Мир в XXI веке: новые подходы к социальной безопасности и экономической устойчивости

Автор: Жак Ладислав

Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal

Статья в выпуске: 2 (15), 2016 года.

Бесплатный доступ

В рамках сохранения безопасности и устойчивости системы необходимо поддерживать ключевые взаимосвязи, которые характеризуют данную систему. Существующие до настоящего времени знания позволяют серьезно заниматься рассмотрением вопроса, почему ключевой источник жизни, причем не только биологической, но также общественной и культурной состоит в ее разнообразии, иными словами в количестве различных возможностей, которые у нее появляются для дальнейшего развития. Речь идет о форме, ценностном содержании и смысле системы.

Безопасность, система, среда, организация, управление, развитие

Короткий адрес: https://sciup.org/14239065

IDR: 14239065

Текст научной статьи Мир в XXI веке: новые подходы к социальной безопасности и экономической устойчивости

C точки зрения безопасности самым важным шагом является выявление и описание динамики среды. Поэтому здесь стоит напомнить о некоторых общих закономерностях движения, являющихся общими для культурной и естественной эволюции среды, которая нас окружает и питает: [2].

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations

  • 1.    Среда имеет тенденцию к увеличению собственной сложности и к последующим коллапсам.

  • 2.    Среда упорядочена, кроме всего прочего, так, что ее составные части ищут для нее наиболее выгодное положение путем наименьшего сопротивления в самом коротком времени.

  • 3.    Среда упорядочена также иерархически посредством сосуществования подобных более или менее сложных частей и не иерархически путем взаимодействия подобных и отличных равноценно сложных частей.

  • 4.    Более сложные части среды могут завладеть подобными им менее сложными частями этой среды, но не могут без них существовать.

  • 5.    Части среды без разнообразия, неоднородности или просто без разнородности (diversity) существующих возможностей своего дальнейшего развития не могут ни сохраниться, ни выжить.

Из этого следует, что каждый субъект, безопасность которого мы рассматриваем, должен овладеть самыми различными комбинациями ролей: руководителя, подчиненного и партнера во всем их широком спектре, и это все при одновременном влиянии трех основных динамик движения. Речь идет о динамике движения между худшим и лучшим для себя местом в среде, о внутренней динамике, суть которой состоит в росте сложности объекта и последующим коллапсам с различной частотой и масштабами, а также о динамике движения от возникновения до исчезновения, которая представляет собой продолжительность существования объекта во времени.

Все, что в нашей среде происходит, мы способны воспринимать через изменения среды, которые для нас имеют какое-то значение, так как приносят нам информацию. Однако изменения, отличия, разницы, которые для нас имеют какое-то значение, которые мы умеем посредством

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations коммуникации не только принять, но и передать, сообщить, в большинстве случаев остаются для нас в контексте несообщаемого, то есть того, что нас связывает, что не генерирует изменение, то есть в контексте подобия. О подобии невозможно сообщить, его можно только с кем-то разделять. Это верно, естественно, по отношению только к тому подобию, которое именно нас связывает со средой. Хотя подобие является предпосылкой различия и лежит в основе среды, договариваться, описывать и сообщать о подобии необычайно трудная и сложная задача, так как сообщать о подобии можно только как о совокупности идентичных отклонений и информации, источником которых оно является. Это, конечно, не может дать достаточного представления обо всем объеме подобия. А это является также основной проблемой безопасности.

Наша среда очевидно намного безопаснее, чем как нам об этом сообщает наша способность коммуникации, но мы не способны это осознать, до той поры, пока мы вместе со своими партнерами в нее не войдем и не начнем ее разделять. Модели здесь не только не действуют, но, хотя в этом трудно признаться, они даже не существуют. И именно этот практический шаг от сообщения до разделения является тем желаемым изменением качества при восприятии среды, ее угроз и вызовов. Более того, эти положения предлагают одну важную параллель, а именно, параллель между подобием в культурной и социально-экономической среде и очень популярной в физике темной материей. Можно высказать идею, что подобие является несущим элементом среды, созданной культурной эволюцией. Для безопасности данной системы верно то, что достаточно поставить под сомнение подобие, которое ее объединяет, чтобы успешно уничтожить всю систему.

