Методология устойчивого развития промышленных экосистем

Автор: Шкарупета Е.В., Дударева О.В., Филатова М.В., Беккиев А.Ю.

Журнал: Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий @vestnik-vsuet

Рубрика: Экономика и управление

Статья в выпуске: 4 (86), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье сформированы методологические аспекты устойчивого развития промышленных экосистем. Актуальность исследования подтверждается тем, что стимулирование развития всеохватной и устойчивой промышленности и дальнейшие инвестиции в материальную инфраструктуру, инновации и научные исследования имеют принципиальное значение для долгосрочного экономического развития. Сделан вывод, что пандемия COVID-19 имеет настолько дестабилизирующие последствия, что они угрожают остановить или даже обратить вспять прогресс в достижении Целей устойчивого развития. Однако, достаточно быстрое восстановление промышленности после преодоления пандемии коронавируса возможно, в отличие от экономики в целом, на восстановление которой потребуется значительно больший период. В статье предложена архитектура методологии устойчивого развития промышленных экосистем, включающая пять уровней (парадигму, метауровень, онтологию, смыслы и непосредственно уровень экосистемы). Парадигмой в исследовании выступает сверхзадача, ментальная модель перехода к новой экономике, к новому способу промышленного производства, к новому мышлению. Метауровень методологии представлен принципами устойчивого развития промышленных экосистем, теоретическими положениями (гипотезами, основополагающими подходами, базовыми теориями, законами развития). На онтологическом уровне методологии устойчивого развития промышленных экосистем используются цифровые двойники, базовые организационно-управленческие механизмы (процедуры, инструментарий, структуры). Смысловой уровень включает в себя понятийный аппарат (глоссарий), а также прикладные теории и концепции устойчивого развития промышленных экосистем. Экосистемный уровень методологии устойчивого развития промышленных экосистем объединяет концепции экономических, экологических и природно-биологических систем. Управление устойчивым развитием промышленной экосистемы предлагается осуществлять на шести уровнях (методологическом, идеологическом, концептуальном, уровне моделирования, прикладном уровне и на уровне технологий). В заключении сделан вывод, что в экономической модели, устроенной по экосистемному принципу, достигается наивысшая производственная эффективность в сравнении с моделью традиционной экономики, и цифровой моделью, устроенной по платформенному принципу

Еще

Методология, устойчивое развитие, промышленная экосистема, коронакризис

Короткий адрес: https://sciup.org/140257293

IDR: 140257293   |   DOI: 10.20914/2310-1202-2020-4-377-382

Текст научной статьи Методология устойчивого развития промышленных экосистем

Наблюдаемые глобальные трансформации во многом обусловлены интенсивным научнотехнологическим развитием, принципиально меняющим и качество жизни, и систему социально-экономических отношений. Мир переходит в стадию гуманитарно-технологической революции, в результате которой сформируется новый мировой уклад, в котором лидирующие позиции займут страны, обеспечивающие высокое качество жизни за счет создания принципиально новых видов продукции и услуг на основе передовых технологий, базирующихся на новых результатах фундаментальных научных исследований [1].

Практическое решение стратегических задач лежит в плоскости формирования целостной инновационной экосистемы, включающей проведение фундаментальных научных исследований, прикладных разработок, организацию производства.

Применительно к российским условиям национальная инновационная экосистема определяется как совокупность институтов, взаимодействующих в процессе получения, распространения и использования нового знания, направления и механизмы деятельности которой определяются соответствующей государственной политикой и нормативной правовой базой.

При этом применительно к российским условиям, которые характеризуются существенной дифференциацией территорий по уровню социально-экономического и научно-технологического развития, должна быть обеспечена целостность инновационной экосистемы, что достигается разработкой единой федеральнорегиональной научно-технологической и инновационной политики [1].

Состояние научно-технологического комплекса как основного фактора обеспечения конкурентоспособности и безопасности государства отражается на глобальных рейтингах России. Она занимает 46-е место среди развивающихся стран по показателям инновационного развития.

При этом наличие мощного оборонного потенциала, основу которого до настоящего времени в значительной степени составляют научно-технологические заделы, позволяют России поддерживать на мировой арене высокий военно-политический статус. При сохранении существующего состояния научно-технологического комплекса и тенденций его развития есть риск утраты и этих преимуществ [1].

