Милитаризация космоса как глобальная политическая проблема
Автор: Волков С.Ю., Чих И.Н.
Журнал: Огарёв-online @ogarev-online
Статья в выпуске: 7 т.9, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье проведено исследование существующих программ размещения средств космического базирования и их потенциального использования в военных целях основными участниками «космической гонки». Авторы предпринимают попытку сравнительного анализа возможностей основных акторов потенциального конфликта, а также путей разрешения международно-политических проблем в области космоса.
Глобальные проблемы, космическая гонка, космос, милитаризация
Короткий адрес: https://sciup.org/147250096
IDR: 147250096
Текст научной статьи Милитаризация космоса как глобальная политическая проблема
Одной из наиболее важных современных проблем международного сотрудничества является сохранение космического пространства для использования в мирных целях, а также поиск путей и средств обеспечения его ответственного и безопасного освоения. Постоянный рост числа участников космической деятельности и развитие новых технологий и перспективных направлений их использования в космосе создают не только новые возможности, но и новые конфликты в вопросах обеспечения безопасности космических операций и защищенности орбитальных группировок.
В научной литературе тема регулирования использования космического пространства нашла отражение в трудах А. И. Антонова, К. А. Гончаровой, П. А. Калиниченко, Д. С. Курушиной, А. Х. Митрохиной, О. А. Поповой, В. В. Сафронова, М. А. Сорокина и ряда других авторов. В данной работе был проведен анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей поведение отдельных стран в космическом пространстве. При этом изучение международных соглашений позволило выявить ряд видов деятельности в космическом пространстве, которые остаются неурегулированными современными договорными отношениями. К ним относятся проблемы проектирования, разработки и применения противоспутниковых средств; изучение, конструирование и использования разнообразных систем противоракетной обороны космического базирования; создание и развертывание в космосе оружия, основанного на новых физических принципах [9, с. 192].
Исходя из приведённой информации, можно констатировать, что существуют серьезные пробелы в международном законодательстве в данной отрасли. В то же время в международном праве отсутствуют конкретные формулировки таких терминов как «космическое оружие» и «космическое пространство», что позволяет странам использовать различную трактовку исходя из своих собственных интересов. Главным межправительственным органом ООН, действующим в области мирного освоения космического пространства, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях [1]. Данная структура призвана постоянно отслеживать изменения в сфере реализации новых проектов, затрагивающих потенциальную милитаризацию космоса, а также предлагать варианты разрешения перспективных конфликтов между заинтересованными сторонами [13, с. 333]. Однако какими-либо полномочиями, способными повлиять на политику стран, которые имеют доступ в космическое пространство, она не обладает.
Учитывая тот факт, что в международно-правовом регулировании военно-космической деятельности имеются большие пробелы, логично предположить, что космос является крайне перспективным местом для начала будущей гонки вооружений, предпосылки к которой складываются на основании разрыва в одностороннем порядке США системообразующих договоров в области ракетной безопасности (ДПРО, ДРСМД, ДОН, ДОВСЕ), роста количества горячих точек и ухудшении отношений между мировыми державами.
Чтобы понять степень напряженности, которая присутствует в области освоения космоса, нами изучалась актуальная ситуация в сфере военно-космической политики ведущих космических держав (Россия, Китай, Индия) и военно-политического блока НАТО, что обусловлено тесной связью США и стран-участниц альянса. В результате данного анализа, следует выделить целый ряд конфликтогенных событий и тенденций.
НАТО
-
4 декабря 2019 г. генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на своей пресс-конференции, заявил, что НАТО признает космос пятой сферой операций альянса [12]. 20 декабря того же года Д. Трамп официально объявил о запуске космических сил США как отдельного рода войск. Нижняя палата американского парламента проголосовала за закон, который предусматривает выделение финансовых ресурсов на размещение в космосе установок, способных перехватывать баллистические ракеты. Данный проект должен быть осуществлён к 2030 г. [7].
Французский президент Э. Макрон вслед за Д. Трампом объявил о создании собственного национального ведомства, целью которого будет защита интересов страны в космосе и «расширение космических возможностей». В своем обращении к армиям накануне 14 июля 2019 г. президент Франции объявил: «Новая доктрина должна обеспечить нашу оборону из космоса и через космос. Мы будем лучше защищать наши спутники, в том числе и активно» [4]. В результате реализации намеченных перспектив Пятая республика должна получить в своё распоряжение серию разведывательных спутников CSO, спутников связи Syracuse и спутников электромагнитной разведки CERES, а также совершенствование системы наблюдения за космическим пространством GRAVES. В общей сложности к 2030 г. будет запущено не менее девяти военных спутников [3].
-
9 марта 2021 г. французская газета Les Echos сообщила о подготовке военных учений в космосе под названием AsterX. В процессе учений будет осуществлена проверка возможностей реагирования соответствующих подразделений на такие потенциально опасные события как обнаружение в космическом пространстве угрожающих объектов или спутников-шпионов. В AsterX также принимают участие Космические силы США и космическое агентство ФРГ [5].
