Модель взаимодействия государства и малого предпринимательства

Бесплатный доступ

Обеспечение эффективного развития предпринимательского сектора экономики является неотъемлемым условием экономически устойчивого развития национального хозяйства. Особую роль в этом имеет малый бизнес. Прежде всего, это связано с тем, что именно малое предпринимательство обеспечивает снижение безработицы в различных секторах экономики, рост доходов населения, способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, инициирует инновации. В этой связи нивелирование проявлений деформации функционирования малых предприятий, ставших наиболее распространенной формой предпринимательства, обеспечивает условия для устойчивого социально-экономического развития страны. Развитие предпринимательства в лесном хозяйстве, в т. ч. малого, является наиболее проблемным в современных условиях хозяйствования. В силу специфики сферы деятельности и отсутствия финансовых возможностей малое предпринимательство в этом секторе экономики демонстрирует недостаточную эффективность в своем развитии, что выражается в увеличении недоимок в бюджеты всех уровней, увеличении масштабов теневой деятельности и др...

Еще

Предпринимательство, экономическая безопасность, экономические показатели, государственное регулирование, направления развития

Короткий адрес: https://sciup.org/140244378

IDR: 140244378   |   DOI: 10.20914/2310-1202-2019-1-449-456

Текст научной статьи Модель взаимодействия государства и малого предпринимательства

В современных российских условиях хозяйствования приобретает важность анализ деформаций в развитии малого предпринимательства в тех секторах экономики, которые имеют стратегически важное значение для развития экономики всей страны. Так, для России стратегическими ресурсами, определяющими вектор развития ее экономики, среди прочих выступают лесные. Это связано с тем, что Россия

является самой крупной в мире страной, обладающей лесными ресурсами. Она занимает первое место в мире по площади лесов и объему запасов древесины. Кроме того, развитие предпринимательства в лесном хозяйстве, в т. ч. малого, является наиболее проблемным в современных условиях хозяйствования. В силу специфики сферы деятельности и отсутствия финансовых возможностей малое предпринимательство в этом секторе экономики демонстрирует недостаточную эффективность в своем развитии, что выражается в увеличении недоимок в бюджеты всех уровней, масштабов теневой деятельности и др. Это обусловливает необходимость более внимательного исследования реализуемого инструментария государственной поддержки деятельности малого предпринимательства в лесном секторе экономики с учетом существующих в настоящее время факторов деформации бизнеса.

Известно, что система взаимодействия государства и лесного предпринимательства в разных странах функционирует по-разному.

Американские ученые Andrei Shleifer и Robert Ward Vishny предлагают рассматривать три модели взаимодействия государства и предпринимательства в условиях рыночной экономики: модель «невидимой руки государства» (Invisible Hand), модель – «помогающей руку государства» (Helping Hand), модель «грабящей руки» государства (Grabbing Hand).

В России в силу наличия серьезных проблем в нормативно-правовой базе, при отсутствии условий для эффективного сотрудничества, неразвитости инвестиционной и инновационной среды Е.Г. Ясин [1] выделяет три модели: белую, черную и серую.

Профессор М.В. Киварина [2] говорит о наличии двух альтернативных моделей взаимодействия властных и предпринимательских структур – атомистической и ассоциированной.

Атомистическая модель, по мнению ученого, формируется в условиях низкой экономической силы предпринимательства, которое представлено отдельными разрозненными конкурирующими между собой предпринимательскими структурами, осуществляющими с государством в зависимости от степени доверия к нему одностороннее (лидерство власти) или двустороннее (частное) взаимодействие. Государство в данной модели рассматривается как внешняя сила, при этом его основной функцией является совместная с предпринимательством разработка правил регулирования экономики, разрешения деловых конфликтов (которые не могут быть преодолены предпринимательским сообществом самостоятельно), а также мер поддержки национальных производителей на международных рынках [13–16].

В рамках ассоциированной модели бизнес эволюционирует от экономического актора, ориентированного на максимизацию прибыли, до социально ответственного субъекта гражданского общества. При этом во взаимодействие вступают уже не отдельные предпринимательские структуры, а их объединения и союзы, оформленные институционально, которые получают возможность участвовать в выработке законопроектов и принятии политических решений в обмен на добровольное выполнение части социальных функций, традиционно осуществляемых государством. В современной России процесс преобразования атомистической модели в ассоциированную находится на начальном этапе, поэтому преобладающей формой является частное взаимодействие властных и предпринимательских структур [3].