Исследование состояния промышленной экосистемы в условиях коронакризиса

В 2018 году темпы роста обрабатывающей промышленности по миру в целом снизились и в 2019 году продолжали снижаться из-за напряженности в отношениях между ведущими экономиками мира в вопросах таможенных пошлин и торговли. Этот процесс затронул все регионы и группы стран. В НРС за период с 2010 по 2019 год доля обрабатывающей промышленности в ВВП возросла с 10,0 до 12,4%.

Такие темпы роста не позволяют выполнить к 2030 году задачу удвоения доли промышленного производства в ВВП. Кроме того, в 2019 году показатель добавленной стоимости, создаваемой в обрабатывающей промышленности, в расчете на душу населения составил в НРС лишь 132 долл. США, что намного меньше, чем в странах Европы и Северной Америки, где он равнялся 4856 долл. США [3].

В первом квартале 2020 года из-за введения жестких ограничений в экономике мировой объем промышленного производства резко сократился на 6,0% [3].

В крупнейшей промышленной стране мира – Китае – пандемия COVID-19 стала причиной беспрецедентного падения объемов промышленного производства в первом квартале года: на 14,1%.

Поскольку обрабатывающая промышленность считается локомотивом экономического роста, глобальный спад промышленного производства оказал серьезное воздействие на всю мировую экономику (рисунок 1) [3].

Мировая обрабатывающая промышленность, по данным UNIDO, снизилась во II квартале 2020 года по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 11,2%. При этом экономически развитые страны показали -16,4% прироста, развивающиеся – -22% прироста.

Рисунок 1. Поквартальная динамика объемов промышленного производства по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, с IV квартала 2018 года по I квартал 2020 года (в %) [3] Figure 1. Quarterly dynamics of industrial production volumes compared to the same period of the previous year, from the IV quarter of 2018 to the I quarter of 2020 (in %) [3]

В региональном разрезе наблюдается подобная ситуация. Так, страны Европы показали – 19,3% прироста, страны Северной Америки – 16,5% прироста, Латинской Америки – 24,2% прироста, Азиатско-Тихоокеанского региона –

23,7% прироста, Африки - -8,2% прироста. В свою очередь, в Китае (выделен UNIDO в отдельную категорию, его показатели не учитываются при расчете значений по развивающимся странам и азиатским странам), первым из стран мира столкнувшемся с пандемией коронавируса, наоборот, по итогам II квартала текущего года наметилось восстановление промышленности. Если по итогам I квартала обрабатывающая промышленность Китая показала -14,1% прироста, то во II квартале Китай перешел к наращиванию объемов выпуска продукции обрабатывающей промышленности (+2,8% прироста). Таким образом, на примере Китая наглядно видно, что достаточно быстрое восстановление промышленности после преодоления пандемии коронавируса возможно, в отличие от экономики в целом, на восстановление которой потребуется значительно больший период [2].

Материалы и методы

Авторы в своем исследовании используют терминологию экосистемного подхода, придерживаясь точки зрения Д.Г. Костеня, основателя Фонда Экономики Созидания, которую можно выразить следующим утверждением: «Переход на экономику, устроенную по принципу экосистема, является сверхзадачей Российской Федерации» [4]. Отвечая на вопрос, почему так важен переход на принцип экосистемы, Д.Г. Костень отмечает, что «в экономической модели, устроенной по принципу экосистема, достигается наивысшая эффективность в сравнении с моделью традиционной экономики с предприятиями закрытого типа, и моделью, устроенной по принципу платформа» [4]. «В экосистеме скачок в эффективности достигается в десятки и сотни раз за счет трех факторов:

  • 1.    Максимального взаимоиспользования производственных мощностей.

  • 2.    Перехода производства от конкуренции к кооперации.

  • 3.    Преобразования управления из субъективной в объективную деятельность, то есть, формирования более точного целе полагания не на благо одного, а на благо общества.

Экономическая модель, устроенная по принципу экосистема также является высшей формой социально экономической среды для развития человеческого разума» [4].