Также о создании космического командования заявила Великобритания. В качестве повода британские военные назвали необходимость единого управления космическими программами и активами страны [10].
Таким образом, США и другие страны НАТО активизируют свою военную политику в космосе. Проведение практических учений является наиболее показательным примером. Такие шаги ведут к ответным мерам со стороны прочих космических держав и могут развязать гонку сначала оборонительных, а потом и наступательных вооружений.
Россия
Россия, в отличие от многих других стран, уже с 2011 г. имеет войска воздушнокосмической обороны (Воздушно-космические силы Российской Федерации с 2015 г.). В их задачи входит: «отражение агрессии в воздушно-космической сфере и защита от средств воздушно-космического нападения противника, поражение противника с применением как обычных, так и ядерных средств поражения; поражение головных частей баллистических ракет вероятного противника; наблюдение за космическими объектами и выявление угроз в адрес России; осуществление запусков космических аппаратов на орбиты, применение отдельных из них в интересах обеспечения войск необходимой информацией» [19].
Российская Федерация последовательно выступает за разработку на базе существующих соглашений конкретных обязывающих документов, способных предотвратить милитаризацию космического пространства. Еще в октябре 2004 г. Россия в одностороннем порядке взяла на себя политическое обязательство не размещать первой оружие в космосе. С 2008 г. совместно с Китаем ведется работа по договору о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК) [17].
В декабре 2019 г. президент В. В. Путин выступил с заявлением, что Россия против милитаризации космоса, но отметил, что современная ситуация требует ответных мер [18].
-
24 февраля 2021 г. министр иностранных дел РФ С. В. Лавров в рамках Конференции по разоружению в Москве выступил с речью, в которой выразил обеспокоенность в связи с нарастанием гонки вооружений в космосе, но отметил: «Еще имеется шанс выработать общеприемлемые юридически обязывающие меры, способные предотвратить силовое противостояние в космическом пространстве. Российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов <...> является хорошей для этого основой» [11].
Исходя из приведенных данных, можно заключить, что Россия придерживается миролюбивой позиции, направленной на сдерживание гонки вооружений в космосе. Подтверждением этому служит активная позиция России в ООН. Российская делегация постоянно вносит предложения и резолюции о создании четкой нормативной базы в отношении космоса. С таким же постоянством США, Израиль и Украина препятствуют этому. Данные действия и политика других космических держав вынуждают Россию развивать космические технологии, в том числе и военные.
Китай
В 2007 г. Китай стал третьей страной, продемонстрировавшей способность уничтожать объекты на околоземной орбите [15]. Предполагается, что в испытаниях участвовала перспективная противоспутниковая ракета, уничтожившая собственный устаревший метеорологический спутник, запущенный в 1999 г. Эти учения были осуждены мировым сообществом, но Китай в ответ заявил, что он выступает против милитаризации космоса и любой формы гонки вооружений.
В 2016 г. Китай запустил на орбиту аппарат, предназначенный для перемещения космического мусора, такого как старые спутники. Существуют мнения, что таким образом КНР готовит технические средства для удаления с орбиты чужих (потенциально опасных для неё) спутников и иных объектов [16]. Также Китай проводит перспективные исследования в области лазерных технологий для выведения из строя оптических датчиков космических аппаратов и исследования в области возможностей разведки в космическом пространстве [8].
Стратегия КНР по доминированию в космосе была подробно изложена в ежегодном отчете комиссии Конгресса США по обзору экономики и безопасности. В частности, предупреждается, что Китай хочет доминировать в зоне между Землей и Луной, а также планирует создать постоянную базу на Луне в рамках двойной военной и коммерческой программы. «Пекин явно считает, что страна, ведущая в космосе, может также доминировать в экономическом и военном отношении на Земле», - говорится в докладе.
Аналогичным образом, Объединенный штаб китайских военных в 2018 г. заявил, что цель заключается в достижении «космического превосходства» - контроля над космосом и устранения любых наземных или космических угроз. Китайское руководство поставило амбициозные цели стать к 2030 г. «универсальной космической державой» [6].
В то же время Китай проводит миролюбивую дипломатическую политику, выступая соавтором и поддерживая резолюции России: «О неразмещении первыми оружия в космосе», «Дальнейшие практические меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве» и многие другие.
Хотя исторически КНР была лишь пятой по счету космической державой, к XXI в. Китай смог догнать, а в некоторых моментах и обогнать, ведущие космические державы. Это говорит о большом потенциале китайской космической программы. Во многом это обусловлено политической системой страны, делающей финансирование и планирование менее уязвимым при ситуативных колебаниях политического курса, как это происходит, например, в США. Кроме того, несмотря на разницу в расходах, космическая программа Китая имеет преимущества перед США: в частности, в результате сконцентрированности на Луне в качестве базы для будущих космических исследований.
