Миграционные настроения сельских жителей Еврейской автономной области
Автор: Калинина И.В., Соловченков С.А., Калинин А.Л.
Журнал: Региональные проблемы @regionalnye-problemy
Рубрика: Социально-экономические основы устойчивого развития регионов
Статья в выпуске: 3 т.25, 2022 года.
Бесплатный доступ
В работе поднимаются вопросы о миграционных настроениях сельских жителей Еврейской автономной области. Анализ неформализованных интервью с жителями двух сельских районов области позволил выявить причины, оказывающие влияние на мысли населения о смене места жительства. Определено, что значительными основаниями, сказывающимися на миграционных настроениях населения, являются недостаточно развитые социально-экономические условия в регионе, однако в большинстве случаев до реализации данных мыслей на практике не доходит.
Сельская местность, миграционные настроения, неформализованные интервью
Короткий адрес: https://sciup.org/143178978
IDR: 143178978 | DOI: 10.31433/2618-9593-2022-25-3-121-123
Текст научной статьи Миграционные настроения сельских жителей Еврейской автономной области
Стремление человека занимать территории, наиболее благоприятные для проживания, обусловлено простотой возделывания и скоростью отдачи от подобных местностей. Однако не всегда человек живет в благоприятных условиях, что может быть связано как с причинами, зависящими от него, так и не зависящими (например, при принудительном переселении или рождении в данном месте). При возникновении определенных условий, таких как некомфортность для проживания, ухудшение экологической или политической ситуации, человек может решиться изменить свое место жительства. Но существует и обратная ситуация, когда человек осознанно выбирает для проживания ту территорию, из которой массово уезжает население. Причины данных процессов интересны и увлекают ученых не одного научного направления (демографов, социологов, экономистов, градостроителей и пр.), однако все еще актуальны и до конца не изучены.
Целью данной работы является выявление
миграционных настроений сельских жителей Еврейской автономной области (ЕАО) и причин, их вызывающих. Для раскрытия интересующих нас вопросов были проанализированы материалы неформализованных интервью, проведенных авторами в 2021 г. в двух сельских районах ЕАО (Ленинском и Биробиджанском). Выбор респондентов для интервью происходил по следующей схеме. В двух сельских районах области выбиралось по три населенных пункта: административный центр, крупное село и малое село. В каждом из отобранных населенных пунктов случайным образом выбирались три человека в соответствии с возрастными интервалами: молодые люди (18– 30), люди среднего возраста (31–50), старшее поколение (51 и старше).
Согласно материалам, полученным в ходе социологического исследования, основными причинами для смены места жительства выступают экономические условия, характерные для территории области.
Респонденты из обоих районов вне зависимости от пола и возраста отмечают, что одной из наиболее значимых причин, побуждающих их задумываться о смене места жительства, выступает отсутствие рабочих мест.
«Работать-то негде. По сути дела – у нас нет работы. У нас нет ни заводов, ничего такого нет. У нас где люди работают? У нас живут военные, полиция, ну еще более-менее мы – медики...» (женщина, 57 лет, Биробиджанский район).
«Я знаю, почему бы я отсюда уехал. В поисках, наверное, только большего заработка. Условия для жизни здесь созданы. Возможно, не хуже, чем в других регионах. А вот в поисках заработка, наверное, есть смысл задуматься для того, чтобы поехать в крупные города…» (мужчина, 42 года, Ленинский район).
При этом хочется отметить, что данная причина указывается скорее как побуждающая задуматься о переезде, но не приводящая к переезду напрямую. Сама по себе данная причина, хоть и ставится респондентами на первое место, тем не менее, не является достаточной для склонения семей к принятию решения о смене места жительства. Многие респонденты отмечают, что работы нет «вот здесь, там, где мы живем». Однако, при дальнейшем общении выясняется, что у них есть рабочее место, которое располагается в соседнем населенном пункте, в райцентре, в городе. А иногда и в этом же населенном пункте, но по своим характеристикам она респондента не слишком устраивает. Складывается впечатление, что указанная причина в некоторых случаях – это сетование об отсутствии «идеальной» работы, которая бы и радость доставляла, и финансы приносила.
Некоторым продолжением первой озвученной проблемы можно считать высказывания респондентов, упоминающих о низком уровне заработной платы и «дорогой жизни» (и для сельской местности это действительно актуальная проблема, учитывая, что стоимость продуктовой корзины и промышленных товаров в селах выше на 20 – 40% от городских цен).
«Жилье было бы доступно, заработная плата, ощущение стабильности, которой сейчас нет. Не знаешь, что у тебя будет через неделю, через две…» (мужчина, 37 лет, Биробиджанский район).
«Дорогая жизнь. И потом, именно кроме работы нужно, чтобы еще что-то было. Досуг. У нас есть в области, но недоста- точно. Далеко от сельских жителей. В город не наездишься. Вот и живем в отсутствии культурного развития» (женщина, 51 год, Ленинский район).
Как видно из приведенных цитат, указанные выше проблемы трансформируются в сознании населения в состояние «отсутствия экономической стабильности», которое в свою очередь оказывает негативное влияние как на вопрос оседлости сельского населения, так и на общее психологическое состояние. При этом в отсутствии возможностей культурного времяпрепровождения, обусловленного слаборазвитой социальной инфраструктурой [1, 2], озабоченность местных жителей недостаточным социально-экономическим развитием территории увеличивает их тревожность.
Среди ответов респондентов встречается озабоченность, связанная с нерациональным использованием природных ресурсов региона проживания. Нерегулируемые вырубка лесов, вылов красной рыбы, идущей на нерест, использование недревесных ресурсов, нарушение севооборота на полях и пр. уменьшают природные богатства региона, нарушают биологические циклы и в конечном результате приводят к изменению ландшафтов и биоценозов.
«Даже в этом году, хороший пример, который мы все видим – красная рыба. Мы ее не видим. Рыба, которая должна была прийти к нам, но ее нет. Если в прошлом году мы ее могли купить, то в этом году нет» (женщина, 55 лет, Ленинский район).
«…Очень высокая расточительность ресурсов. Я, конечно, не вплотную этим занимаюсь, но порой это видно. Как поля бездумно раздают и их используют, они становятся выработанными, выхолащиваются. Последнее время столкнулись с рыбой, что рыбы на Дальнем Востоке все меньше и меньше. Что дальше? Леса становится меньше. То есть территория и так неблагополучная, очень долго здесь восстанавливается все, а если мы будем быстро это все транжирить, то придем к какой-то пустыне, наверное» (мужчина, 35 лет, Ленинский район).
Таким образом, миграционные настроения сельских жителей ЕАО обусловлены понятными причинами социально-экономического характера (отсутствие рабочих мест, низкие заработные платы и пр.). Решение существующих проблем может значительно снизить миграционные потоки из области и закрепить население на территории.
Стоит отметить, что, несмотря на проблемы, озвученные в ходе интервью, в сельской местности области миграционные настроения жителей выражены достаточно слабо. Высказывания о переезде носят декларативный характер, а не являются руководством к действию.
Список литературы Миграционные настроения сельских жителей Еврейской автономной области
- Калинина И.В. Социальная инфраструктура как потенциал развития сельских территорий: от прошлого к настоящему // Региональные проблемы. 2020. Т. 23, № 2. С. 39-46.
- Калинина И.В., Соловченков С.А. Динамика социальной инфраструктуры южных регионов Дальнего Востока России // Региональные проблемы. 2019. Т. 22, № 4. С. 86-92.