Мягкая сила как инструмент управления: подходы к изучению

Бесплатный доступ

Смена технологического уклада, четвертая промышленная революция провоцируют трансформацию инструментов управления на всех уровнях в диапазоне от макроуровня до уровня индивида. Появление IT-технологий в бизнес-системах провоцирует децентрализацию управления и появление новых инструментов управления, одним из которых является мягкая сила.

Мягкая сила, образование, культура, политика, Болонская система, средовые инструменты управления

Короткий адрес: https://sciup.org/148331201

IDR: 148331201

Текст научной статьи Мягкая сила как инструмент управления: подходы к изучению

Процессы глобальной трансформации, происходящие на планете, требуют активного переосмысления инструментов управления на всех уровнях человеческого сообщества, поскольку смена технологического уклада, четвертая промышленная революция, бурное развитие искусственного интеллекта, Интернета, социальных сетей и платформ активно способствуют процессам децентрализации управления, в связи с чем возрастает важность средовых аспектов управления, в диапазоне от корпоративной культуры до структуры внешней среды организации. Среда становится важной составляющей процессов управления и требует своего активного изучения.

Методы исследования

В основе статьи лежит анализ содержания публикаций, посвященных понятию мягкой силы (англ. soft power), примененный к образовательной среде. Это понятие первоначально появилось во внешнеполитическом контексте как антитеза жесткой силе (англ. hard power), которую обычно ассоциируют с военным и/или экономическим принуждением с целью управления. Концепция мягкой силы появилась в процессе Холодной войны, на фоне противостояния двух сверхдержав: США и СССР. Позиция США была связана с необходимостью демонстрации своей привлекательности как источника демократических свобод и борца с авторитарными режимами. С момента своего появления концепция мягкой силы

ГРНТИ 06.52.17

EDN OWYSIV

Марина Борисовна Крылова – кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса Санкт-

Петербургского государственного экономического университета. ORCID 0009-0005-9280-6435

Наталья Владимировна Мюллер – кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и инноваций

Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID 0000-0002-5534-6135

Контактные данные для связи с авторами (Мюллер Н.В.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30

была расширена и адаптирована к различным культурным, социальным, политическим и экономическим контекстам.

В общекультурный контекст понятие «мягкая сила» было введено много позже американским политологом Joseph Nye в начале 1990-х годов. Он впервые представил этот термин в своей книге «Bound to Lead: The Changing Nature of American Power», продолжив изучение темы в работе «Soft Power: The Means to Success in World Politics». Сегодня существует множество взглядов на мягкую силу как инструмент влияния и управления. Рассмотрим самые известные:

  • 1.    Joseph Nye: мягкая сила – это способность страны достигать своих целей не с помощью силы или принуждения, а через привлечение и убеждение [1].

  • 2.    Robert K. Jervis: мягкая сила включает в себя использование культуры, политических ценностей и внешней политики как средств для достижения международного влияния; работы этого автора велись в контексте международных отношений и глобальной политики [2].

  • 3.    Edward Said: мягкая сила – это влияние, которое одна культура может оказывать на другую через идеи, искусство и образование, создавая симпатии и понимание [3].

  • 4.    Michael Ignatieff: мягкая сила – это искусство влиять на других без применения силы, используя привлекательность и моральные ценности [4].

  • 5.    John Kotter: мягкая сила – это способность влиять на людей и организации через эмоциональную связь, а не через формальные полномочия или угрозы [5].

С точки зрения авторов статьи, мягкая сила является инструментом управления индивидом путем создания различных и структурированных особым образом макросред и контекстов направленного воздействия, работающих в обход сознания объектов и субъектов воздействия. В случае специфического применения, мягкая сила может быть использована как оружие информационной войны с целью навязывания противнику необходимой картины мира и соответствующего ей поведения.

Известным примером работы американской мягкой силы является работа Фонда Сороса после развала СССР в системе образования, положившего в детские портфели учеников школ нашей страны тетрадки с портретами американских президентов и рассказами про них. Думается, что результат такого мягкого воздействия не нуждается ни в комментариях, ни в исследованиях, он очевиден. Молодые люди, ходившие в школу времен развала СССР, получив образование в России, уезжали из страны, не считая нашу страну своей Родиной, своим домом. Они уезжали в поисках лучшей жизни туда, где жили те самые герои рисунков на детских тетрадках. Такой простой и нехитрый инструмент мягкого воздействия в сочетании с массой других, таких же незаметных и не осознанных, активно воздействовал на формирование ценностей уже не одного поколения, выросшего на ценностях воинствующего индивидуализма и гламурного потребительства (см.: .

