Международные стандарты оценки капитала банка и возможности их использования в отечественной практике

Автор: Аброкова Л.С.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 12-1 (31), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы определения оценки достаточности капитала банка. Приводится деятельность Базельского комитет по банковскому надзору. Исследуется процесс внедрения новых стандартов банковской деятельности в отечественную практику.

Достаточность капитала банка, "базель i", "базель ii", "базель iii", минимальные требования к капиталу, надзорный процесс, рыночная дисциплина

Короткий адрес: https://sciup.org/140117197

IDR: 140117197

Текст научной статьи Международные стандарты оценки капитала банка и возможности их использования в отечественной практике

Проблема определения достаточности капитала банка на протяжении длительного времени является предметом научных исследований и споров между банками и регулирующими органами. Банки предпочитают обходиться минимумом капитала, чтобы поднять показатели прибыльности и роста активов; банковские контролеры требуют большого капитала для снижения риска банкротства. Одновременно высказывается мнение, что банкротства вызваны плохим управлением и хорошо управляемые банки могут существовать и с низкими нормами капитала.

Точно определить объем капитала, которым должен располагать банк или банковская система в целом, трудно, но он должен быть достаточным для выполнения уже рассмотренных функций поддержания доверия вкладчиков и органов контроля. В связи с этим является капитал банка адекватным или нет, зависит от качества его активов, качества управления, политики в области деятельности и суммы рисков, которые несет банк.

В течение длительного времени коммерческие банки и общество стремились выработать систему нормативов, которые можно было бы применять при проверке достаточности капитала банка или банковской системы в целом. В 1974 году по инициативе президентов центральных банков стран G10 был создан Базельский комитет по банковскому надзору, призванный решить проблему надежности банковских систем через внедрение единых стандартов в сфере банковского надзора. [1]

«Базель I». Первый пакет рекомендаций был разработан в 1988 году и получил название «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала» или просто «Базель I». В документе была представлена методология расчета показателя достаточности банковского капитала в зависимости от качества и степени риска банковских активов (взвешивание активов производится по финансовой шкале, определенной Базельским комитетом). Минимальный размер показателя, определяемого как отношение собственного капитала к активам, ранжированным по риску. Также, соглашение устанавливало разделение банковского капитала на два уровня – Tier I и Tier II. Первый вид капитала включал наиболее устойчивые элементы (акции, нераспределенная прибыль и т.д.), а ко второму были отнесены менее надежные статьи. Капитал банков должен составлять не менее 8% от активов, взвешенных по уровню риска (основной капитал не менее 4 %). При это капитал второго уровня должен быть меньше 50% капитала первого уровня.

«Базель II» получил название «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы», не отменяет предыдущее соглашение, а лишь дополняет его. Он был разделен на 3 основных компонента:

  •    Компонент 1 – Минимальные требования к капиталу – в отличие от «Базель I», в «Базель II» в расчет принимаются три вида риска: кредитный, рыночный и операционный. Основная часть документа представляет собой методы расчета кредитного риска и предлагает два подхода: стандартизированный (взвешивание кредитных требований на коэффициент, присваиваемый заемщику в зависимости от внешнего кредитного рейтинга) и, так называемый, продвинутый подход – IRB Approach (допускающий использование внутренних моделей банка, соответствующих требованиям «Базель II»);

  •    Компонент 2 – Надзорный процесс – определяет основные принципы и рекомендации по организации системы управления рисками в кредитных организациях и требования к надзорному процессу. В нем рассмотрены вопросы прозрачности и отчетности перед надзором банков, включая предложения, касающиеся трактовки процентного риска в банковском портфеле, кредитного риска (стресс-тестирование, определение дефолта, остаточный риск и риск концентрации кредитов), операционного риска, а также секьюритизации, определение дефолта, остаточный риск и риск концентрации кредитов), операционного риска, роста трансграничных взаимодействий, а также секьюритизации [3].

  •    Компонент 3 – Рыночная дисциплина — дополняет минимальные требования к капиталу (Компонент 1) и надзорный процесс (Компонент 2). Для стимулирования рыночной дисциплины Базельский комитет ужесточил требования по раскрытию информации для банков, чтобы обеспечить максимальную прозрачность банковской деятельности, открытию применяемой банком методологии оценки рисков.

«Базель III». В 2010-2011 годах было разработано и утверждено третье Базельское соглашение. Его основными целями являются повышения требований к капиталу и ликвидности банков, а также снижение риска передачи проблем банковского сектора в реальную экономику. Требования «Базель III» увеличивают ответственность финансовых посредников, активно действующих на международных рынках денег и капиталов за возможные финансовые риски. [2]

В России процесс введения «Базель III» начался 01 января 2014 года. Таким образом, внедрение новых стандартов банковской деятельности было синхронизировано с Европейским союзом и США.

На данный момент требования, установленные Банком России почти соответствуют требованиям «Базель III». Принятие Банком России требований «Базель III» имеет ряд характерных особенностей:

  • ^    Банк России допускает включение определенных видов привилегированных акций в расчет базового капитала кредитной организации, в то время как в соответствии с требованиями Базеля III привилегированные акции не учитываются при расчете данного показателя;

  • ^    Согласно требованиям Банка России определенные виды субординированных кредитов и привилегированных акций подлежат амортизации в течение последующих 10 лет (размер ежегодных амортизационных отчислений составляет 10%).

В связи с принятием нового стандарта у многих российских банков возникли проблемы с осуществлением перехода на него. За 2014 год количество действующих кредитных организаций уменьшилось на 9%. Причиной тому было нарушение обязательных нормативов. Некоторые этих из банков находятся на стадии санации, у остальных же были вовсе отозваны лицензии. Очевидно, что не все банки смогут выдержать давления и уйдут с рынка из-за снижения прибылей, высоких затрат на внедрения, а также невозможности соблюдать новые требования. Однако, основной целью внедрения «Базель III» является укрепление имиджа

России как страны с развитыми рыночными отношениями и устойчивой банковской системой.[4]

Таким образом, переход к Базельским стандартам банковской деятельности позволит кредитным организациям страны стать полноправными участниками рынка международных банковских операций, а также укрепит доверие иностранных инвесторов, тем самым ускорив процесс интеграции России в международное сообщество. В связи с этим будут созданы финансовые условия укрепления международного статуса российского рубля и перехода страны к устойчивому экономическому развитию инновационного типа.

Список литературы Международные стандарты оценки капитала банка и возможности их использования в отечественной практике

  • Буздова Э.С. Сущность и специфика системы управления качеством услуг. «Экономика и социум» №4(13) 2014. С.900-903.
  • Дышекова А.А. Инновации как фактор конкурентоспособности коммерческих банков в сборнике: современные аспекты глобализации экономических процессов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 25.
  • Казова З.М. Зарубежный и российский опыт инвестиционной деятельности коммерческих банков. Экономика и социум. 2014. № 4-3(13). С. 262-265.
  • Казова З.М. Основные тенденции и проблемы развития банковской системы России в сборнике: Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики. Сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 61-63.
Статья научная