Мировой кризис и его влияние на развитие отечественной экономики
Автор: Селюков М.В., Литвинов К.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 2-4 (11), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140108071
IDR: 140108071
Текст статьи Мировой кризис и его влияние на развитие отечественной экономики
Современный этап развития мировой политики сопровождается существенными изменениями. Можно не соглашаться с концепцией распада мировой финансовой элиты, можно не верить в продолжение экономического кризиса, можно искренне верить в «европейские ценности» - но достаточно прочитать последние речи Б. Обамы, на Генеральной Ассамблее ООН осенью 2013 года [1] и станет понятно, что что-то происходит. И тут уже не так важно, верит конкретный человек в те причины происходящих изменений или нет. Поскольку изменения точно имеют место.
Экономические причины этих изменений подвергаются дискуссии уже довольно давно. Они состоят в том, что тридцать с лишним лет стимулирования спроса привели к ситуации, при которой домохозяйства потребляют намного больше, чем получают: расходы домохозяйств в Евросоюзе и США превышают их реально располагаемые доходы на 2025%. На сегодня практически все инструменты стимулирования спроса исчерпаны – и он начинает падать. Именно в этом падении частного спроса состоит базовый механизм кризиса и нет никаких оснований считать, что он прекратится в ближайшее время.
Основную роль в усугублении мирового кризиса в будущем играет на наш взгляд именно поведение бизнес-элит, то есть тех людей, которые могут принимать решения необходимого масштаба, оказывать существенное влияние на социально-экономическое развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. Разумеется, думать за них мы не можем – но некоторые рассуждения привести должны.
Итак, основу этой бизнес-элиты составляют те, кто категорически не желают ничего менять, а дальше продолжают формировать условия для развития массового потребления в малом, среднем и крупном секторе бизнеса. Собственно, в нашей стране мы их каждый день видим в телевизоре, читаем про них в газетах, видим в казенных заведениях. Но и в других странах их достаточно много. У них в жизни одна задача - задавить в зародыше любую попытку изменить что-то в той системе, которая обеспечивает им красивую жизнь. И любой, кто пытается только заикнуться о том, что ситуация требует перемен, этой группой истребляется с максимальной жестокостью – если не физически, то в рамках общественнополитической жизни. Поскольку воспринимается не как желание выйти из кризиса, а как смести кого-то из элиты действующей и сесть на его место. В результате, возможности реформ резко сокращаются, что, рано или поздно, приводит к взрыву. Классический пример – Россия 1917 года, когда категорическое нежелание сословной аристократии что-то изменить в стране привел, вначале, к гибели этой самой аристократии, а затем – и к принципиальным изменениям в стране. Но бывают и более «мягкие» случаи.
Для понимания сегодняшнего момента, нужно видеть, кто сегодня олицетворяет эту группу. Как нам кажется, она состоит из двух основных частей. Первая – это международные финансисты, вторая - бюрократия, международная практически полностью, национальная в значительной части. Опять же, по причине сокращения денег и упрощения управленческой структуры.
Что делают эти силы? Ну, с бюрократией все ясно, тут наша от международной не отличается, бюрократия всегда и везде одинаковая. И делает она очень простую вещь, занимается тем, что у нас в прессе получило название «охранительство». То есть резко повышает параметры обеспечения «безопасности», истребляет несанкционированную активность, понижает уровень образования, ну, далее по списку.
С финансистами сложнее. Дело в том, что у них процессы «отмирания» части элиты уже начались и дело постепенно сводится к формуле «умри ты сегодня, а я завтра». Но при этом охранительские тенденции ничуть не меньше, только они еще проявляются в обеспечительных отраслях, в том числе - в экономической науке.
Существует довольно много авторских подходов, как к определению «глубины» кризиса, так и к возможным вариантам выходи из него. По нашему мнению здесь стоит привести мнение наиболее компетентных в этих вопросах экономистов.
