Межэтническая и межконфессиональная толерантность в местном сообществе
Автор: Гафиятов Ильгиз Зиниятуллович, Хайдаров Рамис Рамилович, Махмутова Чулпан Наилевна
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Этносы и конфессии
Статья в выпуске: 7, 2010 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются проблемы толерантности, оценивается влияние межэтнических браков и религиозной идентичности на межнациональные отношения в местном сообществе.
Толерантность, межнациональные отношения, межнациональные браки, религиозная идентичность
Короткий адрес: https://sciup.org/170165447
IDR: 170165447
Текст научной статьи Межэтническая и межконфессиональная толерантность в местном сообществе
ГАФИЯТОВ Ильгиз
ХАЙДАРОВ Рамис
Рамилович – к.соц.н., заместитель директора по научной работе Нижнекамского института информационных технологий и телекоммуникаций КГТУ им.
МАХМУТОВА Чулпан
Наилевна – начальник отдела по связям с общественными формированиями и национальным вопросам исполкома Нижнекамского муниципального района РТ
Специальные исследования показывают, что для успешной межкультурной интеграции в иной этнокультурной и географической среде необходимым условием выступает этническая толерантность в сфере межкультурного взаимодействия, позитивное восприятие своей и соседствующей этнических групп. Толерантность – это готовность принять «других» такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия. В 1995 г. ООН приняла декларацию принципов толерантности, где в качестве одного из принципов зафиксирована готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, национальности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
В 2008–2009 гг. было проведено социологическое исследование проблем гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в местном сообществе г. Нижнекамска Р-еспублики Татарстан. В ходе исследования диагностировались: восприятие и оценка населением состояния межнациональных и межконфессиональных отношений в местном сообществе; тенденции их развития; факторы, влияющие на их состояние; реальное место и роль этнокультурных объединений города в структуре этноконфессиональ-ного пространства.
В соответствии с модифицированной шкалой Б-агардуса были измерены межэтнические установки, выяснилась готовность респондентов «принять человека иной национальности, как: гражданина государства, делового партнера, коллеги по работе, соседа, друга, члена семьи». В проведенном исследовании 86,4% опрошенных «хотели бы иметь контакты в качестве соседа, коллеги», т.е. имеют толерантные установки. «Не желают работать, общаться с представителями другой национальности», т.е. имеют интолерантные установки – 5,3%, скорее не готовы к таким контактам – 8,3% горожан. По сравнению с исследованиями ноября 2008 г. количество желающих иметь контакты с представителями другой национальности увеличилось на 3,4%. «Заключить межнациональные браки» или «быть готовыми к тому, чтобы их дети вступили в межнациональные браки» в 2008 г. согласились 43% жителей Нижнекамска, 49% выступили против таких браков. В 2009 г. согласились 49% горожан, 51% высказались против таких браков.
Как отмечает Л.М. Дробижева, доля людей в Р-еспублике Татарстан, у которых присутствуют совмещенные интоле-рантные установки, не превышает 10%, дружить с людьми другой национальности готовы от 70 до 80%, почти половина представителей и той и другой национальности отдает предпочтение внутринациональным бракам1. В Р-еспублике Татарстан национальные браки широко распространены. Так, в 2007 г. количество межнациональных браков составило 22% от общего числа браков. Межнациональные браки, когда не придается значения национальности и вероисповеданию человека при выборе брачного партнера, считаются наиболее чутким индикатором межэтнических отношений.
Р-аскрытию религиозной идентичности способствует представление о конфессиональной структуре населения, направленности, характере и интенсивности деятельности религиозных организаций, объединений верующих, их влиянии на окружающую социальную среду. Именно такой подход и позволяет более реально оценить состояние религиозной идентичности. Как отмечает Ж.Т. Тощенко, идентификация людей с определенной религией в любом обществе неоднозначна, в жизни она может меняться, порой даже на весьма коротком отрезке времени, под влиянием окружающей среды, общественной атмосферы, жизненных обстоятельств, идеологического воздействия и т.д.2 Поэтому религиозную идентичность можно определить через весь диапазон отношения людей к религии: от религиозности (разных форм интенсивности), через колебания в вере (неопределенность отношения к религии, индифферентность) до неверия и атеизма.
