Младенческий акропустулез

Автор: Слесаренко Н.А., Утц С.Р., Еремина М.Г., Акимова И.С.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Дерматовенерология

Статья в выпуске: 3 т.11, 2015 года.

Бесплатный доступ

Представлен клинический случай редкого заболевания (младенческий акропустулез) у новорожденного ребенка, описаны клинические признаки, гистология, лечение.

Варианты лечения, дифференциальная диагностика, младенческий акропустулез

Короткий адрес: https://sciup.org/14918172

IDR: 14918172

Текст научной статьи Младенческий акропустулез

1 Введение. Младенческий акропустулез — довольно редкое, доброкачественное заболевание кожи новорожденных. Как правило, оно начинается в раннем грудном возрасте, но может манифестировать и в период новорожденности. Данное заболевание впервые описано в 1939 г . Kahn G. и соавт. [1]. В литературе чаще всего сообщается о случаях данного заболевания у южноафриканских детей, однако болезнь встречается и среди представителей других рас и стран (в частности, в Скандинавии) [2–4].

Младенческий акропустулез имеет хроническое рецидивирующее течение. Эпизоды обострения обычно имеют длительность 1–3 недели, периоды ремиссии 2–3 недели. Характеризуется младенческий акропустелез периодическим появлением обильных везикулопустулезных высыпаний на ладонях и подошвах, но могут захватывать волосистую часть головы, туловище, ягодицы и конечности. Во время обострения заболевания дети обычно беспокойные и отмечается сильный зуд [5].

Причина акропустулеза неизвестна, но у некоторых детей высыпаниям может предшествовать заражение чесоточным клещом, и может представлять собой аллергическую реакцию на чесоточного клеща [4, 6].

При гистопатологическом исследовании находят стерильные внутриэпидермальные и субкорнеальные пустулы. Окрашенный материал по Райту показывает наличие многочисленных нейтрофилов и отдельных эозинофилов.

Лечение данного заболевания у новорожденных симптоматическое. Основной задачей терапии является устранение кожного зуда препаратами, которые приносят временное облегчение без риска для здоровья: антигистаминные препараты внутрь, то-

пические кортикостероиды средней и высокой силы, которые наносят на ладони и подошвы. По мнению многих авторов, системное применение дапсона в дозе 1–3 мг/кг массы тела в день подавляет развитие болезни и устраняет симптомы через 24–48 часов [3–4]. Применение дапсона связано с высоким риском развития гемолитических анемий и метгемоглобинемий. Этот вариант лечения применим только в устойчивых к терапии случаях и не у грудных детей [6].

Прогноз заболевания благоприятный. Ко 2-му году периоды ремиссии удлиняются, а к 3-му году жизни ребенка высыпания разрешаются совсем [1].

Дифференциальный диагноз младенческого акропустулеза проводят с дерматозами, при которых имеются везикулезные высыпания: с герпесом новорожденных, везикулопустулезом, потницей, транзи-торным неонатальным пустулезным меланозом, токсической эритемой новорожденных, недержанием пигмента, с неонатальными угрями, милиумом. Для детей, вышедших из периода новорожденности, до 3 лет следует иметь в виду чесотку, дисгидротическую экзему, пустулезный псориаз, субкорнеальный пустулезный дерматоз.

Диагноз ставят на основании клинической картины заболевания и данных гистологического исследования.

Описание клинического случая. Нами был консультирован ребенок в детской инфекционной больнице № 6 г. Саратова (рис. 1). Возраст ребенка на момент поступления 10 часов, на момент консультации 2 дня. Ребенок родился от 2-й беременности, срочных родов на фоне отягощенного акушерского анамнеза: ДУЩЖ 1-й степени, с оценкой по шкале Апгар 7–9 баллов. Состояние ребенка с момента рождения удовлетворительное, крик громкий, поза флексорная, мышечный тонус достаточный, физиологические рефлексы вызываются. При рождении кожные покровы ярко-розового цвета, шелушатся, с множественными мелкими везикулезными и отдельными пустулезными элементами по всему кожному покрову, но с преимущественой локализацией на коже ладоней и подошв (рис. 2). В связи с наличием высыпаний на коже ребенок был переведен в детскую инфекционную больницу № 6, где был выставлен диагноз: «Везикулопустулез». Была назначена системная антибактериальная терапия и глюкокортикоиды (преднизолон 0,05 мг на 1 кг веса).

Объективно: состояние ребенка на 2-й день жизни средней степени тяжести. Тяжесть состояния определена по поражению кожи, так как по всему кожному покрову на фоне участков эритемы имеются множественные диссеминированные везикулы и пустулы, диаметром 1–2 мм; максимальная концентрация элементов — кожа ладоней и подошв (рис. 3). Клинические и биохимические анализы крови в динамике без патологии. Посев содержимого пустул роста не дал.

