Модели человека в экономической теории
Автор: Шилова А.Е.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 12-2 (31), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются две основные модели человека в экономической теории, представленные неоклассиками и институционалистами. Приведены различия между этими двумя моделями, рассмотрены такие понятия, как рациональное и иррациональное поведение, ограниченная рациональность. Приведены примеры поведения реального человека из повседневной жизни в рамках каждой из рассмотренных теорий.
Модель, неоклассическая школа, институционализм, максимизация целевой функции, рациональное поведение, иррациональное поведение, ограниченная рациональность
Короткий адрес: https://sciup.org/140117502
IDR: 140117502
Текст научной статьи Модели человека в экономической теории
В основе экономической науки, как и в других общественных науках: психологии, политологии, социологии, - лежит человеческое поведение. Важнейшая роль в экономической теории отведена модели человека как объекту исследования, предполагающему упрощенное представление о человеческой природе. При этом в экономической науке не существует единого подхода к определению модели человека. Среди многочисленных направлений создания модели человека в экономике можно выделить два основных [1,с. 76].
Первое направление представлено маржинализмом, неоклассиками. Данный подход представляет модель «человека экономического» («homo economicus»), основной характеристикой которого является максимизация целевой функции. При этом предполагается, что «человек экономический» действует в рамках рационального поведения.
Рациональное поведение с точки зрения экономической науки не просто «разумное» и «соответствующее ситуации». Рациональное поведение - способность индивида иметь ясные цели и достигать их наилучшим способом. Рациональный индивид может просчитать издержки и выгоды различных возможных вариантов выбора, а затем сделать наиболее оптимальный выбор.
Например, когда человек хочет есть, он пытается удовлетворить свою потребность рациональным способом. Если человек покупает обычные недорогие продукты, чтобы приготовить ужин, это считается рациональным поведением. Однако если человек заказывает стейк из мраморной говядины в дорогом ресторане по баснословной цене, это тоже рациональное поведение, так как человек наслаждается высоким уровнем обслуживания, дополнительными вкусовыми оттенками, интерьером заведения. Также, покупка лотерейного билета считается рациональным поведением, даже если человек знает, что математическое ожидание его выигрыша отрицательно. Экономическая теория говорит, что в этом случае человек расположен к риску, и изучением такого поведения занимается раздел микроэкономики «выбор в условиях неопределённости».
Но если человек постоянно покупает билеты лотереи, где шансы на выигрыш составляют 1/30000, а не одинаковые по стоимости билеты с шансами выиграть 1/15000, то такое поведение уже нельзя считать рациональным. Иррациональным, т.е. противопоставленным экономически рациональному, будет в данном случае поведение немаксимизирующее, т.е. либо непоследовательное поведение, либо то, которое не отвечает интересам индивида, причем ему об этом известно. По мнению неоклассиков, непосредственная причина экономически иррационального поведения – когнитивная несостоятельность субъекта.
Второе направление присуще институционализму. Институционалисты вносят новые краски в портрет экономического человека. В отличие практически от всех остальных направлений экономической теории они не рассматривают человеческую природу как данность, а пытаются изучить закономерности ее формирования и эволюции. Если неоклассики полагают, что поведение индивида направлено на максимизацию материальных благ и он никогда не будет делать того, что противоречило бы его интересам, то, по мнению институционалистов, большинство людей рационально только отчасти, и эмоционально либо иррационально в остальных ситуациях и поведение каждого индивида направлено на упрочение своего положения и статуса в обществе.
В рамках этого направления модели человека представляются более сложными и основаны на теории ограниченной рациональности. В концепции ограниченной рациональности, предложенной Г. Саймоном, неоклассическая модель «человека экономического» подвергается сомнению, так как в действительности совершенно рациональные решения мало осуществимы на практике из-за ограниченности вычислительных ресурсов, необходимых для их принятия.
Кроме того, по мнению институционалистов, стимулы поведения человека включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — соблюдение традиций, привычки, престиж, желание наслаждаться жизнью и др. Американский экономист Д. Норт, один из наиболее известных представителей неоинституционализма, говорил, что «человеческое поведение гораздо сложнее того, которое описывают экономисты в своих моделях, опирающихся на функцию индивидуальной полезности. Во многих случаях следует говорить не только о максимизации личной выгоды, но и об альтруизме и самоограничении, которые радикально влияют на результат выбора индивида».
Так, по мнению сторонников неоклассической модели человека, приобретение ненужных на данный момент товаров со скидкой в супермаркете, поход в бар с друзьями на последние деньги и накануне важного совещания, покупка телефона последней модели в кредит или на деньги, отложенные для более значимой покупки, потому что такой телефон есть у коллеги, – все это примеры иррационального поведения, так как данные поступки не ведут к максимизации полезности индивида. Однако с точки зрения институционалистов каждый из этих поступков имеет место быть, их можно объяснить желаниями человека наслаждаться жизнью, привычками, стремлением соответствовать, повысить свой статус в глазах окружающих.
Для модели «институционального человека» возрастает значение не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, в том числе неэкономических. Данную модель отличает многообразие потребностей, основной из них является потребность в свободе самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов. Так, например, пожертвование некоторой суммы денег в приют для бездомных животных – невыгодно с экономической точки зрения, однако моральное удовлетворение, которое получает человек, это неэкономическая выгода, которая может для него быть важнее материальной.
В реальной жизни человек не может вести себя в строгих рамках экономической рациональности. Таким образом, рациональность и иррациональность в реальной жизни дополняют друг друга, что позволяет модели принятия решений приблизиться к реальному поведению экономических агентов.
Носящие в целом абстрактный характер, эти модели отражают в обобщенной форме основные параметры, присущие «человеческому фактору» в хозяйственных процессах. Знание их позволяет не только оценивать роль человека в экономике на различных стадиях развития общества, но и формировать наиболее оптимальные направления в экономической политике, прогнозировать с достаточно высокой степенью вероятности последствия тех или иных экономических решений.
Список литературы Модели человека в экономической теории
- Горяинова Л.В. История экономических учений//Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. Москва. -2003.
- Автономов В.С. Модель человека в экономической науке.//СПБ: Экономическая школа. -1998. -230 с.
- Рыжкова М.В. Иррациональное потребительское поведение как предмет экономической науки//Вестник томского государственного университета. -2015. -№ 4(20). -с. 9
- Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления//THESIS. -1993. -№3. -с. 16-38.