Миромоделирующие природные образы в нанайском фольклоре

Автор: Шушарина Г.А.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 4, 2024 года.

Бесплатный доступ

Региональные фольклорные тексты содержат культурно-этнические смыслы, интерпретация которых выявляет особенности восприятия окружающего мира населения того или иного локуса, его религиозно-мифологические воззрения, национальные духовные ценности. В работе исследованы образы реки и тайги, представленные в фольклоре нанайцев, одного из коренных народов Приамурья. Указанные природные образы являются миромоделирующими, поскольку конструируют картину мира автохтонного населения региона. Анализ демонстрирует амбивалентные чувства нанайцев в отношении реки Амур и окружающей их стойбища тайги, которые одновременно выступают природными кладовыми и грозными разрушительными силами. Главная река региона и тайга в представлении коренного населения антропоморфны. Миромоделирующая функция природных образов проявляется также в признании нанайцами роли прародителя за обитателями данных ландшафтных явлений Дальнего Востока.

Еще

Образ, миромоделирующая функция, фольклор, нанайцы, река, тайга, дальний восток, региональная культура

Короткий адрес: https://sciup.org/149145372

IDR: 149145372   |   DOI: 10.24158/fik.2024.4.31

Список литературы Миромоделирующие природные образы в нанайском фольклоре

  • Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М., 2003. 238 с.
  • Васильев А.В. Понятие «тайга» в сибирском дискурсе XIX в. и его интерпретации // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 461. С. 123–130. https://doi.org/10.17223/15617793/461/14.
  • Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 т. Т. 1. М., 1968. 312 с.
  • Ильчукова О.С. Функциональные возможности образа // Science Time. 2015. № 10. С. 112–119.
  • Киле С.С. Нанайский фольклор и его жанры // II Междунар. симп. на языках коренных малочисленных народов Даль-него Востока РФ: сб. материалов. Южно-Сахалинск, 2020. С. 35–39.
  • Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка // Вопросы когнитивной лингвистика. 2009. № 1. С. 5–12.
  • Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: ранние формы и архаические памятники. М., 2004. 462 с.
  • Мельникова С.В. Путь в Сибирь как опыт «пороговой» ситуации в мемуарах православного духовенства XVII–XIX вв. // Сибирский филологический журнал. 2022. № 4. С. 63–76. https://doi.org/10.17223/18137083/81/5.
  • Москалюк М.В., Серикова Т.Ю. Влияние хронотопа природного ландшафта на формирование образной структуры литературного и живописного произведений пейзажного жанра // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 2 (40). С. 217–224.
  • Старцев А.Ф. Этнические представления тунгусо-маньчжуров о природе и обществе. Владивосток, 2017. 232 с.
  • Фетисова Л.Е. Повествовательный фольклор тунгусо-маньчжурских народов в свете этнокультурных контактов // Известия Восточного института. 2016. № 1 (29). С. 33–39.
  • Madhavi K.R., Done H. River: A boon or a bane // International Journal of English Literature and Social Sciences. 2019. Vol. 4, no. 2. P. 485–487. https://doi.org/10.22161/ijels.4.2.43.
Еще
Статья научная