Исходя из фактических успехов и амбициозных планов Китая, можно заключить, что КНР имеет огромные перспективы по освоению космоса, что очень беспокоит США, которые сами желают доминировать в данной области. Тем не менее, действия Китая в ООН по противодействию милитаризации космоса показывают, что Китай не имеет намерений обострять ситуацию. В то же время, КНР не хочет быть уязвимой для других стран, что способствует развитию национальной космической программы.
Индия
Индия также успешно развивает собственную космическую программу. В 2017 г. страна побила мировой рекорд по количеству спутников, запущенных с помощью одной ракеты. Индия отправила в космос сразу 104 спутника. По мнению экспертов, этот запуск можно назвать историческим не столько из-за количества спутников, сколько от того, что Индия обозначила свои планы стать ключевым игроком на рынке вывода объектов на орбиту.
Сотрудник Индийской службы Би-би-си в Дели, Винита Харе рассказал о планах Индии в космосе: «У нее несколько задач. Прежде всего, Индия хочет полагаться только на себя, быть совершенно независимой от других стран. Во-вторых, Индия хочет показать всему миру, что ее космическая программа обходится гораздо дешевле, чем подобные программы в других странах - в США, в России, в странах Европы. Космическая программа, ее столь большие достижения – это также предмет национальной гордости. Более того, в космической программе есть и оборонный аспект, о котором, правда, нечасто говорят в стране. Благодаря ей Индия держит в поле зрения не только происходящее в космосе, но и происходящее в небе у ее «неспокойных» соседей, как с запада, так и с востока» [14].
27 марта 2019 г. Индия провела свое первое противоспутниковое испытание (ASAT). Под кодовым названием «Миссия Шакти» противоракетная баллистическая ракета-перехватчик в течение трех минут преодолела 300 километров и уничтожила действующий спутник Индии на низкой околоземной орбите. Ракета-перехватчик была разработана Индийской организацией оборонных исследований и разработок (DRDO).
Испытание ASAT продемонстрировало способность Индии поражать вражеские объекты в космосе, которую, судя по отчётам, DRDO имеет с 2012 г., но продемонстрировала только сейчас. Опасения, что Китай может поставить под угрозу ее критическую инфраструктуру, побудили Индию продемонстрировать собственный карательный потенциал в качестве сдерживающего фактора для любого китайского принуждения. Это был первый случай, когда DRDO была вовлечена в космическую миссию, и первый раз, когда Индийская организация космических исследований (ISRO) участвовала в испытании оружия [2].
Выводы
Резюмируя вышеобозначенные аргументы, следует отметить, что ситуация значительно изменилась с появлением новых космических держав. На сегодняшний день Китай, Индия и некоторые другие страны успешно развивают свои космические программы, в том числе и в военном направлении. НАТО официально заявила о включении космоса в свою сферу операций. Франция, США, Великобритания объявили о создании военнокосмических сил и подразделений. Индия и Китай успешно провели испытания противоспутникового оружия. Инициативы России и Китая, направленные на демилитаризацию космоса, были приняты, но встретили сопротивление, главным образом, со стороны США. Нежелание ключевого игрока принимать на себя юридические обязанности, ограничивающие его военно-космическую деятельность, делает невозможным заключение юридически обязывающих договоров. Таким образом, обозначаются явные предпосылки к началу открытой гонки вооружений в космосе.
Средства к её предотвращению должны базироваться на принципе неприменения силы в космическом пространстве. Во-первых, для этого необходимо разработать и утвердить общепризнанный кодекс действий в космическом пространстве и процедуру разрешения конфликтных ситуаций. Принятие ведущими космическими державами подобного документа изменить отношение ключевых акторов к взаимоотношениям в данной сфере и создать фундамент для выработки более обязывающих и формализованных соглашений.
Во-вторых, очень важно создать полномочную международную организацию, наблюдающую за действиями в космосе и разрешающую конфликтные ситуации, чтобы они не выходили из-под контроля и оперативно разрешались. Также эта организация должна вести контроль за запускаемыми в космос объектами, чтобы удостовериться в отсутствии на их борту оружия, а также, что сами эти объекты не являются оружием.
В-третьих, необходимо повысить уровень открытости космической деятельности и доверия между ключевыми державами в данной сфере. При более полном раскрытии информации о своей космической деятельности акторы могли бы избежать обвинений и подозрений в желании использовать космос в военных целях. Привлечение к сотрудничеству других стран будет способствовать не только развитию доверительных отношений, но и придаст импульс в процессе освоения космоса, так как, учитывая большие финансовые затраты и необходимость серьезных научных изысканий, любое государство или коммерческая компания сталкиваются с серьезными трудностями, которые могут быть успешно преодолены лишь при условии совместной работы.