Модель "дикой природы" в отечественной анималистической скульптуре XX века

Бесплатный доступ

В статье рассматривается анималистический образ в станковой скульптуре XX в. Она дала ряд характерных типов животных, среди которых выделяется образ дикого «зоопарковского» зверя. Его появление в анималистике во многом определялось настроениями в обществе, теми изменениями, которые происходили в сознании человека, смотрящего на природу и животных не только с точки зрения их практического использования и как на источник удовлетворения своих нужд, а с позиций познания и понимания этого мира. В системе взглядов художников на мир флоры и фауны выделена важная черта, акцентирующая ценность интерпретации разных проявлений жизни дикого животного. В связи с обострившейся ситуацией в мире живой природы в наше время этот аспект освещения в статье актуален и отличается новизной. Надо сказать, трактовка такого интересного персонажа в анималистической скульптуре, как дикое животное, встречается не так часто. Тем не менее его изображение красноречиво характеризует эпоху XX столетия, насыщенного новыми открытиями в области биологических наук, в частности наук, изучающих поведение животных. В сфере отображения их многогранных поведенческих проявлений предпочтительными оказывались формы станковой пластики, могущие отразить всю полноту художественного воплощения образа. Здесь отмечены самые высокие художественные достижения и в наиболее ярком виде выражено эмоциональное начало.

Еще

Анималистика, станковая скульптура, дикие животные, природа, образ, модель, зритель, мастер, научное мышление

Короткий адрес: https://sciup.org/14951808

IDR: 14951808   |   DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/1-173-179

Список литературы Модель "дикой природы" в отечественной анималистической скульптуре XX века

  • Mathew Brower. Developing Animals: Wildlife and Early American Photography. U of Minnesota Press, 2011. -214 p.
  • Stephanie Maze. Amusing Moments in the Wild: Animals and Their Friends. Moonstone Press, 2001. -30 p.; Tender Moments in the Wild: Animals and Their Babies. Moonstone Press, 2006. -36 p.
  • Braian Vandewiel. Inspiring Grayscales Wild Animals: 40 Images to Inspire Creativity and Relaxation. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2016. -84 p.
  • Dover, Dover Publications Inc. Wild Animals. -New-York: Courier Corporation, 2003. -48 p.
  • Weathe J. Animal Essence: The Art of Joe Weatherly, V. 1. Drawing Animals, 2007. -160 p.
  • Ames Lee J. Animal art. -New-York: Doubleday Books for Young Readers, 1986. -45 p.
  • Aftandilian David. What are the Animals to us: Approaches from Science, Religion, Folklore, Literature, and Art. -New-York: Univ. of Tennessee Press, 2007. -343 p.
  • Campbell Gordon L. The Oxford Handbook of Animals in Classical Thought and Life. Oxford University Press, 2014. -633 p.
  • Toynbee Jocelyn M. Animals in Roman Life and Art. Johns Hopkins University Press, 1996. -431 p.
  • Baker S. The Postmodern Animal. -London: Reaktion Books, 2000. -207 p.
  • Тиханова В.А. Лик живой природы. Очерки о советских скульпторах-анималистах. -М.: Советский художник, 1990. -240 с.
  • Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи. -М.: Советский художник, 1980. -167 с.
  • Цит по: Зверопоклонник Ватагин. Вглядываясь в жизнь. -Свердловск, 1972. -С. 202, 203.
  • Ефимов И.С. Об искусстве и художниках. -М.: Советский художник, 1977.-С. 90.
  • Цит по: Максимов Ю. Художник, навсегда полюбивший зверей//Семья и ла. -1978. -№ 10. -С. 41-43.
  • Мнейзер Л.Г. Массовая политпросветительная работа в зоопарках//Бюллетень зоопарков и зоосадов. -1933. -№ 3. -С. 2-6.
  • О Московском зоосаде. К 800-летию Москвы. (1147-1947). 1919-1923. ГДМ. Архив А.Ф. Котса. Ф.1014. Ед. хр. 109. -С. 5.
Еще
Статья научная