Моделирование области возможных результатов инновационного инвестиционного проекта
Автор: Минакова И.В., Аниканов П.В.
Журнал: Вопросы современной экономики @economic-journal
Рубрика: Модернизация и инновации
Статья в выпуске: 1, 2013 года.
Бесплатный доступ
Предложены методические подходы к оценке уровня инвестиционного риска. В качестве количественной меры риска убыточности использована вероятность получения отрицательного значения модифицированной ставки сложного процента. Сделан вывод о том, что применение для аппроксимации результатов моделирования экстремальных распределений, в том числе распределений Гумбеля, может быть гораздо более адекватным, чем использование широко распространенного нормального распределения вероятностей.
Инновационный инвестиционный проект, оценка инвестиционного риска, банкротство инновационного проекта
Короткий адрес: https://sciup.org/14340737
IDR: 14340737
Текст научной статьи Моделирование области возможных результатов инновационного инвестиционного проекта
О.I. Shalina, associate professor of chair of economic theory
Ufa state aviation technical University
e-mail: olenkash@bk.ru
Статья посвящена исследованию влияния государства на инновационные процессы в экономике. Анализируются финансирование государством затрат на НИОКР в России и странах мира. Выявлена взаимосвязь между размером государственного сектора и эффективностью инноваций
Государственное участие в инновационном процессе играет значимую роль в экономическом развитии страны. От величины государственного сектора, его текущего состояния, политики и эффективности зависит как состояние экономики страны в целом, так и реализация ее инновационной стратегии. При этом государство влияет на частный сектор через четыре основных инструмента: создание нормативно-правовой базы; налогообложение; государственные расходы на образование, НИОКР и создание инфраструктуры; регулирование, эффективность и модернизацию государственных услуг.
Косвенное влияние государства на инновации происходит через создание рамочных условий для инноваций: макроэкономической стабильности, обеспечение верховенства закона, поддержание конкурентной среды, снижение коррупции, повышение открытости рынков, создание инвестиционного климата для прямых иностранных инвестиций и др.
Под инновациями в контексте статьи понимается процесс создания и применения новых идей, появления новых продуктов и отраслей промышленности, совершенствования работы учреждений на основе организационных нововведений, что в результате приводит к повышению уровня жизни населения. Государственный сектор понимается в широком значении этого термина.
В исследовании Института социального и экономического анализа (ЕС) подчеркивается, что государственный сектор определяет успех или неудачи инновационного процесса в той же степени, что и частный сектор [1]. Инновации являются результатом «первичных распределенных усилий, которые правительство может предпринять и на которые может влиять» [4, с.9]. Государственный сектор может быть платформой для частных инноваций предприятий, выступая регулятором, инвестором, покупателем и партнером. Большое влияние здесь оказывают инвестиции государства в фундаментальную науку и инфраструктуру, политику в области образования, защиту интеллектуальной собственности.
Сопоставим статистические данные, характеризующие инновационный процесс, по Евросоюзу и России. В Евросоюзе сегодня на НИОКР тратится примерно 3,3 евро в расчете на жителя, для сравнения в 2000 году эта цифра составляла 1,8 евро. Расходы на НИОКР стран ЕС составляют 1,91% от ВВП (2010 год), США - 1,77% [5]. При этом доля государственных бюджетных расходов и ассигнований на научные исследования в ЕС составляют 1,47% (2011 год), в США – 2,51%, в Японии -1,83%, в России - 1,14%. Доля правительственных исследований в общем числе исследований (2010 год) в Европе является неоднородной и варьируется от 3,1% (Ирландия) до 26,4% (Словения). В странах бывшего соцлагеря доля правительственных исследований гораздо выше, чем в целом по Европе.
По данным Евростата количество занятых в науке и разработке технологий в ЕС в общем количестве занятых составляло в 2011 году 42,3% и постепенно увеличивается (в 2006 году было 38,6%). При этом значение сильно варьируется по странам: от 54% в Швейцарии и Норвегии до 25-27% в Румынии и Португалии. Неуклонно растет число студентов-докторантов в научных и технологических областях: число таких студентов в возрасте 2029 лет с 2000 по 2009 год в среднем выросло на 17,5%. Средняя годовая зарплата научно-педагогических кадров в государственных вузах ЕС составляет 42470 дол., в США – 48446 дол. [2].
В ренкинге стран по научной работе Россия занимает 39 место (набрав 478 очков), находясь между Люксембургом и Грецией, лидируют в этом рейтинге Китай, Финляндия и Гонконг (549-575 очков) [5].
Количество занятых в высоко и средне высокотехнологичной индустрии в общем объеме занятых составляло по ЕС в 2007году - 6,67%, в Германии - 10,72%, во Франции - 5,92%.
За патентами на науку и изобретения в 2010 году в среднем по странам ЕС обратилось 109,2 человека (в расчете на миллион жителей), в том числе в Германии - 267,48, во Франции - 135,27, а в России только 1,49.