По вероисповеданию в Нижнекамске больше всего мусульман – 38,4%, православных – 34,7%, католиков – 1,8%, другого вероисповедания – 0,6%, что приблизительно соответствует национальному составу населения. При этом в Б-ога верят, но не исповедуют никакую религию 13,6% горожан. Осложняет вывод о религиозной идентичности выявленная социологами такая особенность: число людей, заявляющих о своей конфессиональной принадлежности, оказывается существенно больше тех, кто относит себя к верующим. Иначе говоря, считающих себя мусульманами и православными больше, чем верующих в А-ллаха или Христа. Этот разрыв, по данным ряда исследований, достигает 20%3. Поэтому очевидно, что в этом случае религиозная самоидентификация осуществляется не столько по принадлежности к той или иной религии, сколько на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни, в значительной мере сформировавшимися под воздействием данной религии.
А-теисты (неверующие) составляют 6% горожан. Под воздействием изменившейся ситуации, наряду с истинно верующими, появились категории примкнувших, которые причисляют себя к верующим под влиянием общественной моды. Слово «атеист» в настоящее время становится неприличным, и атеизм очищается от тех, кто считал себя ранее атеистом скорее из конформистских соображений.
В городе регулярно ходят в культовые сооружения (мечети и церкви) 7,8% горожан. Как показывают социологические исследования, доля воцерковленных людей (то есть, соблюдающих и регулярно выполняющих все религиозные предписания) не превышает 5–7% населения Р-оссии. По праздникам ходят в культовые сооружения 22,8%, от случая к случаю – 38,4%. Отметим, что 20,7% жителей города никаких религиозных обрядов не исполняют.
Соблюдают и отмечают религиозные обряды обоих супругов 34% горожан, состоящих в смешанном межэтническом браке. Соблюдают религиозные обряды только одного из супругов (православные или мусульманские) – 11,7%, неверующими являются 14,3% горожан, состоящих в межэтническом браке. Отметим, что очень высокой оказалась доля респонден- тов, которые не смогли ответить на этот вопрос (40%). Это показывает, что люди, состоящие в смешанном браке, мало задумываются об этих проблемах, что является для них положительным фактором.
Пропорциональность строительства мечетей и церквей в городе способствует созданию межконфессиональной толерантности в местном сообществе. Это создает у всех, кто живет на территории Нижнекамска, чувство общности, единства.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что этнические отношения в монопромышленном городе благоприятные, отсутствует конфликт, напряженность в межнациональных взаимоотношениях. Этнические группы имеют общие цели, интересы, взаимодействуют друг с другом. Вместе с тем благоприятные межэтнические установки и стереотипы зависят от ситуации в многонациональных молодых городах, от быстрого и высокого притока инонациональных жителей.
Депутатами Нижнекамского муниципального района были приняты план по реализации Концепции государственной национальной политики Р-еспублики Татарстан и программа по сохранению, изучению и развитию языков и культур народов, проживающих в Нижнекамском муниципальном районе, на 2008–2013 гг. Органы местного самоуправления стремятся создать оптимальные условия и механизмы для эффективного решения этнокультурных задач, нравственных и иных условий для цивилизованного развития жизни и деятельности всех народов, проживающих на территории муниципального района. В городе существуют русское, татарское, чувашское, башкирское, украинское и немецкое национальные общества, общество кряшен.
Как отмечал экс-президент Татарстана
М.Ш. Шаймиев, проявляющиеся ксенофобия, националистические и скинхедов-ские выходки, опрометчивые заявления и спорные проекты нормативно-правовых актов по национальной тематике явно не способствуют единению многонационального народа республики. Отметим, что от элиты во многом зависит регулирование толерантности в публичной сфере, межконфессиональный мир, возможность возбуждения или угасания религиозного недоверия. Особую роль на постсоветском пространстве играет наличие у этнических групп ответственной элиты, готовой к переговорному процессу и компромиссам (это имело место в Татарстане, в отличие, например, от Ч-ечни)1. В Татарстане успешно функционирует система регулирования и взаимодействия в сфере этно-конфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной и муниципальной власти, общественным этнокультурным объединениям.
В Нижнекамском муниципальном районе имеются такие ресурсы толерантности, как сохраняющиеся традиции дружбы народов, сложившиеся с начала строительства химкомбината и города. В местном сообществе имеются значительные группы толерантно настроенных жителей. Местной властью и общественными организациями накоплен позитивный потенциал этнических сообществ и опыт организации межкультурного взаимодействия различных этнонациональных групп жителей. В целом, состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в муниципальном районе характеризуется стабильностью, духом мирного взаимопонимания и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий.