Между веком и вечностью. Богословие истории в истории богословия

Автор: Михайлов Петр Борисович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 1 (96), 2021 года.

Бесплатный доступ

Поводом для настоящего историографического этюда, посвященного одной из важных областей современной богословской работы, послужило заметное оживление, наблюдаемое в этом направлении развития отечественного богословия. Оно получило свое выражение в публикации ряда крупных и малых научных текстов, проведении национальных научно-богословских конференций и деятельности некоторых исследовательских центров. Статья состоит из постановки проблемы и трех неравных частей. Первая часть посвящена решению пространственно-структурного вопроса о местонахождении богословия истории на карте теологических дисциплин и богословских дискурсов, что позволяет в обширном историческом материале устанавливать структурные и содержательные сходства и различия. Во второй главе предпринимается реконструкция двух наиболее значительных древних проектов богословия истории, связанных с деятельностью Евсевия Кесарийского и блж. Августина. Анализ источников, а также дозированное обращение к классическим и актуальным исследованиям, позволяют предложить интерпретации и характеристики этих проектов, имеющих как личностные, так и исторические закономерности для своего появления. Концепция богословия истории у Евсевия Кесарийского предстает в некоем динамическом развитии от зрелого к позднему творчеству: первоначальное богословие истории как экклезиологии истории в конце жизни трансформируется в некий эскиз политической теологии христианской империи, как первый проект христианской теократии. Богословие истории блж. Августина созидается как антропология истории , в которой фокус сосредоточен на человеке и его Божественном призвании. Первые состоятельные проекты обнаруживают неизменный признак богословия истории - проблему границы между историей профанной и историей сакральной. Наконец, третья часть переносит читателя в середину XX в., когда богословие истории («новое богословие истории») вновь пережило расцвет. В качестве наиболее репрезентативной для данного периода рассматривается концепция истории спасения (Heilsgeschichte) О. Кульмана. На этом этапе богословие истории конкурирует с новым богословским дискурсом - политической теологией. Представленная история одного богословского дискурса, охватывающая более полутора тысяч лет, обнаруживает его устойчивые характеристики и прочерчивает перспективы для актуальной богословской работы в антропологическом, социальном и сакраментальном измерениях.

Еще

Богословие истории, история богословия, экклезиология истории, антропология истории, богословская герменевтика истории, история спасения, керос, эсхатологизм, инкарнационизм

Короткий адрес: https://sciup.org/140257022

IDR: 140257022   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_1_141

Список литературы Между веком и вечностью. Богословие истории в истории богословия

  • Даниелу (2010-2011) — Даниелу Ж.Христианство и история // Философия религии: Альманах (2010-2011). С. 364-382.
  • Документы II Ватиканского Собора (1998) — Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 1998.
  • Кривушин (1998) — Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб.: Алетейя, 1998.
  • Лаврентьев (2015) — ЛаврентьевА. Теология истории Вольфхарта Панненберга // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 3 (33). С. 345-360.
  • Лебедев (2000) — Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV по XX в. СПб.: Алетейя, 2000. (Первое издание: СПб., 1898).
  • Легеев (2018) — Легеев М. В., свящ. Богословие истории и актуальные проблемы эккле-зиологии. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2018.
  • Легеев (2019) — Легеев М.В., свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019.
  • де Любак (1992) — ЛюбакА. де. Католичество. Социальные аспекты догмата. Милан, 1992.
  • Михайлов (2014) — МихайловП. Б. Тайна истории у Оригена: конфликт интерпретаций // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 1 (56). С. 16-30.
  • Михайлов (2015) — МихайловП.Б. Богословие истории протоиерея Георгия Флоровского // Георгий Васильевич Флоровский. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 156-179.
  • Флоровский (2005а) — ФлоровскийГ. В. Два Завета // ФлоровскийГ.В.. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: РХГА, 2005. С. 165-181.
  • Флоровский (2005б) — ФлоровскийГ.В. Затруднения историка-христианина // Флоровский Г. В. Христианство и цивилизация. СПб.: РХГА, 2005. С. 671-707.
  • Флоровский (2005в) — ФлоровскийГ.В. Эволюция и эпигенез (к проблематике истории) // Флоровский Г. В. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: РХГА, 2005. С. 424-440.
  • Arendt (1929) — Arendt H. Der Liebesbegriff bei Augustin. Berlin: Verlag von Julius Springer, 1929.
  • Besret (1964) — Besret B. Incarnation ou eschatologie ? Contribution à l'histoire du vocabulaire religieux contemporain, 1935-1955. Paris: Cerf, 1964.
  • Burgess (1997) — Burgess R.W. The Dates and Editions of Eusebius' Chronici Canones and Historia Ecclesiastica // JTS. 1997. Vol. 48. Р. 471-504.
  • Cullmann (1948) — Cullmann O. Christus und die Zeit: die urchristliche Zeit- und Geschichtsauffassung. Zollikon-Zürich: Evang. Verl., 19482.
  • Cullmann (1966) — Cullmann O. Christ et le temps : temps et de l'histoire dans le christianisme primitif. Neuchâtel: Delachaux & Niestlé, 19662.
  • Daniélou (1953) — Daniélou J. Essai sur le mystère de l'histoire. Paris: Cerf, 1953; 20112.
  • Durand (2014) — Durand E. Note sur la théologie de l'histoire // Revue des sciences philosophiques et théologiques. 2014/2. Tome 98. Р. 353-379.
  • Féret (1943) — Féret H.-M. L'Apocalypse de saint Jean. Vision chrétienne de l'histoire. Paris: Corrêa, 1943.
  • Geffré (1997) — Geffré Cl. Théologie de l'incarnation et théologie des signes des temps // Mari-Domenique Chenu: Moyen-Âge et modernité / Ed. par J. Doré, J. Fantino. Paris: Saulchoir, 1997. P. 131-153.
  • Gibellini (2004) — Gibellini R. Panorama de la théologie au XXe siècle. Paris: Cerf, 2004.
  • Kampenhausen (1948) — Kampenhausen H. von. Augustin und der Fall von Rom // Aus der Arbeit der Universität 1946/47 (Schriften der Universität Heidelberg, Heft 3). Berlin; Göttingen; Heidelberg, 1948. S. 8-25.
  • Lieberg (1973) — Lieberg G. Die „theologia tripcrtita" in Forschung und Bezeugung // Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt II / 4. Berlin; NY: Walter de Gruyter, S. 63-115 (1973).
  • Lieberg (1982) — Lieberg G. Die theologia МреНШ als Formprinzip antiken Denkens // Rheinisches Museum. 1982. T. 125. S. 25-53.
  • Maritain (1958) — Maritain J. De la philosophie de l'histoire. Paris: Éditions du Seuil, 1958.
  • Markus (1970) — Markus R. A. Saeculum: History and Society in the Theology of St Augustine. Cambridge: Cambridge University Press, 1970.
  • Pépin (1956) — Pépin J. La théologie tripartite de Varron. Essai de reconstitution et recherche des sources // Revue des Études augustiniennes. 1956. T. 2. Р. 265-294.
  • Weithman (2006) — Weithman P. Augustine's political philosophy // The Cambridge Companion to Augustine / Ed. by E. Stump, N. Kretzmann. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. P. 234-252.
Еще
Статья научная