Исходя из этих предпосылок, остается раскрыть то, что является

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations носителем динамики изменений среды организаций, а также описать ее с точки зрения пространства и времени. Верно, несомненно, то, что если мы будем говорить о носителе динамики изменений среды организации, то необходимо уметь найти также способ и потенциал этой динамики как целого. Иными словами, мы ищем двигателя этих изменений ее свойств. Таким двигателем изменений среды организации являются интересы, амбиции и представления, имеющие свои первоначала в разных уровнях организаций и делящиеся по направлению их применения. Такие различные виды представлений о будущем функционировании мы будем называть целями. Мы будем говорить о различных подобиях целеполагания и создания путей, ведущих к их достижению. С учетом указанной архитектуры отдельных организаций и классов организаций мы имеем возможность разделить эти цели (интересы, амбиции и представления) на управляющие, партнерские и управляемые.

Если встать на позицию носителя управляющего интереса, то можно увидеть, что этот интерес мы можем реализовать в направлении низшего уровня директивно, без каких-либо иных условий, и такой процесс мы назовем управлением. Если управление как прямое целеполагание невозможно, то наступает собственно процесс создания условий у организации (K-1) -го класса. Этот процесс можно назвать руководством. С позиции управляющего интереса он имеет широкую шкалу возможных действий от мотивации до манипуляции в зависимости от того, насколько предметная цель остается скрытой. Целеполагание посредством мотивации или управления тесно связано с тем, что этот управляющий интерес мы должны уметь себе представить, то есть создать его образ. Однако может случиться, что у нас в процессе целеполагания появятся такие образы, которые мы никак не предполагали и которые, следовательно, были внесены

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations в организацию (K-1)-го класса из другого места. Эти образы мы должны принять безоговорочно или в основном и каким-то образом на них отреагировать (управлением или руководством), или отвергнуть опять же тем, что будем на них реагировать (управлением или руководством) или тем, что будем их вообще игнорировать.

Если бы мы встали на позицию носителя управляемого интереса, то по направлению к управляющему подходу у нас есть лишь весьма узкая возможность реализации собственных целей, причем исключительно посредством руководства при условии, что начинаем с противоположного конца, чем управляющий интерес, то есть с манипуляции, когда наша цель является сначала скрытой.

Остаются партнерские интересы и отношения их носителей. В качестве основного инструмента носители партнерских интересов используют переговоры или обсуждение. Посредством таких переговоров управляющий точно так же как и управляемый свои отдельные интересы может укрепить, или ослабить. Общая тенденция, однако, такова, что обсуждение ослабляет управляющие интересы и укрепляет управляемые интересы. А именно это обсуждение мы должны включить в тройку вместе с управлением и руководством.

Остается ответить на вопрос, откуда могут в организации вноситься цели, которые не соответствуют управляющему интересу. Этим источником могут быть только мотивационные (манипуляционные) техники управляемого интереса. В этом случае речь идет о цели, которая появится вдруг и неожиданно, и на которую необходимо реагировать. Приоритетным здесь является управление, за которым следует руководство или результаты переговоров на уровне носителей управляемого интереса. Речь идет о цели в противоречии с первоначальным управляющим интересом, неизвестного

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations содержания, но совсем не неожиданной. Подобным образом такая спорная цель может появиться как результат обсуждений на уровне управляющего интереса. В этом случае речь идет о цели, противоречащей первоначальному управляющему интересу, но которая является результатом переговоров, ожидаемой и известной. Нельзя забыть также об управлении из другой организации K-го класса, которая может предъявлять к управляющему интересу и его носителю такое же право, как первоначальная организация. Он, так же, как и манипуляционный интерес, является неожиданным. Тем не менее, он требует реакции иного качества. Приоритетными здесь являются переговоры, за которыми следует обсуждение.

Если мы в качестве двигателя изменений среды организации обозначим цели, которые в эту среду вносятся, то необходимо однозначно ответить также на первоначальный вопрос: «Кто является носителем этих целей?» Однозначно ими являются физические или юридические лица, которые, таким образом, принимают непосредственное участие в создании организаций посредством сети собственных отношений. Причем сами эти лица являются организациями. Если задаться вопросом, кто является источником или автором этих целей, то ответ здесь также однозначен – таковым является человеческий мозг.