Активное продвижение IT-технологий, связанное с появлением социальных сетей и платформ, упрощение процесса создания аудио- и видео-контента, феномен deepfake, основанный на иcкусствен-ном интеллекте и создающий, по сути, источник многочисленных фальшивых голосов и изображений, имеющих, практически, 100% сходство с заданными персонажами, создание компьютерных игр, производящих не только новые сценарии поведения, известные только авторам сценария и разработчикам, но отдельные виртуальные реальности и, что архи-важно, отдельные виртуальные сообщества с неизвестной внешним наблюдателям статусами, ролями и правилами, делают влияние мягкой силы все более важным, часто непредсказуемым и опасным (см.: .

Большинство исследователей считают основными направлениями воздействия мягкой силы политику, культуру и образование. Рассмотрим изучаемый вопрос подробнее.

Сейчас любой человек планеты может посетить официальные блоги, каналы в информационном пространстве, социальные сети представителей правительств и посольств всех государств мира, которые, в свою очередь, используются ими для освещения различных аспектов жизни страны и продвижения своего мировоззрения. Люди могут объединяться для сбора гуманитарной помощи в случае помощи пострадавшим в результате природных конфликтов или военных действий. Деятельность всех международных организаций типа ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, Всемирного Банка и многих других оказываются под пристальным взглядом многих миллионов людей.

Всемирная паутина используется в продвижении национальной культуры при помощи онлайн-трансляций концертов, виртуальных выставок и спектаклей, онлайн-курсов иностранных языков, разнообразнейших глобальных дискуссий на бесчисленное количество тем, MOOК (массовых открытых онлайн-курсов, дающих возможность обучения в лучших ВУЗах мира). Культура как инструмент мягкой силы в СССР была всегда важным инструментом управления. В самом начале жизни молодого советского государства мягкая сила в культуре нашей страны активно использовалась, существует фраза одного из основоположников советского государства В.И. Ленина, давно ставшая уже мемом: «Из всех искусств для нас наиважнейшим является кино».

Советское кино создало образ Человека-Творца, живущего «в стране героев, мечтателей, ученых». Разрушение СССР повлияло на кинематограф трагичным образом, навязывая бывшему советскому зрителю совсем другие ценности и транслируя совсем другие образы: бандитов, бизнесменов, поднявшихся, часто, на украденных ресурсах, «интердевочек», коррумпированных чиновников, «мажоров» и потребителей всех мастей, ломая таким образом систему ценностей целого народа и навязывая культ потребления как норму и смысл жизни. На бывших советских территориях появился американский кинематограф, программы ТВ, сделанные по американским лицензиям, американские компьютерные игры, а, значит, американские ценности. К сожалению, на сегодняшний день не удалось найти данных исследований относительно числа и разнообразия иностранного лицензированного видео- и аудио-контента, и его соотношения с российским.

Образование, как территория порождения смыслов, ценностей и картины мира, всегда являлось важным инструментом мягкой силы. Восточная поговорка гласит: если хочешь победить врага – воспитай его детей, поэтому так важно государственное управление вопросами образования и контроль за деятельностью всех образовательных структур, особенно иностранных. Рассмотрим подробнее примеры образовательных программ стран, которые используют образование как средство мягкой силы, а также основные цели их реализации. Среди программ образовательного обмена студентов, работающих в России в интересах своих стран, назовем самые известные и популярные:

  •    Австралия: Australia Awards (cм.: https://www.dfat.gov.au/people-to-people/australia-awards/australia-awards-scholarships );

  •    Великобритания: Chevening Scholarships (см.: https://www.chevening.org/scholarships );

  •    Германия:   DAAD Scholarships – Немецкая служба академических обменов

(см.: ;

  •    Европейская программа Erasmus (см.: https://erasmusplus.kg/o-erasmus );

  •    Китай: программа «Тысяча талантов» (см.: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/900591290.pdf );

  •    США: Fulbright Program (см.: https://www.educationindex.ru/articles/higher-education-in-the-usa/schol-arships-to-study-in-usa/fulbright-program-usa ).

