Мифологическая традиция поселка северный коммунар Сивинского района Пермского края: представления о домовом
Автор: Гранова Мария Андреевна
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Язык, культура, общество
Статья в выпуске: 3 т.11, 2019 года.
Бесплатный доступ
На материале записей диалектной речи русских жителей поселка Северный Коммунар Сивинского района Пермского края, собранных преподавателями и студентами филологического факультета ПГНИУ в июне 2019 г., изучаются функционирующие на территории названного населенного пункта народные верования, связанные с домовым. Задача исследования - сопоставление этих верований с общеславянской народной традицией и мифологическими представлениями русских Пермского края. Проведенный анализ позволил установить, что в поселке Северный Коммунар до настоящего времени сохраняется достаточно развитый комплекс представлений о домовом, который включает многие общеславянские поверья. Специфика верований данной территории состоит в трех аспектах: во-первых, употребление двухкомпонентных лексем (дедушка-домовой, суседушка-батюшка) в качестве номинаций персонажа, а не ритуальных обращений к нему; во-вторых, бытование мотива о том, что домовой может принимать вид ребенка (домовой ребеночек); в-третьих, существование верования об одновременном присутствии в доме двух домашних духов с противопославленными характеристиками (дух-покровитель мужского пола, обитающий в жилой части дома, и вредоносный дух женского пола, обитающий в подполье). Проведенное исследование позволяет также увидеть две ключевые тенденции, касающиеся народной мифологической традиции жителей поселка: во-первых, прослеживается активное воздействие СМИ на демонологические представления данной территории; во-вторых, происходит серьезная редукция этих верований (так, домовой постепенно теряет свои отличительные характеристики и либо превращается в персонажа, которым пугают детей, либо начинает восприниматься как представитель «нечистой силы» вообще).
Домовой, славянская мифологическая традиция, трансформация мифологических представлений, северный коммунар, пермский край
Короткий адрес: https://sciup.org/147226973
IDR: 147226973 | DOI: 10.17072/2073-6681-2019-3-27-37
Список литературы Мифологическая традиция поселка северный коммунар Сивинского района Пермского края: представления о домовом
- Байбурин А. К. Обрядовые формы половой идентификации детей // Этнические стереотипы мужского и женского поведения: сб. ст. / отв. ред. А. К. Байбурин, И. С. Кон. СПб., 1991. С. 257-265.
- Виноградова Л. Н. Русалка // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). М.: Междунар. отн., 2009. С. 495-501.
- Виноградова Л. Н., Левкиевская Е. Е. Духи домашние // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н И. Толстого. Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки). М.: Междунар. отн., 1999. С. 153-155.
- Виноградова Л. H., Толстая С. М. К проблеме идентификации и сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С. 16-44.
- Власова М. Н. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. СПб.: Северо-Запад, 1995. 383 с.
- Гура А. В. Кошка // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н И. Толстого. Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки). М.: Междунар. отн., 1999. С. 637-640.
- Гура А. В. Ласка // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 3: К (Круг) - П (Перепелка). М.: Междунар. отн., 2004. С. 82-85.
- Гура А. В. Собака / А. В. Гура // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 5: С (Сказка) - Я (Ящерица). М.: Междунар. отн., 2012. С. 93-95.
- Левкиевская Е. Е. Восточнославянский мифологический текст: семантика, диалектология, прагматика: дис. … д-ра филол. наук. М., 2007. 634 с.
- Левкиевская Е. Е. Домовой // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки). М.: Междунар. отн., 1999а. С. 120-124.
- Левкиевская Е. Е. Задабривать // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки). М.: Междунар. отн., 1999б. С. 244-246.
- Левкиевская Е. Е. Леший // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 3: К (Круг) - П (Перепелка). М.: Междунар. отн., 2004. С. 104-108.
- Панченко А. Отношение к детям в русской традиционной культуре // Отечественные записки. М., 2004. URL: http://www.strana-oz.ru/2004/3/otnoshenie-k-detyam-v-russkoy-tradicionnoy-kulture (дата обращения: 29.08.2019).
- Плотникова А. А. Завивать // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под. общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 2: Д (Давать) - К (Крошки). М.: Междунар. отн., 1999. С. 232-233.
- Плотникова А. А. Шерсть // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 5: С (Сказка) - Я (Ящерица). М.: Междунар. отн., 2012. С. 576-579.
- СД - Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отн., 1995-2012. Т. 1-5.
- Толстой Н. И. Белый цвет // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т./ под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). М.: Междунар. отн., 2009. С. 151-154.