Ответ на вопрос, кто вносит цели в человеческий мозг, вероятно, навсегда останется для нас в некоторой степени загадкой. Человеческий мозг не способен найти, познать больше ответов, чем есть вопросов. Однако если человеческий индивид решит войти в неизвестную область, то его мозг имеет возможность видеть образы, которые нельзя придумать. Он может осторожно начать обратные рассуждения по методу дедукции на тему, какие вопросы привели бы его к ответам, а какие соответствуют образу, который распростерла перед нами непознанная «terra incognita». В мире явного мы

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations можем идти от вопросов к ответам, в мире скрытого мы должны идти от ответов к вопросам…

Следующим шагом к введению понятия безопасность в социальноэкономические категории должна стать попытка его определения в контексте экономической науки, исходящей из понятий: источники, блага, потребности, принятие решений, эффективность. Безопасность в этом контексте является понятием, обозначающим свойство конкретной среды, его части или элемента (индивида, явления, процесса или вещи), которое выражает меру его (их) способности эту среду разделять. Это значит, прежде всего, не наносить вреда своей среде, включая самих себя. Вести себя безопасно значит не повредить свои будущие ресурсы, которые могут быть только и только в среде. Сама разнообразность среды и различность возможностей и потенциалов в ней скрытых является важным ресурсом. Среду обозначим поврежденной в том случае, если уже нет возможности дальнейшего существования какой-либо ее части, и если ограничена или лишена этой возможности ее нынешняя деятельность или действия. Потеря разнообразности или обладание средой кем-то также являются символами тяжелого повреждения среды.

Мера способности части среды не повреждать свою среду находится где-то между состояниями безопасности и опасности. Безопасность в экономике как в среде хозяйственной практики является, таким образом, мерой того, как эта практика способна воспрепятствовать не только прямому экономическому вреду, но также долгому ряду внешних явлений, «экстерналий», расходы на которые несут иные среды и их составные части. В первом ряду внешних явлений стоят так наз. рыночные пузыри, которые являются, в сущности, ничем иным, как чрезмерным накоплением определенных материальных и нематериальных благ, а также финансовых

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations средств. Категория безопасности в экономической науке в этом случае является понятием, без которого нельзя обойтись при выражении действительной производительности хозяйственной практики.

Безопасность, как состояние, в указанном выше контексте свойств среды одновременно также тесно связана с самим процессом обеспечения безопасности. Основные инструменты этого процесса – это познание среды, коммуникация и кооперация между отдельными акторами в среде, то есть с носителями изменений (индивидами, организациями и социальными группами), и регулярное приспособление функционирования институтов. Безопасность – это желаемое состояние, на основе которого предполагается выживание хозяйственных субъектов и их предсказуемое функционирование. Предвидение, разработка гипотез и исходящая из этого степень предсказуемости поведения системы исходит из данного состояния научного, практического и идеологического познания. Необходимо подчеркнуть, что качество продукта, в этом случае состояния безопасности или надежности, прямо зависит от качества процесса, который ведет к этому состоянию, а дальнейшее построение будущего состояния безопасности прямо зависит от достигнутого ранее состояния безопасности. Одно без другого не имеет смысла.

Тем основным, что помогает увеличению безопасности системы, являются правила , управления системы, которые ей даны в момент ее возникновения и которые постепенно оформляются в ходе ее существования. Создание этих правил всегда находится вне данной системы. Они вкладываются в нее подобно вкладыванию программ в компьютер. Существуют частные процедуры, которые могут появляться внутри данной системы, но они всегда должны быть подчинены основной системе правил,

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations находящих вне нее. То, что делает экономику общественной наукой, – это именно поиск подходящей методики создания таких правил.

Понятие безопасности в таком контексте меры способности разделять среду тесно связано с состоянием и одновременно с процессом, который известен как адаптация. Итак, можно сказать, что понятие «безопасность» является отражением активной адаптации части среды по отношению к своим собственным частям, к той части среды, составной частью которой она является, и к остальным ее частям. В общем можно говорить также о гармонизации среды.

