Международные обязательства африканских государств, принятые в рамках МОТ

Бесплатный доступ

Африканский континент включает в себя 54 независимых государства, все из которых являются членами Международной организации труда (МОТ). Вместе с тем у каждая из этих стран имеет свой объем принятых международных обязательств в рамках данной международной организации. Высокий показатель численности населения в Африке (порядка 1,4 млрд человек) свидетельствует о необходимости исследования вопросов, связанных с обеспечением прав человека, в том числе в сфере труда, на этой территории. Цель: получить представление об объеме принятых африканскими государствами международных обязательств в рамках МОТ. Методы: для достижения поставленной цели были использованы общие и частные методы научного исследования, к которым относятся методы формальной логики, теоретического и эмпирического познания, сравнительно-правовой и др. Результаты: половина основополагающих конвенций МОТ ратифицированы 54 государствами Африки, а Протокол 2014 г. к Конвенции 1930 г. о принудительном труде, который также относится к числу основополагающих инструментов, ратифицирован только 14 африканскими государствами. Среди приоритетных конвенций нет тех, которые были бы ратифицированы всеми африканскими государствами, а 4 из них и вовсе не приняли международные обязательства ни по одному из этих актов. Вместе с тем пять государств Африки ратифицировали все приоритетные конвенции МОТ. Единственным африканским государством, которым ратифицированы все основополагающие инструменты, а также все приоритетные конвенции, является Мадагаскар. Наибольшее число ратификаций юридически обязывающих документов, принятых в рамках МОТ, имеет Джибути, а наименьшее – Занзибар, входящий в состав Танзании, однако имеющий индивидуальное членство в МОТ.

Еще

Международное трудовое право, международное регулирование труда, Международная организация труда, Африка, африканские государства, международные обязательства

Короткий адрес: https://sciup.org/142245815

IDR: 142245815   |   УДК: 341   |   DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2025.27.25

Текст научной статьи Международные обязательства африканских государств, принятые в рамках МОТ

Севастопольский филиал Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Севастополь, Россия, ,

Sevastopol Branch of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Sevastopol, Russia, ,

Введение. Африканский континент включает в себя 54 независимых госу-дарства1, что составляет практически 28 % от всех государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций (далее – ООН). Кроме того, согласно сведениям статистической комиссии ООН, представленным в 2023 г., численность людей, проживающих в Африке, превысила 1,4 млрд2. Данные показатели свидетельствуют о необходимости исследования вопросов, связанных с обеспечением прав человека, в том числе в сфере труда, на африканском континенте. В рамках данного исследования основной акцент будет сделан на международных обязательствах африканских государств, принятых ими в рамках Международной организации труда (далее – МОТ).

Все обозначенные ранее государства Африки являются членами МОТ, которая, как отмечает Д.К. Бекяшев, «является всемирным форумом, на котором обсуждаются трудовые и социальные проблемы, имеющие значение для всего мира» [1, с. 37]. В это же время, у каждой из этих стран свой объем принятых международных обязательств в сфере труда.

Основная часть. Прежде всего, заострим внимание на основополагающих конвенциях, которые Административный совет МОТ обозначил в качестве базовых для прав человека в сфере труда вне зависимости от уровня развития отдельных государств-членов данной международной организации [2, с. 7]. Это подчеркивает важность и универсальность данных международных актов. В их число входят десять конвенций, сгруппированных исходя из основополагающих принципов МОТ, сформулированных в Декларации 1998 г. (с поправками 2022 г.)3, а именно: а) свобода объединения и коллективные переговоры4; б) упразднение принудительного труда5; в) равное обращение и равные воз- можности61; г) запрещение детского труда72; д) безопасная и здоровая рабочая среда83.

Р.Ш. Давлетгильдеев, анализируя в 2015 г. международные обязательства государств-членов Африканского союза в области труда на универсальном уровне, отметил, что «в части ратификации основополагающих конвенций внешне картина очень позитивная» [3, с. 67]. Данная тенденция продолжает сохраняться и в 2025 году. Хотя с 2015 г. по настоящее время количество основополагающих конвенций МОТ увеличилось на две, тем не менее половина из них также признаны в качестве обязательных 54 государствами Африки. В группу данных конвенций вошли: а) Конвенция № 98; б) Конвенция № 29; в) Конвенция № 105; г) Конвенция № 111; д) Конвенция № 182.

В части оставшейся половины основополагающих конвенций МОТ ситуация выглядит следующим образом. Конвенции № 100 и № 138 не ратифицированы лишь Сомали, а международные обязательства по Конвенции № 87 не приняты Кенией, Марокко и Южным Суданом.

Касательно Конвенций № 155 и № 187 ситуация менее позитивная. Так, первая из них ратифицирована только 24 африканскими государствами, а вторая лишь 18. В этой связи важно сделать акцент на том, что Резолюция9 4 , дополнившая ряд основополагающих конвенций МОТ Конвенциями № 155 и № 187, была принята Международной конференцией труда только в 2022 году. Исходя из этого, представляется возможным считать, что по прошествии определенного времени показатель их ратификаций африканскими государствами вырастет по аналогии с отмеченными ранее фактами признания ими международных обязательств по другим основополагающим конвенциям МОТ.

