Мировоззрение и традиции населения андроновской историко-культурной общности (по данным погребальной обрядности)
Автор: Кукушкин Игорь Алексеевич
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Археология и антропология Евразии
Статья в выпуске: 5 т.17, 2018 года.
Бесплатный доступ
Отсутствие прямых письменных источников и зоо-антропоморфной изобразительной традиции в предметном мире ритуально-обрядовой практики населения андроновской историко-культурной общности выдвигают погребальный обряд на первый план в качестве основной информативной базы. Любопытны находки каменных и бронзовых булав, которые, очевидно, маркировали родовую военную аристократию, тесно связанную с культом военного божества. Большой интерес представляют парные и двойные разнополые погребения. Можно предположить, что подобный погребальный обряд является практической реализацией священного брака, участниками которого являются мифические разнополые близнецы. Существовал и другой, более редкий обряд тройного захоронения, который символизировал распространенный в индоевропейской мифологии триединый образ Великой богини и близнецов. В погребальном обряде наблюдается ряд сакральных действий, указывающих на развитые культы различных божеств, их основополагающую роль в религиозно-мифологических представлениях древнего общества.
Андроновская историко-культурная общность, мировоззрение, культ, обряд, парное погребение, триада, близнецы
Короткий адрес: https://sciup.org/147219963
IDR: 147219963 | DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-5-87-98
Список литературы Мировоззрение и традиции населения андроновской историко-культурной общности (по данным погребальной обрядности)
- Антонова Е. В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М.: Наука, 1990. 288 с.
- Бедельбаева М. В., Новоженов В. А., Новоженова Н. В. Изобразительные памятники Казахского мелкосопочника. Караганда: САИ при КарГУ, 2015. 252 с.
- Виноградов Н. Б. Кулевчи VI -новый алакульский могильник в лесостепях Южного Зауралья//СА. 1984. № 3. С. 136-153.
- Гайдученко Л. Л. Лошадь в погребальных памятниках эпохи бронзы и раннего металла из степной зоны Казахстана и Южного Зауралья//Маргулановские чтения -2011. Астана: ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, 2011. С. 52-54.
- Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тбилиси: Изд-во Тбилис. гос. ун-та, 1984. 1409 с.
- Елизаренкова Т. Я. «Ригведа» -великое начало индийской литературы и культуры//Ригведа. Мандалы I-IV. М.: Наука, 1989. С. 426-762.
- Епимахов А. В. Ранние комплексные общества севера Центральной Евразии (по материалам могильника Каменный Амбар-5). Челябинск: ОАО «Челябинский дом печати», 2005. Кн. 1. 192 с.
- Зданович Д. Г., Куприянова Е. В. Лошади и близнецы: к «археологии ритуала» Центральной Евразии эпохи бронзы//Аркаим -Синташта: древнее наследие Южного Урала. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2010. Ч. 1. С. 130-161.
- Иванов В. В. Опыт истолкования древнеиндийских ритуальных и мифологических терминов, образованных от asva -«конь» (жертвоприношение коня и дерево asvattina в Древней Индии)//Проблемы истории языков и культуры народов Индии. М.: Наука, 1974. С. 75-138.
- Итина М. А. Реконструкция некоторых первобытных обрядов методом аналогий//Этнография и археология Средней Азии. М.: Наука, 1979. С. 15-19.
- Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Петроглифы хребта Каратау. Алматы: Наука, 2007. 147 с.
- Кирюшин Ю. Ф., Папин Д. В., Тур С. С., Пилипенко А. С., Федорук А. С., Федорук О. А., Фролов Я. В. Погребальный обряд древнего населения Барнаульского Приобья: материалы из раскопок 2010-2011 гг. грунтового могильника Фирсово XIV. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015а. 208 с.
- Кирюшин Ю. Ф., Папин Д. В., Федорук О. А. Андроновская культура на Алтае (по материалам погребальных комплексов). Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015б. 108 с.
- Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе: Илим, 1986. 134 с.
- Кузьмина Е. Е. Классификация и периодизация памятников андроновской культурной общности: монография. Актобе: ПринтА, 2008. 358 с.