Как уже было сказано выше, центральным понятием настоящей статьи станет понятие среды. Среду мы будем определять, как организацию неравновесия во времени и пространстве. Следовательно, среда имеет временно-пространственное, энергетическое и информационное содержание. Сочетание этих содержаний в разных пропорциях создает такие элементы среды, как напр. природа, культура или подсознание и сознание, которые мы объединим под понятием «мышление». Мышление и среда глубоко отражают друг друга, что значительно усложняет исследование их взаимосвязей. Внешним проявлением мышления и среды являются большие «экспликативные» стохастические процессы [1; 5], которые, по всей видимости, имеют тождественный «импликативный порядок», принципы которого пока что с трудом доступны для сознательного постижения и научного познания. Важным тезисом в этом смысле является идея, что в основе импликативного порядка лежит интерпретация информации.

Культуру с точки зрения новой теории мы будем рассматривать как материализованное мышление, причем «материализованное» не только в смысле конкретных материальных благ, но и благ нематериальных, а в их рамках общественно приемлемую и используемую практику поведения и его

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations институтов. Современная культура не только испытывает на себе мощные вызовы глобализации, но и сама выступает активным генератором социально-экономических изменений [3; 4].

Речь идет о целой системе общественных, индивидуальных и групповых, писаных и неписаных, правил, традиций и ценностей, а также их живых интерпретаций в ежедневной общественной практике. Для новой экономики среда является единственным возможным источником полезных ресурсов и ценностей, единственным местом их создания и распределения, обмена и потребления, причем среда активно участвует во всех этих процессах. Среда – это не статическая сцена как декорация действий, а сам спектакль, сама пьеса, сам «перформенс». Разделять среду – это значит создать или принять в ее рамках свою роль.

Наша среда в своем абсолютном большинстве состоит (сформирована) из организаций, в которых совершенно четко функционируют подчиненный и господствующий интерес, а также его носители. Власть, представляемая господствующим интересом, распространяется при помощи каналов распределения, которые в зависимости от сложности имеют большее или меньшее количество своих носителей. Если бы все функционировало совершенным образом, то произошло бы абсолютное овладение и фактический детерминизм в отношении подчиненного и господствующего, что находится в противоречии с закономерностью необходимости разнообразности среды.

Существует два источника неопределенности. Во-первых, искусственный, являющийся результатом регулирования господствующего интереса, проводимый в целях предотвращения детерминистского застывания организации. Во-вторых, естественный, который состоит в том, что как некоторые носители подчиненного интереса, так и некоторые

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations дистрибьюторы господствующего интереса имеют тенденцию в соответствии со второй закономерностью улучшить собственное положение за счет господствующего интереса. Иногда к ним присоединяются также некоторые представители господствующего интереса. Тем самым они создают каналы перераспределения как оппозицию к распределительным каналам, что ведет к возрастанию неупорядоченности. Таким образом, очевидно, что системы власти создают господствующие, распределительные, подчиненные и перераспределительные, «редистрибутивные» группы по интересам. Это разделение участников властного процесса является в полном смысле слова объективным, так как без какой-либо указанной группы властный процесс как целое не может ни существовать, ни функционировать, а без такого разделения участников нельзя разделять также данную среду.

Таким образом, необходимо развивать внутреннюю вариабельность и внешнюю стойкость системы. Безопасность - сложный конгломерат воспроизводящий устойчивость и способность системы к самоорганизации.

Список литературы Мир в XXI веке: новые подходы к социальной безопасности и экономической устойчивости

  • Bateson G. Mysl a příroda, nezbytná příroda, Malvern, Praha, 2006.
  • Жак Л. Формирование системы безопасности организаций в рыночной экономике (социально-экономический аспект). Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. -ВШПП, Москва, 2012.
  • Ионесов В.И. Модели трансформации культуры: типология переходного процесса: диссертация …доктора культурологии: 24.00.01/Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Самара, 2011.
  • Ионесов В.И. Антропология кризиса и метафоры перехода//Креативная экономика и социальные инновации. 2013. № 2 (5). С. 18-30.
  • Neubauer Z. O čem je věda, Malvern, Praha, 2009.
Статья научная