Обсуждение . Инфекционная природа заболевания была отвергнута. Диагноз везикулопустулеза (перипорита), входящего в группу нефолликулярных стафилококковых пиодермитов у детей, как поверхностная форма, нередко сочетающаяся с глубокой (псевдофурункулез или множественные абсцессы у детей), был снят в связи с удовлетворительным состоянием ребенка и отсутствием роста возбудителя в посеве из пустул. По той же причине вполне удовлетворительного состояния вопрос о герпесе новорожденных не поднимался [6, 7]. Потница (миллиария) — это группа заболеваний, связанная с затруднением оттока секрета эккринных потовых желез. Различают три вида потницы в зависимости от уровня обструкции протока потовой железы, Самая поверхностная — кристаллическая потница. Учитывая, что у нашего пациента основным первичным морфологическим элементом является везикула с прозрачным содержимым, дифференциальный диагноз с этой патологией проводился, но при потнице пузырьки располагаются на неизмененном фоне, чаще поражаются кожа лица, туловища и складок. Возможен наследственный характер заболевания [8]. При красной и пустулезной потнице локализация везикул или пустул ограничивается областью лба, иногда складок и верхних отделов туловища. Кроме того, болеют в основном жители тропических стран (тропический лишай, тропическая потница) [7, 8]. При токсической эритеме новорожденных, которая наблюдается у 50% детей, в центре неоднородно окрашенных эритематозных пятен имеются паулы, везикулы или пустулы, иногда они сливаются в бляшки. Ладони и подошвы в патологический процесс не вовлекаются [6–8]. Транзиторный пустулезный меланоз новорожденных — очень редкий дерматоз, даже среди новорожденных афроамериканского происхождения составляет 5%. Клинически характеризуется пустулами без окружающей эритемы, при вскрытии которых остаются мелкие пигментные пятна, окруженные венчиком чешуек. Локализуются высыпания чаще в области лба и туловища, очень редко на ладонях и подошвах. Недержание пигмента (синдром Блоха — Сульцбергера) относится к мозаичной патологии. Его воспалительная стадия может проявляться не только буллезными, но и везикулезными высыпаниями, и они располагаются по линиям Блашко, что нехарактерно для нашего пациента [9]. Неонатальные угри (акне новорожденных, транзиторный неонатальный краниальный пустулез) возникают, главным образом, на второй, третьей и четвертой неделе жизни, редко сразу после рождения. Характеризуются папулезными и пустулезными высыпаниями на лице,

Рис. 1. Мальчик с акропустулезом, 2 дня.

Рис. 2. Поражение ладоней у ребенка с акропустулезом.

Рис. 3. Поражение лица и волосистой части головы у ребенка с акропустулезом.

груди, спине и в паховой области. Считается, что их возникновение может быть связано с колонизацией кожи грибами рода Malassezia. Из других возможных причин обсуждается повышение андрогенов [7, 8]. Милиум может возникать у 40% новорожденных. Это мелкие белые или желтые кисты на лбу, щеках, носу, иногда в ротовой полости («жемчужины Эпштейна») [7, 8]. Проанализировав проявления данных дерматозов, сравнив их с клинической картиной поражения кожи наблюдаемого нами больного, был выставлен диагноз: «Младенческий акропустулез». Системная антибактериальная терапия и преднизолон были отменены. Ребенку назначена только наружная терапия — водные растворы анилиновых красителей. Внутрь — антигистаминный препарат «зиртек». Рекомендовано диспансерное наблюдение, так как характерным для этого заболевания являются рецидивы.

Вывод. Данное клиническое наблюдение интересно в связи с редкой встречаемостью младенческого акропустулеза, сложностью дифференциальной диагностики и тактики ведения новорожденных детей с данным заболеванием среди неонатологов и педиатров.

Список литературы Младенческий акропустулез

  • Kahn G., Rywlin AM. Acropustulosis of infancy. Arch Der-matol 1939; 115:831-834
  • Jarratt M., Ramsdell W. Infantill acropustulosis. Arch Der-matol 1979; 115:834-836
  • Dorten D.W., Kaufmann M. Palmoplantar pustulos in an infant. Acropustulosis of infancy. Arch Dermatologi 1991; 132: 1365-1366
  • Mancini A.J., Frieden IJ, PallerAS Infantile Acropustulosis Revisited: History of Scabies and Response to Topical Cortico-steroids. Pediatr Dermatol 1998; 15 (5): 337-41
  • Cohen B.A. Pediatric Dermatology. Moscow: MED-press-lnform, 2015; 423 с.
  • Хёгер П.Г. Детская дерматология. М.: Издательство Панфилова; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013; с. 70-104
  • Кроучук Д.П., Манчини А.Д. Детская дерматология. М.: Практическая медицина, 2010; с. 72-74
  • Кей Шу-Мей Кэйн, Лио П.А., Стратигос А.Дж., Джонсон РА. Детская дерматология. М., 2011; 488 с.
  • Pedrero RM, Rodriguez MF, Perez RP, Laguna RL. Incon-tinencia pigmenti. Piel (BARC) Formation Cjntinuada tn Derma-tologia 2015; 30(1): 24-34.
Статья научная