, согласно которому один и тот же судья не может участвовать в рассмотрении одного и того же дела в различных звеньях судебной системы (например, княжество Люксембург, Финляндия).

К примеру, в Исландии компетенция Верховного Суда, в который могут направляться апелляционные жалобы на решения окружных судов, не ограничена в географическом отношении. Вместе с тем юрисдикция суда по трудовым спорам распространяется на всю территорию Исландии.

К особому (сложному) виду смешанной системы судебного права можно отнести Швейцарию, где не существует суда со специализированной юрисдикцией по налоговым вопросам, равно как и по другим социальным вопросам, не считая социального страхования. Не существует и такого института, как счетная палата. В то же время существует ряд независимых контрольных комиссий, сходных с судами, выполняющих некоторые судебные функции, но не входящих в швейцарскую судебную систему;

  • 2)    англо-саксонское (прецедентное) судебное право (Англия и Уэльс) является структурным элементом системы англо-саксонского (общего) права (правовой семьи), в центре которого – судебный прецедент, традиционно рассматривающийся, с одной стороны, как акт, в отношении которого ранее принятые высшими судебными инстанциями страны решения имеют характер «правоположений» и служат правовой основой для его формирования и функционирования, а с другой – как акт, оказывающий «связующее» воздействие на все последующие, соотносящиеся с ним судебные решения [4].

  • 3)    дуалистическое судебное право (Франция, Швеция) – наличие нескольких звеньев судов (например, судов общей юрисдикции и административных судов) при отсутствии самостоятельной конституционной юстиции (конституционного звена) судебной системы и судопроизводства.

Например, в Швеции не существует отдельного конституционного суда. Судебная система Швеции, подобно французской, является дуалистической, поскольку включает в себя суды общей юрисдикции и административные суды. Однако в ней отсутствуют конституционные суды, что соответствует английской традиции. Специализация шведских судов (по земельным, жилищным правам, по экологическим преступлениям, по трудовым спорам) также близка судебной системе Англии;

  • 4)    религиозно-нравственное судебное право подразумевает важную роль религии (религиозного течения, обычаев, традиций) в развитии общества и правовой системы государства. Возможна условная классификация религиозно-нравственного судебного права на следующие подвиды:

  • а)    мусульманское (исламское) судебное право (Албания, Турция, Азербайджан, Афганистан, Египет, Казахстан, Кыргызстан, Ливия, ОАЭ, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Сирия) не содержит четкости и строгости формулировок, которые могут быть взяты как из религиозных источников, так и из нормативно-правовых актов. Основным источником права является Коран. Труды ученых (богословов и юристов), зафиксированные в Иджме, а также в учебниках, имеют обязательную силу и защищаются судами.

Различить, где религиозная, а где юридическая доктрина, весьма трудно.

Для мусульманского права (сунна, кийяс) характерна достаточная степень казуистичности и множественность трактовок. В религиозных источниках нет структурированности и системности. Применительно к мусульманскому праву невозможно вести речь о четком выделении отраслей права. В параллельной светской системе права деление на отрасли все же просматривается. Выделяют уголовное, гражданское, судебное право, а также властное право (государственное и административное).

К особому типу мусульманского судебного права следует отнести Турцию и Азербайджан, в этих странах религия законодательно отделена от государства, и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю;

  • б)    иудейское судебное право (Израиль) характеризуется наличием в единой судебной системе гражданских судов общей юрисдикции (мировые, окружные суды и Верховный суд), религиозных судов (равинские суды, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды) и некоторых специализированных судов, в частности суда по трудовым конфликтам, транспортных судов, арбитража);

  • в)    иные виды религиозно-нравственного (сепарационного) судебного права – в государствах, где религия играет заметную роль в обществе (ей может быть придан особый государственный статус при условии свободного существования других религий), но не является де-юре частью государства (системы государственного управления). К таким религиям можно условно отнести индуизм в Индии, Пакистане, Индонезии, Малайзии, Сингапуре; буддизм в Тайланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Калмыкии, Непале, Тибете, Гималаях;

  • г)    иные, сопряженные с той или иной религией (религиозной мыслью, традициями, обычаями), религиозно-нравственные национальные судебные системы, например иранские религии (зороастризм, манихейство, маздакизм и др.), религии Восточной Азии (синтоизм, даосизм).

Обобщая изложенную выше авторскую классификацию судебных систем современности, следует отметить, что особенностью структуры аппаратов судебной власти государств, относимых к романскому и германскому типам судебных систем, является множественность высших судов, большинство из которых представляют собой вершины автономно существующих судебных пирамид.

Наличие конфликтов между высшими судами – неизбежное следствие дезинтеграции аппарата судебной власти в государстве. В настоящее время в романских и германских судебных системах выработано несколько видов механизмов для преодоления разногласий между высшими судебными инстанциями. Например, в ФРГ конфликты, возникающие в данной сфере, разрешаются Общим сенатом верховных судов.

Список литературы Методология судебного права и основы классификации современных судебных систем

  • Алпатов Ю.М. Понятие и природа судебной власти: процессуальные особенности исторического развития судебной системы государства//Образование и право. 2016. № 6. С. 158-159.
  • Алпатов Ю.М. Процессуальные гарантии независимости судей в России//Право и общество. 2017. № 1.
  • Власенко Н.А., Власенко А.Н. Судебная власть и судебная деятельность в РФ: краткий курс лекций. М.: РАП, 2005.
  • Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. 5-е изд., перераб. и доп./отв. ред. д-р юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев. М: НОРМА, 2009. С. 97.
  • Рулан Н. Юридическая антропология: учебник для вузов: пер. с франц. М.: НОРМА, 1999.
  • Судебные системы европейских стран: справочник/пер. с франц. Д.И. Васильева и с англ. О.Ю. Кобякова. М.: Международные отношения, 2002.
Статья научная