Минеральные пигменты резной иконы "Голгофский крест с орудиями страстей"

Автор: Астахова И.С., Плаксина Н.Е., Соколов С.В.

Журнал: Вестник геонаук @vestnik-geo

Рубрика: Научные статьи

Статья в выпуске: 5 (281), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье приводятся результаты исследования минеральных красок белого, красного и синего цвета с резной иконы XIX(?) в. «Голгофский крест с орудиями страстей». Актуальность изучения минеральных пигментов иконы обусловлена предположением об использовании материала с месторождения охр возле д. Скитской Усть-Цилемского района Республики Коми. При макроскопическом изучении с помощью бинокуляра установлены три этапа росписи иконы. На резную деревянную поверхность наносился первый слой белил (грунт), максимальная мощность которого составляет 0.3 мм. На грунт наносился красочный слой, представленный пигментами красного и синего цвета. Его мощность варьирует в зависимости от сохранности и максимально достигает 0.2 мм. Пигменты исследовались с помощью метода рамановской спектроскопии, рентгенографического и микрозондового анализов. На всех рентгенограммах присутствуют дифракционные отражения, характерные для церуссита PbCO3. Микрозондовыми исследованиями установлено, что в составе пигментов присутствуют свинцовые белила. В качестве красного пигмента использован сурик. Спектры комбинированного рассеяния и химического состава указывают на присутствие в синем пигменте берлинской лазури. Тёмный цвет иконы обусловлен третьим верхним защитным слоем. Проведенные исследования позволяют сделать вывод об использовании в иконописи старообрядческого ареала минеральных пигментов, привозимых в Коми край в XVIII-XIX вв.

Еще

Деревянная резная икона, минеральные пигменты, белила, сурик, берлинская лазурь, великопоженский скит

Короткий адрес: https://sciup.org/149129316

IDR: 149129316   |   DOI: 10.19110/2221-1381-2018-5-55-59

Список литературы Минеральные пигменты резной иконы "Голгофский крест с орудиями страстей"

  • Астахова И. С., Плаксина Н. Е. Минеральный состав красок икон нижней Печоры // Вестник Института геологии Коми научного центра Ур РАН. Сыктывкар: Геопринт, 2016. № 4. С. 29-33.
  • Афанасьев А. В., Афанасьев Ю. И. Великопоженская икона // Антиквариат: предметы искусства и коллекционирования. 2011. № 5. С. 10-21.
  • Афанасьев А. В. Афанасьев Ю. И. Краски великопоженских икон // Антиквариат: предметы искусства и коллекционирования. 2012. № 5 (96). С. 4-10.
  • Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 1. Оп. 3. Д. 561. Л. 1-8.
  • Гренберг Ю. И. Технология станковой живописи. История и исследование. М.: Изобразительное искусство, 1982. 320 c.
Статья научная