По мнению Д.Г. Костеня, «перевод экономики на принцип экосистемы означает, прежде всего:

  • 1)    формирование единого коллективного образа будущего;

  • 2)    построение картин мира, объединяемых в единый вектор развития;

  • 3)    формирование нового аксиоматического пространства на базе новых онтологий» [4].

Методологию формирования промышленных экосистем в своих исследованиях развивают Г.Б. Клейнер, Е.В. Попов, В.Л. Симонова, Р.И. Хабибуллин, А.Д. Тихонова, Л.А. Гамидуллаева, Т.О. Толстых, Н.В. Шмелева и др. [5-8].

На взгляд авторов, именно устойчивое развитие промышленных экосистем является мейнстримом на следующие пять-десять лет, когда схлынет волна интереса к цифровизации и цифровой трансформации, а цифровая экономика будет чем-то само собой разумеющимся, уже свершившимся фактом.

Результаты и обсуждение

На взгляд авторов, методологию устойчивого развития промышленных экосистем можно представить наглядно в виде архитектуры, состоящей из пяти уровней (рисунок 2): парадигмального, метауровня, онтологического, смыслового и непосредственно экосистемного. Рассмотрим каждый уровень методологии устойчивого развития промышленных экосистем подробнее.

Парадигмой в нашем исследовании выступает сверхзадача, ментальная модель перехода к новой экономике, к новому способу промышленного производства, к новому мышлению. В качестве «новой экономики» могут выступать ее различные трактовки: Д.Г. Костень высшим проявлением принципиально новой экономической модели признает экономику созидания [9]; сотрудники Института нового индустриального развития им. С.Ю. Витте (С.Д. Бодрунов [10], С.Ю. Глазьев [11]) в качестве новой экономики выделяют ноономику.

Метауровень методологии представлен, в частности, принципами устойчивого развития промышленных экосистем [12, 13] (рисунок 3).

Помимо принципов на метауровне методологии устойчивого развития промышленных экосистем рассматриваются теоретические положения (базовые теоретические установки), такие как гипотезы, основополагающие подходы, базовые теории, законы развития.

На онтологическом уровне методологии устойчивого развития промышленных экосистем используются цифровые двойники [14], базовые организационно-управленческие механизмы (процедуры, инструментарий, структуры). Смысловой уровень включает в себя понятийный аппарат (глоссарий), а также прикладные теории и концепции устойчивого развития промышленных экосистем [15].

Экосистемный уровень методологии устойчивого развития промышленных экосистем объединяет «концепции экономических, экологических и природно-биологических систем, что позволяет реализовать междисциплинарные подходы и методы анализа» [5].

1 Парадигмальный уровень Paradigm level

  • •    Набор мыслей, определяющих шаблон мышления и направляющие развитие мыслительного процесса в том или ином направлении, но не участвующие в его развитии

  • • A set of thoughts that define the pattern of thinking and guide the development of the thought process in one direction or another, but are not involved in its development

2 Метауровень

2 Meta level

  • •    Абстрактно обобщающая структура, шаблон, набор причинно-следственных связей, определяющий границы, правила, условия и прочее, работы подуровня

  • •    Abstract generalizing structure, template, set of causal relationships defining boundaries, rules, conditions, etc., sublevel works

    Принципы системносинергетического подхода Principles of system-synergistic approach

    Принципы стратегического прогнозировани и планирования Principles of strategic forecasting and planning

    Принципы стратегического управления Principles of strategic management

    Принципы устойчивого развития Principles of sustainable development

    Принципы развития в условиях реиндустриализации Principles of development in conditions of reindustrialization

    Принципы развития в условиях цифровой трансформации

    Principles of development in the context of digital transformation


    Рисунок 3. Принципы развития промышленных экосистем


  • 3.    Онтологический уровень

  • 3.    Ontological level

  • •    Всеобщее обобщающее понятие, сущности, категории, структуры, закономерности и т.д.

  • •    General generalizing concept, entities, categories, structures, patterns, etc.