- Кукушкин И. А. Мировоззренческие аспекты культуры населения финальной бронзы Центрального Казахстана//Историко-культурное наследие Сарыарки. Караганда: ИП Е. А. Сытин, 2007. С. 133-150.
- Кукушкин И. А., Дмитриев Е. А., Кукушкин А. И. Могильник Тундык: предварительные результаты исследований//Этнические взаимодействия на Южном Урале. Челябинск: ЧГКМ, 2015. С. 136-143.
- Кукушкин И. А., Дмитриев Е. А. Полевые исследования на могильнике Бесоба (Казахстан)//Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2016. Вып. 22. С. 142-147.
- Максименков Г. А. Андроновская культура на Енисее. Л.: Наука, 1978. 190 с.
- Мельников Е. Н. Погребения с навершиями булав эпохи бронзы//Археология Центрального Черноземья и сопредельных территорий. Липецк: Изд-во ЛГПУ, 1999. С. 77-80.
- Михайлов Ю. И. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири (эпоха бронзы). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 363 с.
- Нелин Д. В. Погребения эпохи бронзы с булавами в Южном Зауралье и Северном Казахстане//Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Челябинск, 1995. Ч. 5, кн. 1. С. 132-136.
- Новоженов В. А. Петроглифы Сары Арки. Алматы: ИА НАН РК, 2002. 125 с.
- Рафикова Я. В., Савельев Н. С. Парные погребения могильника эпохи поздней бронзы Ташла-1 в Башкирском Зауралье//Этнические взаимодействия на Южном Урале. Челябинск: ЧГКМ, 2015. С. 151-159.
- Рогожинский А. Е. Изобразительный ряд петроглифов эпохи бронзы святилища Тамгалы//История и археология Семиречья. Алматы: Фонд «Родничок»; Фонд «XXI век», 2001. Вып. 2. С. 7-44.
- Сальников К. В. Курганы наоз. Алакуль//МИА. 1952. № 24. С. 51-71.
- Самашев З. С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата: Гылым, 1992. 288 с.
- Сарианиди В. И. Некрополь Гонура и иранское язычество. М.: Worldmedia, 2001. 246 с.
- Сорокин В. С. Могильник бронзовой эпохи Тасты-Бутак I в Западном Казахстане. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 206 с.
- Сотникова С. В. К вопросу о парных разнополых погребениях андроновской эпохи//VIII Исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Омск: Амфора, 2012. С. 187-193.
- Тахо-Годи А. А. Артемида//Мифы народов мира. М.: Олимп, 2000. Т. 1. С. 107-108.
- Ткачев А. А. Центральный Казахстан в эпоху бронзы. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2002. Ч. 1. 289 с.
- Ткачев А. А. Мужской вещевой комплекс и возможности реконструкции костюма андроновской эпохи//Археологические исследования степной Евразии. Караганда: TENGRI Ltd, 2013. С. 89-93.
- Ткачева Н. А., Ткачев А. А. Эпоха бронзы Верхнего Прииртышья. Новосибирск: Наука, 2008. 304 с.
- Уманский А. П., Кирюшин Ю. Ф., Грушин С. П. Погребальный обряд населения андроновской культуры Причумышья (по материалам могильника Кытманово). Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007. 132 с.
- Усманова Э. Р. Могильник Лисаковский I: факты и параллели. Караганда; Лисаковск: TENGRI Ltd, 2005. 232 с.
- Усманова Э. Р., Мерц В. К., Колбина А. В., Вентреска А. О некоторых сюжетах в «тексте» погребального обряда эпохи бронзы//Изучение памятников археологии павлодарского Прииртышья. Павлодар: НПФ «ЭКО», 2006. С. 70-80.
- Фрэзер Д. Д. «Золотая ветвь». М.: Политиздат, 1980. 831 с.
- Хазанов А. М. Социальная история скифов. М.: Наука, 1975. 343 с.
- Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980. 328 с.
- Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера, 1936. 573 с.
- Shvets I. Studien zur felsbildkunst Kasachstans//Materialien zu Kasachstan Archäologie. Darmstadt; Mainz: Philipp von Zabern, 2012. Bd. 1. 267 S.