Кроме программ обучения существуют образовательные стипендии, такие как:

  •    Франция: Eiffel Excellence Scholarship (см.: https://www.campusfrance.org/en/the-france-excellence-eiffel-scholarship-program );

  •    Швеция: «Study in Sweden» (см.: https://studyinsweden.se );

  •    Япония: MEXT (minister of education culture sports science and technology of Japan) (см.: https://study-japan-guide.com/ctipendialjnie_programmi.html ).

Изучая содержание целей образовательных программ, заявленных на их сетевых ресурсах, можно выделить следующие основные черты сходства: стремление к международному взаимопониманию, установление продуктивного академического обмена, сотрудничество и подготовка будущих лидеров через образование для улучшения имиджа приглашающей стороны за границей, укрепления связей через образовательные инициативы и, что крайне важно, на каждом сайте в той или иной форме есть сообщение, о создании сети выпускников, которые будут по сути агентами влияния страны, в которой обучались, что и является одним из инструментов мягкой силы.

Результатом участия студентов в подобных программах обучения за границей является массовый отток талантливой молодежи и большого числа граждан с высшим образованием, то есть студентов в прошлом. Согласно российским статистическим данным за период 1991–2021 годов, из страны эмигрировало около 7,9 млн человек, однако, данные принимающих государств говорят о необходимости увеличения этой показателя в два раза; реальное число мигрантов составляет 15–16 млн человек

(см.: . Принимая во внимание тот факт, что четверть эмигрантов имела высшее образование, мы можем говорить о прямых демографических потерях. Сделать вывод о том, что все процессы миграции были порождены только при помощи мягкой силы, будет ошибочным, однако, ее участие в процессе очевидно.

Рассмотрим ещё один важный инструмент мягкой силы в образовании нашей страны, это, конечно, Болонская система. В 2023 году Президент РФ В.В. Путин сказал о выходе из Болонской системы и возврате к использованию традиционной для нашей страны системы подготовки специалистов с высшим образованием (см.: . Безусловным, на первый взгляд, плюсом Болонской системы является создание единой европейской системы образования, идеи мобильности студентов и преподавателей, возможность взаимозачетов дипломов выпускников при поступлении на работу.

Однако, создание такого, на первый взгляд, общеевропейского пространства образования не предполагало сохранения и обмена лучшими результатами национальных образовательных систем. Безусловное подчинение системным общим правилам или Сорбонской декларации, написанным в 1998 году в Париже на встрече в честь 800-летия Сорбонны министрами образования Италии, Германии, Великобритании и Франции, расставляло приоритеты влияния в иерархии по умолчанию для стран – участниц данной образовательной системы и, соответственно, как следствие, приоритеты выбора ВУЗов студентами.

Принципы Болонской системы: инклюзивность, инновационность, взаимосвязанность и подчиненность рынку труда являются инструментальными и не предполагают смысловой и ценностной нагрузки, что, естественно, идет вразрез с концептуальной базой советской высшей школы, предполагавшей фундаментальность, системность и междисциплинарные связи. В данном случае мы снова встречаемся с контекстным воздействием мягкой силы в образовании, выстраивающей приоритеты образования в пользу доминирования целей над смыслами, а инструментов над концепциями.

Рассматривая принципы инновационности и взаимосвязанности как инструментальные, обратим особое внимание на принцип инклюзивности, то есть всеобщей доступности образования. На самом деле этот принцип является декларативным, поскольку уровень экономического развития в странах Болонского процесса сильно различается. Так, по данным Тrading Еconomics, в 2024 году ВВП на душу населения, например, в Люксембурге составлял 105 997 долларов США, странах Евросоюза, в среднем – 34 163 доллара, а России только 10 421 долларов (см.: . Разрыв между декларацией и реальной ситуацией приводит к накоплению напряжения и снова является контекстным сообщением молодому поколению о социальном неравенстве и реальном отсутствии всеобщего доступа к образованию.