Для настоящего исследования важна модель взаимодействия государства и лесного предпринимательства. Следует отметить, что эта модель в истории России менялась многократно. Лесное хозяйство и система управления лесными ресурсами переживают уже третью реформу за последние 15 лет. Введенный в действие с 01.01.2007 г. новый Лесной кодекс РФ, так же как и предыдущие варианты Лесного кодекса РФ (1997), содержит целый ряд недоработок, в первую очередь, организационного характера.

Модель взаимодействия государства и предпринимательства лесного хозяйства изначально основана на различных формах собственности на леса и другие средства производства. Для нее характерно разделение функций управления лесами и функций хозяйствования. Такая система предполагает наличие хорошо развитого лесного законодательства, которое предусматривает ответственность лесовладель-цев и лесопользователей за нарушения норм и правил лесозаготовки, лесовосстановления и лесозащиты. Следует отметить, что наиболее совершенную модель имеют страны Скандинавии – Финляндия, Швеция, отличающиеся наличием рыночной экономики, в которых преобладают частные леса. В этих странах рынок лесных материалов выступает как регулятор экономических отношений и ценообразования. Лесовладельцы получают от государства льготы или частичную компенсацию расходов на возобновление лесов после рубки. Издержки на лесовозобновление и лесоразведение, как правило, не облагаются налогом.

Сопоставление лесного хозяйства при различных формах собственности в Канаде показывает, что по качеству лесохозяйственная деятельность на арендных условиях уступает уровню хозяйствования в частных лесах.

В СССР государство изначально финансово поддерживало лесозаготовительную промышленность через сохранение низкого уровня попенной платы за древесину, строительство лесных дорог и благоустроенных по стандартам того времени поселков, научно-техническую и кадровую поддержку, в то время как лесное хозяйство финансировалось по остаточному принципу. Неравное экономическое положение двух смежных отраслей (лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства) предопределило долговременные конфликты в отношениях между ними как на уровне государства, так и на низовом уровне, к сожалению, не преодоленные до настоящего времени.

Усилия государства в этом плане должны быть направлены на обеспечение экологически безопасного взаимодействия лесной промышленности и лесных экосистем, на благополучии которых базируется благополучие всего лесного сектора национальной экономики.

Устойчивое управление лесным хозяйством и лесами напрямую зависит от продуктивности лесов, а она, в свою очередь, снижается в результате хозяйственной деятельности человека, включая загрязнение окружающей природной среды.

Развитие малого предпринимательства в лесном секторе является одним из основных условий роста эффективности и конкурентоспособности лесного хозяйства, лесной промышленности и смежных отраслей.

В свою очередь, модель взаимодействия государства и малого предпринимательства в лесном секторе экономики представляет собой организационное обеспечение согласованных действий субъектов лесных отношений в вопросах использования, охраны, воспроизводства лесных ресурсов. Взаимодействие лесного предпринимательства и власти должно развиваться в оптимальных для лесного сектора формах и направлениях:

─ обеспечение благоприятных условий комплексного многоцелевого использования лесных ресурсов;

─ рациональное, неистощительное природопользование;

─ адресная поддержка и государственная гарантия устойчивости функционирования предпринимательства в сфере лесопользования;

─ рост профессионализма и компетентности в вопросах лесного хозяйства;

─ создание лесной инфраструктуры;

─ снижение деформаций в развитии лесного предпринимательства.

Обсуждение

Представленная на рисунке организационная модель позволяет обеспечить привлекательность предпринимательской деятельности в сфере лесопользования за счет снижения уровня ее деформации и теневизации (рисунок 1).

В соотвествии с Лесным кодексом предприниматели – юридические и физические лица, желающие арендовать участки лесного фонда, направляют в орган исполнительной власти письменное заявление. Лесные участки, относящиеся к федеральной собственности, продаже не подлежат, но их можно взять в аренду, срок действия которой составляет от года до сорока девяти лет. Участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов за исключением случаев предоставления участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования. По результатам конкурсных процедур составляется договор аренды и осуществляется передача участка лесного фонда арендодателем и принятие его арендатором на условиях, предусмотренных договором аренды.

