Международный форум дизайна и архитектуры в Тольятти
Автор: Махаев В.Б., Борисова М.А.
Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu
Рубрика: Хроника. Рецензии. Обзоры
Статья в выпуске: 4, 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14719142
IDR: 14719142
Текст краткого сообщения Международный форум дизайна и архитектуры в Тольятти
Дизайн активно вторгается в нашу жизнь, во многом определяя развитие промышленного производства и характер потребления, социальные коммуникации и пространство жизнедеятельности в целом. Выйдя далеко за пределы быта, рекламы и сервиса, дизайн становится критерием благосостояния современного общества. Для формирования полноценной среды обитания в России привлекаются все больше дизайнеров и архитекторов, но все же состояние этой важной сферы и подготовка специалистов пока остаются острыми проблемами, актуальными даже для мест, в прошлом интересных в архитектурном отношении, где немало высококлассных специалистов. Таким примером является Тольятти. Не надо доказывать, что АвтоВАЗ кардинально изменил представления советских людей об отечественном автопроме. В 1973 г. автор генерального плана Тольятти Борис Рубанен-ко получил Государственную премию в области архитектуры. Не зря автоград на Волге считался образцовым городом эпохи развитого социализма.
Славная брежневская эпоха давно завершилась. Сегодня город с 670-тысячным населением испытывает массу социальных и иных проблем. Нищете, преступности и наркомании соответствует жуткий «архитектурный фон»: износившаяся типовая застройка, захламленная убогой рекламой. Такой город хочется возненавидеть как безнадежную среду обитания, а можно собрать всех творческих горожан и заложить New city — виртуальный город будущего.
На это масштабное мероприятие — Международный форум дизайна и архитекту- ры — были приглашены и мы, преподаватели и студенты архитектурно-строительного факультета Мордовского университета. Форум состоялся 23—25 ноября 2007 г. Он собрал специалистов из России, Германии, Испании, Голландии, Великобритании, Швейцарии и Китая. Учредителем форума выступил Тольят- . тинский госуниверснтет при поддержке Минэкономразвития РФ, а кураторами спецпро-ектов — московский Центр современной архитектуры, Высшая школа экономики и Союз архитекторов РФ. Трехдневная программа форума была чрезвычайно насыщенной и адресовалась как профессионалам, так и студентам архитектурно-дизайнерских специальностей. Лекции крупных специалистов чередовались с дискуссиями, показы проектов — с мастер-классами и демонстрацией видеоарта. Региональный центр дизайна, основанный на форуме в Тольятти, в дальнейшем мыслится инструментом комплексного развития города.
Главный архитектор Барселоны Хосе Асе-бильо рассказал о генеральном плане всемирно известного города. Оказалось, что при развитом капитализме город застраивается не хаотично, а планомерно и системно, чем разительно отличается от наших городов. Директор Баухауз (Германия) профессор Омар . Акбар представил последние проекты, выполненные во всемирно известном архитектурном вузе. Проблемы бразильского Рио-де-Жанейро, боснийского Мостара, китайского Чиндао и немецкого Галле не схожи между собой, но для каждого города специалисты Баухауз разрабатывают чрезвычайно оригинальные проекты. Консультант Британского совета по дизайну Антония Вард рассказала об эволю- ции дизайна в Соединенном Королевстве, а директор консалтингового агентства Том Флеминг — о новых принципах европейского дизайна. Особый интерес в Тольятти вызвал доклад Клауса Хоманна — начальника отдела автомобильного концерна «Фольксваген», который выстроил в Вольфсбурге идеальный автоград XXI в. — зеркальное отражение деградировавшего русского автограда.
Не менее интересными были выступления московских специалистов. Директор московского Центра современной архитектуры Ирина Коробьина прочла популярную лекцию о московской архитектуре «эпохи Лужкова». Два следующих доклада были остропроблемными. Директор Центра системного проектирования и дизайна при Высшей школе экономики Андрей Живайкин представил концепцию дизайна в современной России. Докладчик привел красноречивые цифры. В России на 10 тыс. горожан приходится один архитектор, а в странах Запада — десять. В Великобритании сегодня работают 185,5 тыс. дизайнеров (в 10 раз больше, чем в России). Если вузы Великобритании ежегодно выпускают 25 тыс. дизайнеров, Южной Кореи — 28 тыс., Италии — 22 тыс., то современной России ежегодно требуется не менее 30 тыс. молодых специалистов. Это в 6 раз больше, чем страна получает сегодня.
Директор московского фонда «Градообразующие реформы» Александр Высоковский проанализировал отечественный дизайн как составляющую экономики государственного капитализма. Дизайн и архитектура находятся в зоне столкновения интересов проектировщика, заказчика, девелопера, власти и общества. Так как все субъекты процесса находятся в стадии становления, их отношения носят нередко антагонистический характер. В итоге вопрос проектирования и строительства решает не профессионал или представители гражданского общества (как на Западе), а власть, купленная бизнесом и эстетически не слишком компетентная. Диалога сторон не получается, стратегии развития не выстраиваются, гармоничная среда не формируется.
Сложность проблем, которые обсуждались на «круглых столах» интеллектуалами, легко могла отпугнуть молодежь. Действительно, если взрослые не могут решить вопрос, что такое дизайн и кому он нужен, то стоило ли посвящать жизнь этой непредсказуемой профессии? Но не тут-то было! Судя по всему, молодое поколение строит далеко идущие планы. Самоуверенные студенты убеждены, что сразу же после окончания вуза они будут активно и по западным стандартам (за хорошее вознаграждение) преобразовывать всю ту чудовищную среду, которая досталась им в наследство от старшего поколения.
Если сложность проблем нагоняла на неокрепшие умы ужас, можно было зайти в кинолекторий, где нон-стоп крутились фильмы о западных знаменитостях — Фостере, Калатраве, Гери, Колхаасе, Хадид. Радовали взор и выставленные проекты. Среди них не было глобальных и концептуальных работ (в советское время их делали, потому что грезили о светлом будущем, а сегодня творчество стало не мечтой, а бизнесом). Модные московские архитекторы развесили свои бренды. Китаец Гари Чанг показал, как можно работать с искусственным светом в минималистской среде. Нижегородский фестиваль дизайна «Стрелка», новосибирский архитектурный фестиваль «Золотая капитель» и екатеринбургский конкурс автомобильного дизайна «Автомания» показали лучшие работы 2007 г. Мы познакомились с работами профессиональных архитекторов из Тольятти и Самары. Было очень приятно увидеть среди новейших достижений зодчества работу саранского дизайнера Ивана Щанкина — интерьер Мордовского национального театра.
Особо хочется отметить студенческие работы, которые экспонировались в Новом городе в «Галерее искусств». Архитектурные и дизайнерские проекты выставили на конкурс «Арбуз 06/07» студенты Тольяттинского государственного университета. Тольяттинской академии управления. Тольяттинского университета сервиса. Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Эффектно поданные планшеты выглядели как яркие пижонские пятна среди серой убогости центрального выставочного зала. Молодые архитекторы предложили реконструкцию центрального района Тольятти — парка, краеведческого музея и площади у филармонии. В интерьере кафе «Windows» Алисы Присяжнюк особенность заключается в проекции на стену интернет-сайтов. Проект кафе «Аквариум» Сергея Булдыгина примечателен композицией и конструкцией, хотя в нем присутствуют вроде бы привычные соединения стекла, бетона, дерева и зелени (кажется, это зовется деконструктивизмом). В проектах доминируют металл и стекло. Смелые конструкции и никаких украшений. Облик надменный и холодный: хай-тек и на Волге такой же фригидный, как и повсюду. А как иначе? Время диктует жестокие правила выживания, которые просто не могут найти выражение в изнеженной пластике.
Мастер-классы проводили голландцы. Студентов было много (как и у нас, в основном на архитекторов и дизайнеров учатся симпатичные девушки). Фотограф Ине Ла-мерс и архитектор Роб де Фрей продемонстрировали, как можно небанально снимать современный город и горожан. Они фото графировали Тольятти в межсезонье, когда обнажается городской скелет и город становится болезненно беззащитным, особенно неуютным. Затем Роб де Фрей попросил студентов разбиться па бригады и выполнить эскиз реконструкции стоящего неподалеку типового дома и тщательно проанализировал каждую работу. Нам запомнился проект, в котором из заурядного городского дома сделали инкубатор земледельцев. На балконах устроены мини-огороды, где дети приучаются к крестьянскому труду. Вот этого — курятников на лоджиях и колосящихся крыш — нам действительно в городах не хватает! «Я заберу эскизы с собой, дома еще раз присмотрюсь к ним!» — заключил изумленный архитектор. Известному мастеру есть о чем подумать. И нам тоже...

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ РОССИЙСКИХ СТОЛИЦ. МОСКВА
(рец. на одноименную монографию В. Ф. Вавилина, В. А. Моисеенко и В. В. Вавилина. Саранск, 2007)
Рост гражданского самосознания россиян, формирование истинного патриотизма в среде подрастающего поколения немыслимы без уважения и знания доставшегося нам от предков культурного наследия, в частности, памятников архитектуры. Поскольку значительная часть последних сосредоточена именно в Москве, данная монография, наряду с научной и познавательной функциями, выполняет также важную общественно-государственную миссию.
Данная книга может играть и роль путеводителя по архитектурным достопримечательностям столицы: столь обширный круг объектов в ней рассматривается. Поэтому особый интерес представляет тот принцип упорядочения множества архитектурных памятников, который избрали авторы книги.
Принцип достаточно оригинален. Авторы спроецировали типологию столичных построек на хронологию появления у Москвы соответствующих градообразующих функций — оборонительной, функции религиозного центра, столичного города, культурного и научного центра, транспортного, промышленного, торгового и финансового центра, туристического, идеологического, спортивного центра. После этого оказалось возможным логично упорядочить рассматриваемые объекты в соответствии с их типологией: фортификационные сооружения — монастыри — храмы — каменные палаты и дворцы XV—XVII вв. —