Структура Болонской системы предполагает три уровня: бакалавриат, магистратура, докторантура. На практике такое разделение, созданное по принципу 2+2+2 года совместного обучения, приводит к ослаблению межчеловеческих коммуникаций в студенческой среде, способствует разобщенности молодых людей и формализует общение. Работа такого инструмента мягкой силы имеет отдалённые последствия, но безусловно приводит к атомизации в будущем, поскольку молодые люди не осваивают коммуникативные навыки в должном количестве в должное время. Публичная балловая система оценки знаний, создающая рейтинг оценок студентов, создает конкурентную среду, дифференцирующую традиционную пятибалльную систему, выстраивающую формальную иерархию и не способствующую искреннему интересу к обучению. Результат такой системы оценки – ещё один инструмент мягкой силы по демотивации студентов.

Другим известным инструментом мягкой силы в образовании является концепция образования как услуги, что радикально меняет роли студента и преподавателя. В отечественной модели Высшей школы, как русской дореволюционной, так и советской, Профессор и Ассистент, Доцент и Студент были, по сути своей, Попутчиками по Дороге Познания, Ученый был Творцом нового и неизвестного. Хорошо учиться было надо потому, что молодой человек мог приобщиться к Творчеству, к Реализации своего потенциала, а не потому, что он будет конкурентоспособен на рынке труда и купит самый дорогой курс у самого популярного профессора самого высокорейтингового ВУЗа.

Думается, что в данном случае, будет уместна метафора, связанная с кастовым устройством индийского общества. Как известно, в Индии есть ряд каст: шудры-неприкасаемые, вайшью-торговцы, кшатрии-воины, управленцы и брамины или брахманы, которые, как правило, были учителями, советни- ками, священниками, врачами. Надо сказать, что все президенты Индии принадлежат к этой касте. Брамины своими знаниями никогда не торговали, к ним люди приходили, чтобы приобщиться к Знаниям (конечно, не все представители этой касты являются примером для подражания). Мы же оказались, говоря метафорически, в ситуации, когда брамины перестали быть тем, чем они являются, а были вынуждены начать торговать и стали информационными коробейниками, в результате чего реальное Знание, меняющее мир, превратилось в продающий контент, который должен быть конкурентоспособен.

Абсурдность ситуации проверяется простыми вопросами: каковы были бы конкурентоспособность и цена, например, таблицы Менделеева или теории относительности, каков был бы индекс Хирша у статьи по корпускулярно-волновой теории? Такой поворот мягкой силы приводит к обесцениванию научного труда, к низведению научных работников и преподавателей до уровня торгашей информационных супермаркетов. Однако, время все еще является одним самых строгих судей и управленцев, возможно поэтому 2022 году членство России в Болонской системе было приостановлено по решению членов BFUG, сама система была названа министром образования В.Н. Фальковым «пережитым этапом» (см.: для страны, а российские университеты вышли из представительства Болонской системы.

Результаты и обсуждение

Мы рассмотрели основные направления воздействия мягкой силы. В большинстве случаев оно воспринимается через внешнеполитическое взаимодействие. Однако, мягкая сила может быть основой управления в любой сфере общественной жизни, на всех уровнях управления. Технологии мягкой силы могут использовать сложившиеся институты, традиции, нормы и правила. Так, Романова К.С. дает классификацию технологий мягкой силы в зависимости от направления воздействия [6].

Можно привести примеры возможного использования технологий мягкой силы в экономической сфере на уровне управления организацией: технологии, воздействующие на цели и изменяющие свойства социального пространства и социальной реальности, можно использовать, например, при формировании корпоративной культуры организации; воздействующие на объекты и направленные на население в целом или его отдельные социально-психологические группы - в рекламе и продвижении товаров; воздействующие на формальных и неформальных субъектов управления, причастных к конструированию образов и смыслов, формированию мировоззрения, отвечающего интересам проводника «мягкой силы» - при управлении изменениями; по методам воздействия - жёстким или мягким - при выборе стиля управления.

Заключение

На основании проведенного исследования, можно констатировать необходимость дальнейшего изучения феномена мягкой силы в управлении, важность исследования технологий и инструментов мягкой силы, используемых на разных уровнях управления, а также возможности использования мягкой силы в условиях развития технического прогресса, нарастания раздробленности общества, развития новых форм занятости (в том числе и удаленных) и др. Особо следует отметить настоятельную необходимость анализа образовательного контекста высшей школы на предмет применения инструментов мягкой силы со стороны недружественных РФ стран.

Статья научная