Арендатор обязан разработать проект освоения лесов (ст. 12 ЛК РФ). Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в аренду в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра.

Более того, согласно ч. 2 ст. 24 ЛК РФ невыполнение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком (см. комментарий к ст. 24 ЛК РФ).

Рисунок 1. Организационная модель взаимодействия государства и МПС в лесном секторе

Figure 1. Institutional model of State and MEA interaction in the forest sector

Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов.

В то же время в проекте освоения лесов нет экономических и финансовых расчетов, не определена эффективность освоения лесного участка ни для арендодателя, ни для арендатора. Экономические расчеты являются базой для выполнения комплекса работ в соответствии с лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов.

Перед заключением договора аренды лесного участка целесообразно выполнить экономические расчеты и определить стоимость лесохозяйственных работ на единицу и весь объем. В этой связи в представленную организационную модель введен блок «Оценки эффективности лесопользования».

Первоначальной информацией для этих расчетов является лесной план субъекта и регламенты лесничеств.

Определение полной себестоимости единицы лесохозяйственных работ С л/х (км, га, т, м3), которые помимо рубок ухода включают лесовосстановительные, противопожарные и лесозащитные работы, следует рассчитывать по формуле

С = ym T. *TC + л / х     / j ;=1 ei

Z '^ * TC ) * %

+y n Э2_ + y I M * ц + Н

4-^ j = 1 //'/'     k^k -1    k  к^к

+

,

где Те i – трудоемкость выполнения i-й операции; ТС – дневная тарифная ставка с учетом различного рода доплат и выплат; i – количество операций в технологическом процессе; % – ставка налога на страховые взносы; Э j – расходы на содержание и эксплуатацию технических средств на j-й операции технологического процесса с учетом заработной платы вспомогательных рабочих, страховых взносов, амортизационных отчислений, затрат на ГСМ, техническое обслуживание и ремонт основных средств и прочих расходов; j – количество операций, на которых используются технические средства; ПТ j – сменная производительность технических средств на j-й операции технологического процесса; М k – расход k-го материала на единицу работ (услуг, объектов); Ц k – цена единицы k-го материла; k – количество видов используемых материалов; Н – накладные расходы на организацию единицы лесохозяйственных работ. Расчеты рекомендуется осуществлять в форме Расчетно-технологических карт.

Для определения прибыли от основной деятельности (лесозаготовка) необходимо рассчитать выручку от продаж продукции (доход), которой будут являться круглые лесоматериалы (сортименты), а в затраты (расходы) включать стоимость проведения комплекса лесохозяйственных работ и работ по лесозаготовкам. При определении прибыли Пр целесообразно использовать формулу

m

Пр - ^ QixPi Сл x

i где 1… m – набор сортиментов круглого леса, отходов; Qi – объем заготовки древесины i-го вида; Рi – рыночная цена i-го вида сортиментов; Сл/x – затраты на лесохозяйственные работы, затраты на заготовку, первичную обработку и транспортировку лесоматериалов.

Для определения прибыли от основной деятельности (рекреация) необходимо рассчитать выручку от оказания услуг (доход), а в затраты (расходы) включать стоимость проведения комплекса лесохозяйственных работ. Определяют прибыль Пр по формуле

m

Пр - ^ Qixpi-Сд/х

i где Qi – объем оказания рекреационных услуг i-го вида, Рi – цена i-го вида оказываемой услуги, р.

Для определения прибыли от основной деятельности (недревесные продукты леса) необходимо рассчитать выручку от оказания услуг (доход), а в затраты (расходы) включать стоимость проведения комплекса лесохозяйственных работ. При определении прибыли целесообразно использовать формулу

n

где i – вид недревесного продукта леса; П недр.пр. – цена объема недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, р./т; V заг.недр. пр. – годовой объем заготовки недревесных продуктов леса, тыс. т/год.

Для определения прибыли от основной деятельности (организация охоты) необходимо рассчитать выручку от оказания услуг (доход), а в затраты (расходы) включать стоимость проведения комплекса лесохозяйственных работ. При определении прибыли используют формулу

n

Пр — Z(Пб ж- "У«г.ох. р.)-Сл/Х- i — 1

где i – вид охотничьего ресурса, П об.ж.м. – стоимость за объект животного мира по оцениваемому виду, тыс. р./особь; V заг.ох. р. – годовой объем заготовки охотничьих ресурсов, тыс. особей/год.