Следует отметить, что некоторые африканские государства уже приняли международные обязательства по всем десяти основополагающим конвенциям МОТ. В их числе, например, Замбия, Кот-д’Ивуар, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне. В этой связи интересно отметить, что по состоянию на май 2025 г. 42 государства-члена МОТ, включая Российскую Федерацию, несут междуна- родные обязательства по всем десяти основополагающим конвенциям10. Из этого следует, что 28,6 % их числа составляют африканские государства.

Сделаем акцент на том, что многие из основополагающих конвенций МОТ вовсе не ратифицированы рядом экономически развитых государств. Так, например, США несут международные обязательства лишь по двум основополагающим конвенциям (№ 105 и № 182). Семь основополагающих конвенций ратифицированы, в частности, Новой Зеландией. По восьми основополагающим конвенциям несут международные обязательства, например, Израиль, Швейцария, Япония. Девять основополагающих конвенций ратифицированы, в частности, Хорватией и Южной Кореей. Представляется, что такое положение дел свидетельствует о направленности политики африканских государств на уважительное отношение к международным трудовым стандартам.

В 2014 г. был принят Протокол к Конвенции 1930 г. о принудительном труде11 2 (далее – Протокол), который МОТ, наряду с обозначенными выше конвенциями, относит к числу основополагающих инструментов. Данный документ требует от ратифицировавших его государств принятия эффективных мер по предупреждению принудительного труда, защите жертв и обеспечению им доступа к правосудию. Протокол дополняет Конвенцию № 29, поэтому его ратификация возможна только государствами-членами МОТ, принявшими международные обязательства согласно обозначенной конвенции [4, с. 4]. По состоянию на май 2025 г. Протокол ратифицирован 61 государством-членом МОТ, из которых 14 – африканские страны. В их число вошли, в частности, Джибути, Зимбабве, Коморы, Кот-д'Ивуар, Лесото, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Судан, Сьерра-Леоне.

Наряду с основополагающими конвенциями и Протоколом, отдельную группу конвенций в МОТ составляют приоритетные, выделенные Административным советом МОТ в целях стимулирования их ратификации государствами ввиду особой важности данных документов для функционирования системы международных трудовых норм [5, с. 29–30]. В число данных актов входят четыре конвенции, сгруппированные по таким сферам, как: а) государственная политика в сфере занятости12; б) организация и деятельность инспекции тру-да132; в) трехсторонние консультации143.

В сравнении с обозначенными выше сведениями по ратификации государствами Африки основополагающих конвенций МОТ, ситуация, связанная с признанием международных обязательств по приоритетным конвенциям, выглядит менее позитивно. Среди приоритетных конвенций нет тех, которые были бы ратифицированы всеми африканскими государствами-членами МОТ, а четыре из них (Гамбия, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Южный Судан) и вовсе не приняли международные обязательства ни по одному из этих актов. В это же время отдельные государства Африки ратифицировали все приоритетные конвенции МОТ. В их числе, например, Буркина-Фасо, Замбия, Мадагаскар, Марокко, Того. Отталкиваясь от того, что 45 государств-членов МОТ приняли международные обязательства по всем четырем приоритетным конвенциям, можно отметить, что 11,1 % из них – это африканские государства.

Таким образом, государством Африки, ратифицировавшим все основополагающие конвенции и Протокол, а также все приоритетные конвенции, можно назвать лишь островное государство у юго-восточного африканского побережья – Мадагаскар. Вместе с тем, данная страна не является лидирующей по принятию международных обязательств в рамках МОТ в целом. Так, среди африканских государств наибольшее число ратификаций юридически обязывающих документов, принятых в рамках МОТ, имеет Джибути (ратифицированы 68 конвенций и Протокол, из которых в настоящее время 50 имеют юридическую силу). По данным показателям Джибути опережает ряд европейских государств, например, Австрию (ратифицированы 55 конвенций и Протокол, из которых в настоящее время 44 имеют юридическую силу), Исландию (ратифицированы 26 конвенций и Протокол, из которых в настоящее время 23 имеют юридическую силу) и др. В это же время, наименьшее число ратификаций таких документов мы встретим у Занзибара (ратифицированы 5 конвенций, из которых в настоящее время 1 имеет юридическую силу), входящего в состав Танзании, однако имеющего индивидуальное членство в МОТ.

Заключение. В завершение, сформулируем основные выводы, полученные по итогам проведения данного исследования. Африканский континент включает в себя 54 независимых государства, все из которых являются членами МОТ. Вместе с тем, у каждой из этих стран свой объем принятых международных обязательств в сфере труда.

Пять основополагающих конвенций МОТ из десяти ратифицированы 54 государствами Африки, а Протокол, который также относится к числу основополагающих инструментов ратифицирован лишь 14 африканскими государствами. Среди приоритетных конвенций нет тех, которые были бы ратифицированы всеми африканскими государствами, а четыре из них и вовсе не приняли международные обязательства ни по одному из этих актов. В это же время, пять государств Африки ратифицировали все приоритетные конвенции МОТ.

Единственным африканским государством, являющимся членом МОТ, которым ратифицированы все основополагающие конвенции и Протокол, а также все приоритетные конвенции, является Мадагаскар. Вместе с тем, наибольшее число ратификаций юридически обязывающих документов, принятых в рамках МОТ, имеет Джибути. Наименьшее же число ратификаций таких документов есть у Занзибара, входящего в состав Танзании, однако имеющего индивидуальное членство в МОТ.