Одним из ключевых идеологов теории экономического кризиса является Хазин М.Л.. Он считает, что: «Рушится мировая экономическая система, созданная в рамках экономического господства США вначале на Западе, а после 1991 г. – и во всём мире. В этой системе доллар был главной валютой. Долгое время Штаты обеспечивали мировой порядок путём перераспределения денег. Каким-то государствам давали много, другим -мало, финансово поддерживали находящиеся у власти элиты и режимы. Но после кризиса 2008 г. денег стало катастрофически не хватать. И вассалы Америки начали возмущаться: стал резко падать уровень жизни населения, что угрожало их стабильности. И наиболее сильные из них начали угрожать: раз не даёте денег, устроим вам народную антиамериканскую революцию. США в этих условиях должны менять систему. Но сделать это самостоятельно они уже не могут. Поэтому их цель сейчас - подготовиться к серьёзному ослаблению доллара на мировой арене и ослабить валюты, которые могут усилиться в период этого кризиса. Их три - евро, юань и рубль. И Украина, которая находится между основными потенциальными конкурентами доллара, стала заложницей стратегических интересов США. А почему рушится мировой экономический порядок? Если вы что-то произвели, продукт надо продать - это ключевой момент в любой экономической системе. И чем сложнее система, тем больше в ней рисков для производителей. Снижать эти риски можно уменьшением издержек или увеличением спроса. США, начиная с середины 1980-х гг., использовали второй механизм. После распада СССР они навязали систему поддержки спроса всему миру. Потребителям давали кредиты, чтобы поддерживать производителя. В результате в США и Евросоюзе расходы домохозяйств превышают их реальные доходы. В 2008 г. эта система дала первый сбой. Стало понятно, что дальше увеличивать количество потребителей невозможно: их просто нет физически. Но дело в том, что тогда, 6 лет назад, пузырь сдулся только чуть-чуть. Будет новый, более масштабный кризис, и скорее всего - на фондовом рынке США, который уже давно оторвался от реальных экономических показателей компаний и резко растёт на фоне замершей экономики» [2].
Также затрагивая проблему мирового экономического кризиса невозможно не заметить и не учитывать мнение Делягина М.Г., который делает акцент на влияние кризиса на российскую экономику и политику. Его позиция звучит следующим образом: «'Россия задыхается в нарастающем социально-экономическом кризисе: обеднение вчера еще благополучных людей, бюджетный кризис в регионах, инвестиционный спад, бегство капиталов, торжество беззакония (скоро МВД и Следком начнут возбуждать уголовные дела по налоговым вопросам без обращение налоговиков, сами, – чем не 1937 год?), кромешное воровство как в последние день... Икона реформаторов - экономический рост - скоро сменится спадом, другая икона -инфляция - даже официально в ноябре была вдвое выше прошлогодней (правда, низкой - 0,6 против 0,3%), а яйца вздорожали так, что про них даже уже не шутят... Федеральный бюджет захлебывается от денег, но все чиновники дружно орут, что их нет...» [3].
Опираясь на мнение и позиции Хазина М.Л. и Делягина М.Г. можно сформулировать ряд выводов не только о том, как протекает кризис на уровне мировой экономики, но и проанализировать возможные негативные последствия для России. Поскольку российская экономика довольно сильно интегрирована в мировую экономику, мы считаем, что такие выводы будет вполне корректными.
Перспективы развития России в ближайшие годы вызывают серьёзные вопросы. Прежде всего, потому, что в тяжёлом состоянии находится мировая экономика. Колоссальные долги домохозяйств и государств, исчерпанные возможности макроэкономического стимулирования, высокие и всё время растущие показатели безработицы в развитых странах, падающие доходы населения... При этом разрушается и система перераспределения финансов в рамках сложных экономических систем, всё больше и больше усиливаются центробежные тенденции в рамках мировой системы разделения труда, что требует от нас адекватного ответа. Например, готовы ли мы стать региональным центром силы или передадим эту функцию кому-то другому? По нашему мнению наиболее адекватным ответом на эту проблему в современных условиях для России является проведение политики импортозамещения.