Производительность труда в России намного ниже, чем в развитых странах: ВВП за час отработанного времени составляет в России 21,5 дол. (2011 год), что является самым низким показателем среди всех европейских стран (в среднем по ЕС 50,9) и на 64% ниже аналогичного показателя в США.
Внутренние затраты на развитие и инновации в России составляют 1,03% от ВВП и на 2/3 финансируются за счет государственного бюджета. При этом государство не является основным исполнителем НИОКР – 63% исследований было выполнено в предпринимательском секторе. Эксперты объясняют эту ситуацию высокой долей государственного финансирования предпринимательского сектора: в 2008 году там было израсходовано 54% государственных средств, 6% средств были направлены в ВУЗы, и 39% средств было израсходовано в самом государственном секторе.
В 2008 году в России сложилась следующая структура финансирования инноваций и развития субъектов экономики по источникам. В предпринимательском секторе из всех средств, затраченных на финансирование 56% составляли государственные средства, 37% -собственные, 7% - зарубежные источники [4]. В государственном секторе 83% приходилось на государственные средства, 12% - на средства предпринимателей, 4% - зарубежные средства. Научные исследования в секторе высшего образования финансировались за счет государственных источников на 62%, предпринимательского сектора на 29%, собственных средств на 6% , зарубежных источников на 3% . Данные показывают, что в России преобладает финансирование НИОКР за счет государственных средств, затем идут средства предпринимательского сектора и зарубежные средства.
К аналогичным выводам пришли зарубежные исследователи инновационного развития российской экономики. Так в Обзоре ОЭСР по инновационной политике России отмечается, что основная часть научных исследований и разработок осуществляется государственными органами и финансируется из бюджета, а частный сектор и система высшего образования остаются на второстепенных ролях [4].
Как правило, финансовая поддержка со стороны государства научноисследовательских организаций и работ ведется по следующим направлениям: в виде грантов; налоговых льгот; открытой политики государственных закупок; государственно-частное партнерство. Основная проблема при этом заключается в создании эффективных конкурентных механизмов распределения государственного финансирования.
Анализ в разрезе отраслевой структуры народного хозяйства показал, что технологические инновации в добывающей, обрабатывающей промышленности, электроэнергетике, газо- и водоснабжении государство финансировало в 2010 году на 5%, в связи, вычислительной технике и ИТ -на 2,3%. При этом в данных отраслях основные затраты на инновации шли на покупку нового оборудования (более 50%), только 1-2% на приобретение технологий, менее 0,5% на приобретение патентов и лицензий [6, с.45-54].
Несмотря на значительные средства, выделяемые государством, вопрос о достаточности финансирования научных исследований и разработок не теряет своей актуальности. Опрос представителей предпринимательского сектора показал, что существенным экономическим фактором, тормозящим инновации в России, является недостаток собственных финансовых ресурсов и государственного финансирования [6].
По мнению исследователей, существует связь между размерами государственного сектора и эффективностью инноваций и модернизации экономики страны [1, с.16]. Однако характер этой связи не является четко установленным. С одной стороны, проведённые в странах Европы исследования, показали, что страны с меньшей долей государственного сектора (государственные расходы менее 40% ВВП) показывают лучшее экономическое состояние, чем страны с большой (более 50%) и средней долей государственного сектора (40-50%). С другой стороны, большое влияние здесь оказывают эффективность самого государственного сектора, сложившиеся институциональная структура и среда.
Особенности инновационного процесса в российской экономике проявляются не только в преобладании государственных источников финансирования НИОКР, но также в:
-
- наличии резкого контраста между передовыми высокотехнологичными предприятиями и предприятиями с очень низкой производительностью труда и слабым стремлением к инновациям;
-
- направленности инновационной политики «сверху-вниз» и с одновременной раздробленностью инновационной структуры. Эксперты отмечают, что у нас есть все элементы инновационной системы, необходимые для ее функционирования, однако они слабо связаны между собой, либо вообще не связаны. Не построена «тройная спираль» -эффективное взаимодействие государства, науки и бизнеса по горизонтали и обмен функциями. [3]
Крупнейшие предприятия в России не имеют серьезных стимулов к сокращению издержек, внедрению инноваций и росту эффективности благодаря извлечению «легкого» рентного дохода, что является последствием неудачной приватизации и нерациональной государственной политики в переходный период. Вклад среднего и малого бизнеса в ВВП является не существенным, а доля инновационных малых и средних предприятий во всех МСП России составляет всего 2% [4, с.35]. В экономических кругах все чаше высказывается мнение о необходимости разработки и неукоснительного выполнения централизованного государственного плана в области модернизации и инноваций. Ряд российских ученых считает также необходимым условием перехода страны на инновационный тип развития сохранение государственной собственности на основные материальные ресурсы (водные и земельные, лесные, недра) и национализацию крупнейших российских сырьевых, энергетических предприятий, а также железнодорожного, морского и авиационного транспорта [7, 8]. Не можем выразить согласие с этой точкой зрения, поскольку национализация в принудительной форме подорвет политическое доверие к российскому государству и вызовет массовый отток инвестиций из России, что в свое время наглядно продемонстрировало «дело Юкоса». Что касается национализации в форме выкупа, то, во-первых, у государства недостаточно финансовых ресурсов для осуществления этого плана, во-вторых, как показывает такая практика цена подобных сделок (вспомним ситуацию с ТНК-BP) является завышенной, в-третьих, предприниматели, получив огромные денежные суммы предпочитают не оставлять их на территории РФ, то есть бюджетные деньги просто утекут заграницу, и, в-четвертых, основные фонды на данных предприятиях являются крайне изношенными и потребуют гигантских дополнительных вливаний для их модернизации.
