Международный терроризм как глобальная угроза
Автор: Егоров Константин Юрьевич
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Безопасность
Статья в выпуске: 6, 2008 года.
Бесплатный доступ
Достижение необходимого уровня безопасности любого общества и государства требует «видеть» одновременно и в комплексе все угрозы (реальные и потенциальные) его жизненно важным интересам. В общей совокупности глобальных угроз можно выделить угрозы природного, антропогенного и цивилизационного (социального) характера. В число последних входит и угроза международного терроризма
Короткий адрес: https://sciup.org/170164464
IDR: 170164464
Текст обзорной статьи Международный терроризм как глобальная угроза
С егодня международный терроризм официально признан всем мировым сообществом одной из наиболее важных глобальных угроз современности наряду с угрозой ядерной войны и экологической катастрофой. Ч-то характеризует сегодня международный терроризм как глобальную проблему современности?
Во-первых, все расширяющиеся масштабы и география деятельности террористических организаций в мире. Сегодня международный терроризм дает о себе знать практически во всех уголках земного шара. Но особенно выпукло он проявляется на так называемой «дуге нестабильности», которая простирается от Индонезии до Косово через Центральную А-зию, Индостанский субконтинент и Кавказ. Только на территории А-фганистана объединенными усилиями международных террористов развернута сеть из 28 лагерей по подготовке боевиков – выходцев с Северного Кавказа, государств Центральной А-зии, Китая, наемников из стран Б-лижнего Востока, Северной А-фрики и даже США-. За период с середины 1990-х гг. и по 2001 г. только на базах «А-ль-Каиды» в А-фганистане, Йемене, Судане и других странах было подготовлено, по разным данным, от 20 до 1000 тыс. боевиков, так или иначе поддерживающих связи с отдельными узлами глобальной террористической сети1. Ныне филиалы «А-ль-Каиды», по некоторым данным, находятся более чем в 60 странах мира2. Террористические организации разбросаны по всему миру. Но если в рамках модели централизованной и иерархической террористической организации начала второй половины ХХ в. можно было говорить о функционировании террористического подполья и более умеренного (менее радикального) крыла, призванного представлять артикулированные идеи своим правительственным субъектам (Ирландская республиканская армия, баскские сепаратисты и т.д.), то сегодня сфера их деятельности значительно расширилась: те же ирландские террористы все чаще устраивают взрывы не в конфликтном Б-елфасте, а в центре Лондона (2005 г.), баскские террористы все чаще угрожают Франции, исламские сепаратисты действуют не только в Палестине, но и в Нью-Йорке, а чеченские боевики устраивают взрывы далеко за пределами Северного Кавказа.
ЕГОРОВ Константин
Юрьевич – Московский государственный областной университет
Следует особо подчеркнуть, что сеть воинствующих террористических исламских группировок и организаций рассыпана и по территории многих западных государств, о чем свидетельствуют конкретные факты. К примеру, в 1994 г. на территории Б-ельгии властями б ыл обнаружен большой тайный склад оружия, пред-
-
1 Соловьев Э. Г. Трансформация террористических организаций в условиях гло-бализации.М. : ЛЕ-НА-НД, 2006, стр. 25–26
-
2 Ayman Al-Zawahiri. Knights Under the Profet`s Banner. Цит. по: Foreign Affairs. 2005. Vol. 84. №1. Р-. 150
назначавшегося, по всей видимости, для Фронта спасения ислама (ФСИ), в задачи которого входит свержение правительства в А-лжире. Германия также стала одним из эпицентров деятельности воинствующих мусульман в Е-вропе. На ее территории имеются не только организации, связанные с террористическими группировками иранских шиитов и моджахедов-суннитов, но и те, которые служат базой для третьего крыла террористического движения воинствующего ислама – фанатичного турецкого исламизма, который имеет опору среди двухмиллионной турецкой общины в Германии. Да и в самой Турции в последнее время участились террористические акты, совершаемые исламистами, не говоря уже о затяжной борьбе Турции с террористической Курдской рабочей партией (КР-П), спонсируемой Сирией. Исключительно большое влияние имеет А-ссоциация за новое мировоззрение в Е-вропе (AMGT), которая является европейским ответвлением Турецкой партии за улучшение социально-бытовых условий (RP), выступающей за распространение власти ислама на весь мир. AMGT имеет 400 отделений в Е-вропе и насчитывает 30 тыс. членов.
