Международная конкуренция, как одно из основных преимуществ глобализации
Автор: Кудрова Н.А., Грозовская Е.В.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 2-1 (72), 2021 года.
Бесплатный доступ
Актуальность исследования определена тем, что в современном мире все чаще ставятся вопросы о недостатках процесса глобализации. В статье исследованы основные аспекты глобализации, с точки зрения международных экономических отношений и определено, что преимуществом глобализации является обострение международной конкуренции. В результате данного исследования выявлено, что современные теоретические разработки предполагают различные варианты подхода к оценке и управлению международной конкурентоспособностью, но в большинстве своем носят глобальный характер, что осложняет их практическое использование в целях стратегического планирования развития регионов и/или наименее развитых стран.
Международная конкуренция, международные экономические отношения, глобализация
Короткий адрес: https://sciup.org/170183172
IDR: 170183172 | DOI: 10.24412/2411-0450-2021-2-1-113-116
Текст научной статьи Международная конкуренция, как одно из основных преимуществ глобализации
В современном мире повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий является основной целью социально-экономической политики государства. Реализация соответствующих мероприятий является залогом долгосрочного и позитивного развития страны. В этой связи в современных условиях хозяйствования теория кластерного управления как инструмент повышения конкурентоспособности отраслей и территорий приобретает особое значение как на федеральном, так и на региональном уровне.
В Российской Федерации продолжительное время функционируют крупные промышленные кластеры, привлекающие значительные объемы инвестиций, создающие рабочие места, способствующие развитию отрасли и региона. По данным Ассоциации кластеров и технопарков России их насчитывается 44 [1], а в соответствии со сведениями Российской кластерной обсерватории НИУ ВШЭ 22 (включенные в реестр промышленных кластеров) [2]. При этом оба авторитетных ресурса подтверждают информацию о больших объемах инвестиций и мерах государственной поддержки в данном направлении. О важности такой инвестиционной политики свидетельствует и детальная проработка нормативной документации по промыш- ленным кластерам. И эта тенденция свойственна не только России, многие развитые страны уже десятилетиями используют кластерный подход в управлении конкурентоспособностью предприятий.
Успешные федеральные и региональные инициативы, пилотные проекты должны находить отражение и применение в других отраслях и субъектах РФ. Это будет содействовать общей цели развития государства.
Таким образом, разумно предположить, что успех в реализации промышленных кластеров возможно экстраполировать и на социальную политику, требующую также постоянного совершенствования в целях повышения уровня и качества жизни населения. В связи с этим, на базе уже действующих промышленных кластеров возможно создание социального направления (промышленно-социальный кластер). Указанная мера позволит обеспечить развитие социальных отраслей при относительно небольших капитальных инвестициях.
Для развития данной гипотезы обратимся к сути понятия «кластер».
Теория кластерного управления изучалась различными учеными в области экономики несколько веков. Первоначальные исследования по данному направлению (без внедрения понятия кластера) относят еще ко времени А. Смита, Д. Рикардо и др. Значимый вклад в современное понимание кластеров и популяризацию исследований данного явления внес М. Портер. Анализ эволюции подходов к трактовке понятий «кластер» и «кластерная политика» позволяет выявить общие тенденции, отмеченные различными теоретиками [3]. Под кластером понимают объединение нескольких элементов, которые представляют самостоятельную единицу, обладающую определенными свойствами [4]. В экономическом смысле следует говорить о кластере как о группе взаимосвязанных компаний, объединенных по географическому (территориальному), отраслевому или комбинированному принципу [5].
Нормативно-правовая база в нашей стране не содержит прямого определения понятия «кластер». При этом существует большое количество законов и подзаконных актов, использующих данный термин. Наиболее существенное определение приведено в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»: промышленный кластер - совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного или нескольких субъектов РФ [6].
Теперь рассмотрим реализацию кластерного подхода в России.