Применение методики позволяет произвести предварительную оценку эффективности лесохозяйственной деятельности на арендованном лесном участке (либо в порядке планирования аренды участка лесного фонда), на основании чего могут приниматься стратегические решения о целесообразности пользования данным лесным участком. При этом возможны два варианта.

Вариант 1. При условии полного финансирования лесохозяйственных работ средствами арендатора затраты не покрываются планируемой выручкой – пользование данным лесным участком нецелесообразно.

Вариант 2. При условии полного финансирования лесохозяйственных работ средствами арендатора затраты покрываются планируемой выручкой – пользование данным лесным участком целесообразно.

Предлагаемая методика оценки эффективности лесохозяйственной деятельности на арендованном лесном участке арендатором позволяет:

─ устанавливать обоснованную систему платежей за древесину в зависимости от лесовод-ственно-экологических особенностей арендуемого участка, его экономической доступности, а также от применяемых лесозаготовительным предприятием параметров заготовки и вывозки древесины и форм лесопользования;

─ рекомендовать арендаторам наиболее предпочтительные формы лесопользования;

─ формировать экономически обоснованные условия договора аренды.

Ранее было показано, что деформации предпринимательской деятельности во многом связаны с отсутствием поддержки лесного предпринимательства со стороны государства. В этом плане целесообразно формирование «Фонда развития предпринимательства» за счет перераспределения финансовых потоков в лесном хозяйстве.

Платежи за пользование лесными ресурсами поступают в бюджеты трех уровней (федеральный, республиканский, региональный) и используются для финансирования органов управления лесным хозяйством, а также на охрану

Список литературы Модель взаимодействия государства и малого предпринимательства

  • Киварина М.В., Костусенко Е.И. Особенности взаимодействия властных и предпринимательских структур в Новгородской области//Российское предпринимательство. 2014. № 2 (248). С. 39-45.
  • Любинин Д.А. Партнерство государства и бизнеса: необходимость, содержание и формы реализации: автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2008. 23 с.
  • Морковина С.С., Попова Ю.Н., Денисова Ю.Г. Методический подход к анализу и выявлению приоритетных форм организации предпринимательской деятельности в системе лесного хозяйства малолесной зоны//Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 26 (377). С. 2-9.
  • Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http://www.wciom.ru/
  • Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL: www.economy.gov.ru
  • Официальный сайт национального института системных исследований проблем предпринимательства. URL: http://www.nisse.ru.
  • Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/dep/siberia/press/470
  • Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
  • Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие лесного хозяйства»: Постановление Правительства Воронежской области № 1077 от 10 декабря 2013 года (с изменениями на 29 марта 2019 года).
  • Об утверждении Положения об управлении лесного хозяйства Воронежской области: Постановление Правительства Воронежской области № 379 от 12 мая 2009 года (с изменениями на 18 марта 2019 года
  • Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://nacles.ru/
  • Ясин Е.Г. Государство и экономика на этапе модернизации. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.
  • Valentina V., Marius-Razvan S., Stroe A. Innovative valuing of the cultural heritage assets. Economic implication on local employability, small entrepreneurship development and social inclusion//Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 188. P. 16-26.
  • Amato C., Baron R.A., Barbieri B., Belanger J.J. et al. Regulatory modes and entrepreneurship: the mediational role of alertness in small business success//Journal of Small Business Management. 2017. V. 55. P. 27-42.
  • Doern R. Entrepreneurship and crisis management: The experiences of small businesses during the London 2011 riots//International Small Business Journal. 2016. V. 34. № 3. P. 276-302.
  • Volery T., Mazzarol T. The evolution of the small business and entrepreneurship field: A bibliometric investigation of articles published in the International Small Business Journal//International Small Business Journal. 2015. V. 33. № 4. P. 374-396.
  • Проваленова Н.В. Концептуальные аспекты развития сферы жилищно-коммунальных услуг//Вестник НГИЭИ. 2018. № 9 (88). С. 5-17.
  • Шамин А.Е., Проваленова Н.В. Особенности предоставления жилищно-коммунальных услуг в малых муниципальных образованиях//Вестник НГИЭИ. 2017. № 2 (69). С. 90-99.
Еще
Статья научная