  • 4.    Смысловой уровень

  • 4.    Meaning level

  • • Набор мыслей, формирующих восприятие и побуждающих на действие

  • •A set of perceptual and action-inducing thoughts

  • 5.    Экосистемный уровень

  • 5.    Ecosystem level

  • • Набор отдельных сущностей, формирующих единое целое, где ценность целого всегда больше, чем сумма ценностей всех отдельно взятых компонентов экосистемы

  • •A set of separate entities that form a single whole, where the value of the whole is always greater than the sum of the values of all individual components of the ecosystem

Рисунок 2. Методология устойчивого развития промышленных экосистем в разрезе пяти уровней

  • Figure 2.    Methodology for sustainable development of industrial ecosystems across five levels

  • Figure 3.    Principles for the development of industrial ecosystems

Заключение

Достижение Целей устойчивого развития в 2020 году, как отмечено в исследовании состояния промышленной экосистемы, было осложнено глобальным коронакризисом. На взгляд авторов, можно выделить основные результаты по цели № 9 «Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям» [3, 16]:

  • 1.    Авиационная отрасль, одна из движущих сил экономического развития, переживает, по всей видимости, самый глубокий спад за всю свою историю.

  • 2.    В результате пандемии объем промышленного производства, рост которого и без того был медленным, резко сократился.

  • 3.    Для оживления мировой экономики необходимо срочно расширить доступ к финансовым услугам для малых предприятий.

  • 4.    Несмотря на успехи последних лет, инвестиции в НИОКР необходимо наращивать, в том числе для борьбы с COVID-19.

  • 5.    Мобильная связь доступна практически повсюду, но примерно половина населения мира – главным образом проживающая в наименее развитых странах – не пользуется интернетом.

Список литературы Методология устойчивого развития промышленных экосистем

  • Материалы общего собрания членов Российской Академии наук 23 июня 2020 года. Москва, 2020. 438 с.
  • Развитие промышленных комплексов государств - членов ЕАЭС в январе-июне 2020 года. Москва, 2020. 42 с.
  • Доклад о Целях в области устойчивого развития. ООН, 2020. 68 с.
  • Костень Д.Г. Переход от предприятия закрытого типа к экосистеме // Проблемы развития финансовой системы государства в условиях глобализации: XXI межрег. науч.-прак. конф., Симферополь, 21-22 марта 2019 г. Симферополь, 2019. С. 108-110.
  • Клейнер Г.Б. Промышленные экосистемы: взгляд в будущее // Экономическое возрождение России. 2018. №. 2 (56). С. 53-62.
  • Попов Е.В., Симонова В.Л., Тихонова А.Д. Структура промышленных "экосистем" в цифровой экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. №. 4. С. 3-11.
  • Гамидуллаева Л.А., Толстых Т.О., Шмелева Н.В. Методика комплексной оценки потенциала промышленной экосистемы в контексте устойчивого развития региона // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2020. №. 2(34). С. 29-48. doi: 10.21685/2227-8486-2020-2-3
  • Хабибуллин Р.И. Становление и развитие инновационно-промышленных экосистем: опыт Московского инновационного кластера // Экономика и предпринимательство. 2020. №. 10. С. 442-450.
  • Костень Д.Г. Смена парадигмы мышления: фундаментальные проблемы криптосферы // Экономический базис развития науки и технологий в России. 2018. С. 42-47.
  • Бодрунов С.Д. Ноономика: концептуальные основы новой парадигмы развития // Известия Уральского государственного экономического университета. 2019. Т.20. №1. С. 5-12. doi: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-1
  • Глазьев С.Ю. Ноономика как стержень формирования нового технологического и мирохозяйственного укладов // Экономическое возрождение России. 2020. №. 2 (64). С.15-32.
  • Lowe E. A., Evans L. K. Industrial ecology and industrial ecosystems //Journal of cleaner production. 1995. V. 3. №. 1-2. P. 47-53.
  • Geng Y., Côté R. Diversity in industrial ecosystems //The International Journal of Sustainable Development & World Ecology. 2007. V. 14. №. 4. P. 329-335.
  • Sheng H. X. et al. Ecosystem intrinsic value and its application in decision-making for sustainable development //Journal for Nature Conservation. 2019. V. 49. P. 27-36.
  • Sachs J. D. et al. Six transformations to achieve the sustainable development goals // Nature Sustainability. 2019. V. 2. №. 9. P. 805-814.
  • Polasky S. et al. Role of economics in analyzing the environment and sustainable development // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. V. 116. №. 12. P. 5233-5238.
Еще
Статья научная