Базовой особенностью кластерной политики, равно как и развития экономики в целом, является повышение конкурентоспособности уровня производства (оказания услуг) внутри кластера, который обусловлен высокой конкуренцией внутри кластера между его участниками. При этом предприятия кластера должны полностью или частично потреблять блага других его участников. К промышленным кластерам в нашей стране, помимо прочего, предъявляются требования о наличии высокопроизводительных рабочих мест в объеме не менее 50%. Все это, в целом, обеспечивает высокую конкурентоспособность продукции и услуг, производимых в кластере [1].
В России функционирует несколько десятков промышленных кластеров. Выручка предприятий, входящих в кластеры, превышает 2,5 трлн. руб., количество таких организаций - более 600 [2].
Участникам кластеров оказываются различные меры государственной поддержки: льготные налоговые режимы, готовая инфраструктура (энергетическая, промышленная, инновационная и т.д.), особые административные режимы и др. [1].
В результате всех мер государственного регулирования и стимулирования на территории кластеров создаются условия для реализации инвестиционноинновационной политики, формируются новые виды продукции (услуг) и высокотехнологичные рабочие места. Следовательно, кластерный подход имеет большой диапазон положительных эффектов. Такой опыт необходимо применять и в других направлениях государственной политики. В частности, одной из сфер, требующей постоянного совершенствования и адаптации к современных условиям, являются социальные услуги.
В России идея социальных кластеров отражена в ряде стратегий регионального развития. К примеру, в Свердловской области планируется внедрение лучших практик социального предпринимательства, создание базы для аутсорсингового предоставления услуг для социальных предпринимателей и некоммерческих организаций. Первый центр из 14 составных центров кластера уже функционирует в Екатеринбурге. Особенностью кластера Свердловской области является его фактическая децентрализация: отдельные предприятия размещены в разных административно-территориальных образованиях, что не отменяет территориальной особенности кластера (расположение в пределах субъекта РФ). В Белгородской области до 2025 года планируется создание социального кластера, который представляет собой интеграцию учреждений и организаций социальной сферы [4].
Структурными единицами социальных кластеров являются образовательные, лечебные, досуговые учреждения, организа- ции охраны окружающей среды, общественные организации и т.д.
Создание промышленных кластеров в рамках социального государства может быть дополнено созданием и многочисленных объектов социальной инфраструк- туры для повышения качества и уровня жизни на соответствующей территории.
Таким образом, в рамках кластерной политики возможно создание промышленно-социальных кластеров, в которых помимо промышленной продукции будет реализовываться необходимый для населения объем социальных услуг. Причем, объем создаваемых и оказываемых социальных услуг не должен ограничиваться узкими рамками территории, на которой расположен кластер. Например, создание образовательных учреждений должно привлекать не только жителей кластерной территории, но и абитуриентов извне. Здесь существует огромный потенциал оказания качественных образовательных услуг, так как максимально приближены потенциальные работник и работодатель, имеется база для прохождения производственной практики. Аналогичная ситуация может складываться в области оказания услуг здравоохранения. Кроме того, реализация мероприятий по охране окружающей среды и созданию различных парков на территории кластера также являются элементами социальной политики.
Включенные в реестр Минпромторга промышленные кластеры могут рассчитывать на значительную государственную поддержку. Аналогичную поддержку воз- можно реализовать и в рамках социального направления кластера за осуществление следующих проектов:
– Реализация образовательных программ по наиболее инновационным направлениям подготовки в высшем учебном заведении на территории кластера;
– Научно-исследовательская деятельность и апробация её результатов в сфере охраны окружающей среды и экологии;
– Совершенствование механизмов оказания государственных и муниципальных услуг, а также повышение качества процесса их предоставления;
– Эффективная реализация услуг здравоохранения по узкому или широкому профилю и др.
В настоящее время в России уже существует база промышленных кластеров и зарождаются основы социальной кластеризации. Как мне видится, реализацию одного направления можно совместить с другим, получив значительный социальноэкономический эффект.
Список литературы Международная конкуренция, как одно из основных преимуществ глобализации
- Майкл Д. Интрилигейтор. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции // Глобализация мировой экономики. - 1998. - №6.
- Нарыков Н.В. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции // Общество и право. - 2003. - №1. - С. 32-35.