Таким образом, структура прав собственности, соотношение государственного сектора и частного не являются в России рациональными и способствующими усилению инновационных процессов, а служат лишь обогащению узкого круга собственников. Историческое наследие России и менталитет населения, наряду с объективными экономическими факторами, диктуют необходимость увеличения государственного сектора и роли государства, которое возьмет «бразды правления» инновационным процессом в свои руки. Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что государство в странах с развитой рыночной системой является более активным, а главное более результативным субъектом развития инновационной экономики по сравнению с Россией, что также может служить дополнительным весомым аргументом в пользу активизации его участия в инновационном развитии российской экономики. Однако наращивание государственного сектора в экономике необходимо проводить поэтапно и с помощью экономических рычагов. Здесь на первый план должна выходить проблема повышения эффективности государственного сектора в целом, а также эффективности каждого проекта с государственным участием в масштабах всего общества. Одной из форм, так называемой косвенной приватизации в крупном бизнесе, является создание государственно-частных партнёрств. При этом потенциал госсектора надо использовать прежде всего в тех областях и сферах деятельности, где он себя оправдывает, например в наукоемких отраслях.
С точки зрения поощрения инноваций в среднем и малом бизнесе, первоочередным шагом в этом направлении должно быть пробуждение интереса данного сектора экономики к внедрению инноваций на основе спирали: «разработка и внедрение инноваций – снижение себестоимости продукции – увеличение прибыли». Вторым шагом должно стать паритетное участие государства в финансировании инновационного процесса и максимальное облегчение доступа малого и среднего бизнеса к государственным финансовым ресурсам. Целесообразно применять здесь такие инструменты как долгосрочный лизинг оборудования и государственные заказы. Для облегчения привлечения внешнего финансирования путем размещения акций на бирже могут использоваться инструменты налоговой политики.
В части финансирования ВУЗов и НИИ наряду с другими мерами необходимо разработать методику оценки эффективности действующих программ финансирования НИОКР и сопоставлять величину затрат на финансирование с результативностью исследовательской деятельности.
При объективно необходимой определяющей роли государства на современном этапе развития российской экономики, осуществление инновационной стратегии возможно лишь совместными усилиями государства и частного капитала, потенциал которого как минимум не уступает государственному сектору.
Список литературы Моделирование области возможных результатов инновационного инвестиционного проекта
- Александрова Т.В., Голубев С.А., Колосова О.В. и др. Управление инновационными проектами. Часть I. Методология управления инновационными проектами. Под общ. ред. проф. И.Л. Туккеля. СПб: СПбГТУ, 1999. С.56-59.
- Бовин А.А., Краковская М.Я., Чередникова Л.Е. Концепции и практика управления инновациями. Новосибирск: Новосиб. гос. акад. экономики и упр., 2002. С. 72.
- Васильева М.В. Мировой опыт венчурного финансирования нанотехнологий и возможности его адаптации в России//Финансовая аналитика: Проблемы и решения. 2013. № 6. С. 37-50.
- Васильева М.В. Инновационная политика развития нанотехнологий/М.В. Васильева//Вопросы современной экономики: сетевое издание. Выпуск № 1-2013 г. -Режим доступа: http://economic-journal.net/2013/03/innovacionnaya-politika-razvitiya-nanotexnologij.
- Васильева М.В. Венчурное финансирование нанотехнологий в России: проблемы и приоритеты/М.В. Васильева, Г.E. Муслимова//Вопросы современной экономики: сетевое издание. Выпуск № 1-2013 г. -Режим доступа: http://economic-journal.net/2013/02/venchurnoe-finansirovanie-nanotexnologij-v-rossii-problemy-i-prioritety/.
- Васильева, М.В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально -экономического развития России/М.В. Васильева//Национальные интересы: приоритеты и безопасность.-2009.-№ 17.
- Васильева, М.В. Стратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов/М.В. Васильева, А.Р. Урбанович//Национальные интересы: приоритеты и безопасность.-2011. -№ 2.