Межличностные отношения в структуре деструктивной привязанности взрослых
Бесплатный доступ
В статье приводится теоретический анализ проблемы отношений взрослых с деструктивным типом привязанности. Приводятся исследования проливающие свет на особенности проявления любви и ненависти в партнерских отношениях у лиц с деструктивной привязанностью.
Привязанность, любовь, ненависть, потребность в безопасности
Короткий адрес: https://sciup.org/140286039
IDR: 140286039
Текст научной статьи Межличностные отношения в структуре деструктивной привязанности взрослых
У человека существует множество потребностей и желаний, поэтому вступая в отношения с противоположным полом он стремится все их удовлетворить с помощью партнера. Довольно часто случается так что потребности и желания бесчисленны и нередко противоречивы, из-за этого их удовлетворение становится невозможно. Вследствие чего люди склонны испытывать ярость и ненависть по отношению к партнеру, так как считают что именно по его вине так происходит. Так, по мнению Джона Боулби [1], автора теории привязанности всем нам присуще гневаться и ненавидеть наиболее любимого человека. Эти тенденции, по мнению К. Хорни [3] неизбежно приводят к утрате любви.
Психоаналитические воззрения на феномен любви включают в себя следующие аспекты:
-
1. Энергия либидо провоцирует бессознательное побуждение к любви, для чего необходим другой человек, в некоторых случаях энергия либидо реализуется в мастурбации.
-
2. Компенсация недостатка любви в детстве. Данный аспект согласуется с теорией травмы. Здесь травматическими факторами выступает деструктивная система детско-родительской привязанности: равнодушие, холодность, отсутствие внимания и ласки, уважения и т.п. На фоне этого аккумулируется травматический опыт сопровождаемый вспышками ненависти, гнева, ощущением неполноценности и тоски.
-
3. Любовь как бессознательное повторение неразрешонных конфликтов, родом из прошлого (доэдиповы конфликты, типичные эдиповы конфликты и др.).
-
4. Самоутверждение через проявление любви к другому, вознесение собственной ценности за способность любить.
К. Хорни, в своих исследованиях невротической потребности в любви и привязанности, писала: «Что такое любовь - сказать очень трудно, но что не является любовью, какие элементы ей чужды -определить довольно легко. Можно очень глубоко любить человека и в то же время иногда на него сердиться, в чем-то ему отказывать или испытывать желание побыть одному. Но есть разница между такими, имеющими различные пределы реакциями гнева и ухода и отношением невротика, который всегда настороже против других людей, считая, что любой интерес, который они проявляют к третьим лицам, означает пренебрежение к нему. Невротик интерпретирует любое требование как предательство, а любую критику - как унижение. Это не любовь» [3., С. 89]. Таким образом, по мнению К. Хорни, первичным чувством невротика является потребность в обретении спокойствия и уверенности, поэтому он особенно нуждается в любви и привязанности другого человека.
Согласно положениям теории привязанности Джона Боулби [1], уже в три года ребенок способен на партнерские отношения, при условии если у него сформировалась надежная привязанность к родителям и он обладает моделью надежных и стабильных отношений. Невротик напротив не способен на надежные партнерские отношения, так как у него такая модель отсутствует. Данное обстоятельство сопряжено с дефицитом надежных отношений привязанности в семье. Модель привязанности невротика базируется на страхе потерять любовь близкого человека. По мнению К.Хорни [3] в данном случае происходит бессознательная подмена чувства любви на чувство благодарности к партнеру за его любовь и выражается в симпатии, безудержной страсти или даже в исключительно сексуальной сфере. И именно поэтому когда партнер перестает удовлетворять потребности невротика, тот отказывается от отношений. А лица с деструктивной привязанностью напротив, эти отношения разорвать не в силах. Они напротив склонны до последнего сохранять отношения при этом «привязываются» еще сильнее. Страх потерять любовь партнера, воспринимается как угроза целостности своего «Я», следования отношения привязанности активизируются с новой силой.
Противоположной стороной истинной любви является лютая ненависть, как сложный агрессивный аффект. Это стойкое активное негативно-отрицательно окрашенное чувство которое испытывает человек в ситуации столкновения с явлениями которые противоречат его потребностям, ценностям, смыслам, убеждениям.
Во многих исследованиях отмечается что агрессивные чувства в той или иной степени присутствуют в диадических отношениях партнеров. Так, одной из форм ненависти к партнеру является стремление к доминированию в отношениях, обладать некоторой властью над ним.
В исследовании, проведенном Т.П. Григоровой [2] было установлено что только каждый четвертый из опрошенных считает что испытывает истинную любовь к своему партнеру, а чувство страсти к партнеру испытывают 90% выборки. Причем чувство страсти, ими описывалось, как желание полностью обладать партнером, в большей степени это обладание носило эротический характер. Более половины выборки (65%) отметили, что испытывают ненависть к своему объекту привязанности не только в периоды острых конфликтов но и в относительно спокойный периоды, встречались высказывания о том что смерть партнера избавила бы от множества проблем.
Проявления деструктивной привязанности в партнерских отношениях у взрослых людей может проявляться в тревоге, чувстве неуверенности в себе. Неудовлетворенность потребностей в любви и безопасности способна вызывать тяжелые эмоциональные страдания и провоцировать агрессивные чувства как по отношению к себе, так и по отношению к партнеру, по тому же механизму, что возникновение базальной ненависти по отношению к фрустрирующей матери.
Учитывая схожесть моделей детской и взрослой привязанности мы можем предполагать схожесть в их проявлениях и последствиях, в зависимости от их качества. Так же можно предположить что ненависть к партнеру обусловлена переносом или патологией ранних отношений привязанности.
Список литературы Межличностные отношения в структуре деструктивной привязанности взрослых
- Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: пер. с англ. М.: Академический проект, 2004 [in Russian] / Bowlby, J. (1979). The making and breaking of affectional bonds. London: Tavistock Publications.
- Григорова Т.П. Деструктивная привязанность как специфическая категория привязанности во взрослом возрасте. // Т.П.Григорова / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.- 2015. Т.21. № 1. С. 148-152.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни - М., 2004.