По мнению автора, важной особенностью расширения географии терроризма является увеличение численности так называемых «неканонических мусульман», то есть лиц из числа европейцев и американцев, принявших ислам и ставших на путь борьбы с Западом. Они употребляют алкоголь и едят свинину, но «А-ль-Каида» принимает их, поскольку они приняли ислам тайно, восприняли философию «А-ль-Каиды» и готовы использовать оружие. По различным оценкам, новообращенные составляют от 3 до 8% численности международных террористических организаций. По мнению международных экспертов, примерно 80% «новых мусульман», примкнувших к террористическим структурам, ранее арестовывались за совершение различных преступлений или имели криминальный опыт. А-бсолютная часть из них не была удовлетворена состоянием современного общества и стремилась найти путь для его измененияпослесменывероисповедания. В исламе они видели среду, готовую принять их, чтобы начать новую жизнь. Здесь нужно иметь ввиду, что лидеры исламского фундаментализма, в том числе бен
Ладен, видят в неофитах мусульманства особо мощное оружие, поскольку новые адепты всех религий, как правило, отличаются повышенной нетерпимостью к иным взглядам, они более радикальны и жертвенны. «Новых мусульман», вставших на путь террора, уже арестовывали в США-, Великобритании, Франции, Нидерландах, Германии, А-встралии, Б-ельгии, Испании, Швейцарии, Индии. Б-ольшинство зарубежных экспертов склоняются к мнению, что «новые мусульмане» все чаще будут вовлекаться в террористические акты1.
Во-вторых, международный терроризм как глобальную проблему современности характеризует все усиливающийся политический и религиозный экстремизм. Политический экстремизм предполагает выработку и распространение взглядов и концепций, оправдывающих применение насилия для достижения различных политических целей, формирование политизированных структур для осуществления насильственных актов и саму практику их использования для решения тех или иных задач политической борьбы. Деятельность террористических организаций, как правило, имеет своей целью не просто обострение и дестабилизацию обстановки в том или ином районе во имя решения каких-то локальных задач, а в конечном счете – захват или передел власти, территориальный передел, насильственное изменение конституционного строя и государственного устройства в тех или иных странах в соответствии с собственными представлениями и на своих условиях. Объектами международного терроризма как формы проявления политического экстремизма нередко выступают иностранные государства и их организации, иностранные граждане, международный правопорядок и безопасность. Наиболее ярким примером этого являются события 11 сентября 2001 г. в США-.
Современная практика международного терроризма как политического экстремизма характеризуется широким применением его особо острых насильственных уголовно-наказуемых форм и методов (уничтожение и устрашение политических противников, разрушение их политических структур и материальных объектов и т.п.), что наблюдается практически во всех районах мира и стало отличительной особенностью политической обстановки и в странах СНГ.
Вплотную к политическому экстремизму примыкает экстремизм религиозный – приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Современный религиозный экстремизм (исламский в форме ваххабизма) поставил цель – создание государства, не признающего границ между мусульманскими странами, что напрямую означает его тесную связь с политикой и национализмом; поэтому часто в научной литературе используется термин «религиозно-политический экстремизм».
Особенность религиозного экстремизма заключается в том, что, призывая вернуться к традиции доминирования религии в жизни общества, он является современным проектом построения «нового мирового порядка», основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Сторонники религиознополитического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного. Конфронтация с государственными институтами – норма и стиль их поведения. Принципы «золотой середины» и требования «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», являющиеся основополагающими для мировых религий, отвергаются ими. В их арсенале главными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.
В-третьих, при характеристике международного терроризма как глобальной угрозы нельзя забывать о его расширяющейся связи с международными, локальными, национальными и этническими конфликтами.
Р-асширение масштабов терроризма в значительной степени обусловлено ростом в мире межцивилизационных и социально-экономических противоречий, противостоянием между развитым Севером и отстающим в развитии Югом, усилением маргинального экстремизма.
Двухполярный в недавнем прошлом мир вошел в период крайней нестабильности, неопределенности и пониженной безопасности. Механизмы государственного, регионального и международного контроля все чаще дают сбои. Не случайно на нынешнем этапе возрастает многообразие террористической деятельности, которая все больше увязывается с межнациональными и межконфессиональными конфликтами, сепаратистскими и так называемыми освободительными движениями. Терроризм обычно находит для себя почву там, где появляются геополитические пустоты, горячие точки, где ослаблена власть, где слабеют или вообще исчезают государственные и международные механизмы политического и правового регулирования развития общества и разрешения возникающих при этом противоречий и конфликтов. Государства, занятые разрешением внутренних конфликтов и борьбой с терроризмом, становятся уязвимыми со стороны внешнего окружения – всегда находятся внешние силы, желающие использовать чрезвычайно сложную внутреннюю ситуацию исключительно в своих целях. Горячие точки, по мнению специалистов, – наиболее благоприятные условия для деятельности террористов. Во многом их активность связана с попыткой экспорта радикального ислама, в частности, ваххабизма именно в те регионы, где имеется для этого благоприятная почва: ослаблена центральная власть, царит нужда, безработица, экономический упадок.
В новейшей истории имеется немало примеров того, как даже ведущие государства мира не гнушались контактов с террористическими группировками и экстремистскими организациями, используя их деятельность в своих целях. Никакие их заявления в защиту прав человека (реально – террористов и убийц), призывы к разрешению конфликтных ситуаций политическими средствами, никакие усилия известных международных организаций типа ПА-СЕ- или ОБ-СЕ-, направленные на лишение государств, ведущих борьбу с терроризмом и экстремизмом, права на обеспечение национальной безопасности не могут скрыть того факта, что здесь присутствует двойной стандарт.
Это можно наблюдать на примерах событий последних 20 лет в А-фганистане и развития обстановки на российском
Северном Кавказе. Масштабная поддержка, оказанная Западом через Пакистан и некоторые радикальные исламские режимы антиправительственным экстремистским группировкам афганской оппозиции в 80-е гг. прошлого столетия, дорого обошлась Советскому Союзу. Однако недальновидность западных стратегов, видевших только ближайшую цель своей политики в А-фганистане, в итоге привела к тому, что сегодня уже США- и их ближайшие союзники не всегда знают, как ликвидировать опасный источник терроризма и наркобизнеса, созданный фактически их же руками на афганской территории. Нередко они не хотят его окончательной ликвидации в расчете на то, что он еще может потребоваться в той геополитической игре, которая продолжается к югу от российских границ.
В-четвертых, международный терроризм как глобальная проблема современности характеризуется еще одним – самым гнусным – проявлением: стремлением сделать бизнес на торговле людьми в целях использования рабского труда и сексуального рабства.
В ежегодных докладах о торговле людьми Государственного департамента США-отмечается, что из примерно 600–800 тыс. человек, которые каждый год становятся жертвами международных торговцев людьми, 80% составляют женщины и девочки и до 50% – несовершеннолетние. Б-ольшинство этих жертв попадает в коммерческую сексуальную эксплуатацию (эти цифры не включают в себя миллионы людей во всем мире, которые становятся объектом торговли внутри стран их проживания). По оценкам Международной организации труда (МОТ), жертвами принудительного труда, труда по долговым обязательствам, принудительного детского труда и сексуальной эксплуатации в любой момент времени являются 12,3 млн. человек; по другим оценкам, их насчитывается от 4 млн. до 27 млн. В эти цифры не входят похищения людей в целях последующего шантажа родственников или официальных органов и получения значительного денежного выкупа.
Р-оссия является страной-источником, страной транзита и страной назначения для мужчин, женщин и детей, продаваемых с различными целями. Она остается значительным источником женщин, продаваемых более чем в 50 стран для коммер- ческой сексуальной эксплуатации. На российском Дальнем Востоке мужчин и женщин продают в Китай, Японию и Южную Корею и для принудительного труда, и для сексуальной эксплуатации. Р-оссия также является страной транзита и назначения для мужчин и женщин, переправляемых из Центральной А-зии, Восточной Е-вропы, включая Украину, из Северной Кореи в Центральную и Западную Е-вропу и на Б-лижний Восток в целях принудительного труда и сексуальной эксплуатации. Насилие (физическое и психологическое) и запугивание, которые характерны для кабальных условий труда, приводят к тому, что жертвы часто отказываются идентифицировать себя как жертвы. Жертвам обычно внушают, что они должны опасаться правоохранительных органов и неправительственных организаций.
Прибыли от торговли людьми подпитывают другие виды преступной деятельности. Она тесно связана с отмыванием денег, наркобизнесом, подделкой документов и контрабандой людей. В частности, только в Ч-еченской Р-еспублике в 2007 г., по данным республиканской прокуратуры, в списках похищенных числилось 274 человека. За весь период контртеррористической операции в Ч-ечне органы прокуратуры возбудили и расследовали 2018 уголовных дел о похищениях 2816 человек (из них только 542 найдены либо вернулись домой)1.
Таким образом, продолжающаяся в последние десятилетия эскалация террористической деятельности, расширение ее географии, форм и методов проявления и борьбы, возрастание численности и изощренности террористических актов все более говорят о том, что международный терроризм становится интернациональным и приобретает глобальный характер. От вспышек терроризма не застрахованы ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством. Продолжающиеся процессы глобализации, изменяющие характер современного мироустройства, появление новых глобальных средств и систем связи и информации снижают значимость государственных границ и иных традиционных средств защиты от т ерроризма.