Модельное описание электронной концентрации в средней ионосфере
Автор: Щепкин Л.А., Кузнецова Г.М., Кушнаренко Г.П.
Журнал: Солнечно-земная физика @solnechno-zemnaya-fizika
Статья в выпуске: 13, 2009 года.
Бесплатный доступ
Приводятся и обсуждаются результаты сравнения модельных расчетов электронной концентрации N на высотах ионосферы 120-200 км с экспериментальными данными, полученными в ряде географических пунктов при различных уровнях солнечной активности в разные сезоны года в спокойных и возмущенных условиях. Расчеты были проведены с помощью разработанной авторами полуэмпирической модели (ПЭМ), дающей в общем виде связь N с характеристиками нейтрального газа термосферы и индексом солнечной активности. Приведенные в статье данные свидетельствуют о том, что расчеты по обсуждаемой ПЭМ в большинстве случаев хорошо согласуются с экспериментом (различие между ними составляет 10-20 %). Авторы полагают, что результаты сравнительного анализа, приведенные в статье, свидетельствуют о высокой степени универсальности обсуждаемой ПЭМ.
Короткий адрес: https://sciup.org/142103354
IDR: 142103354
Текст обзорной статьи Модельное описание электронной концентрации в средней ионосфере
В 1997 г. авторами была опубликована полуэм-пирическая модель средней ионосферы (ПЭМ) [1], которая дает связь электронной концентрации N с характеристиками термосферы и индексом солнечной активности. Модель разработана для высот 120–200 км, где в дневное время, как правило, выполняется условие фотохимического равновесия. Многочисленные расчеты, проведенные с помощью модели, подтверждают основную идею, заложенную в нее, идею об универсальном характере модели для среднеширотной ионосферы. Естественно, возникает вопрос о рамках применимости такого типа ПЭМ, о степени точности описания реальных значений N. В какой-то мере ответ можно получить из анализа сравнения модельных расчетов с экспериментальными N. В работе [1] кратко были описаны в общей форме результаты сравнения модельных расчетов с экспериментальными данными. Они свидетельствуют о том, что полученные коэффициенты дают возможность использования ПЭМ в широком диапазоне условий, характеризуемых различием в географическом положении, сезоном года, уровнем солнечной активности в спокойных и возмущенных периодах. Однако вопрос о рамках применимости обсуждаемой ПЭМ неоднократно возникал, поскольку обычно проводимые с ее помощью расчеты относятся к условиям, существенно отличающимся от тех, при которых были получены экспериментальные данные по N, использованные для определения коэффициентов уравнения модели. Такие вопросы возникали потому, что ПЭМ – модель регрессионного типа. Однако при этом упускалось из виду, что здесь используется регрессия особого типа. Дело в том, что промежуточным звеном является опора на характеристики термосферы, очень хорошо описываемые в большинстве случаев ее моделью [2]. Конечно, основой построения ПЭМ явилась разработка уравнения, описывающего в общей форме связь N с параметрами нейтрального газа термосферы и индексом солнечной активности.
Другим обстоятельством , послужившим причи ной постановки вопроса о написании настоящей статьи , служит развитие возможностей использова ния обсуждаемого типа ПЭМ для решения своего рода обратной задачи аэрономии – оценки характе ристик газового состава при использовании ионо сферных измерений N [3].
Учитывая вышесказанное , мы решили предста вить более подробное описание результатов сравни тельного анализа расчетов с экспериментом при раз личных условия х , чем это было сделано в работе [1].
Для этой цели использованы полученные мо дельные расчеты в сравнении их с экспериментом по данным N ( h )- профилей для разных обсерваторий при разных уровнях солнечной активности . Данные по N ( h )- профилям были взяты , в основном , из архи вов МЦД - Б 2.
Уравнение регрессии в разных версиях ПЭМ
Поскольку упомянутое уравнение описывает связь N с параметрами термосферы в общем виде , то представляется справедливой идея об универсаль ности разрабатываемых на основе этого уравнения версий ПЭМ . Эти версии могут быть разнообразны ми , в зависимости от выбора рабочей модели термо сферы , характера исходных экспериментальных данных по N , полученных теми или иными метода ми , а также в зависимости от применения некоторых модификаций уравнения регрессии . Во всех версиях ПЭМ в качестве рабочей используется модель тер мосферы МСИС -86 [2].
Разные модификации уравнения регрессии связаны с различиями в описании непосредственной зависимости N от индекса солнечной активности. Эта зависимость описывается двояко: во-первых, через зависимость концентраций нейтральных газо- вых частиц и их температуры от индекса F10,7 (эта зависимость определяется моделью термосферы); во-вторых, в уравнение введены члены, учитывающие непосредственную связь N с индексом F10.7 . Это та часть зависимости N (F10.7), которая обусловлена эффектом фотоионизации. В первой версии [1] уравнение имело вид
N / N av = X 1+ X 2 [ n 1/(5 n 2+ n 3)]1.5+ X 3( n 1/ n 3) +
+ 0.5 (cos χ )0.5 + X 4 exp[–(T ex – 600)/600] +
+ X 5 ( F – F av ) + X 6 ( F av –150) + X 7 ( F –150)2. (1)
Здесь N – электронная концентрация ; величина N av определяет среднее значение N по всему объему ис пользованных данных отдельно для каждой высоты ; F – индекс солнечного излучения , представляющий собою множитель при величине потока радиоизлуче ния на волне 10.7 см ( в единицах 10–22 Вт · м –2 Гц –1); F – ежедневное значение ; F av – значение индекса , осредненного по интервалу 81 день ( за три оборота Солнца ) с центром в данный день ; X j – искомые ко эффициенты уравнения модели ; n 1, n 2, n 3 – концен трации частиц атомарного кислорода , молекул ки слорода и азота соответственно на 120 км ; T ex – тем пература экзосферы , или асимптотическая темпера тура термосферы ; χ – зенитный угол Солнца .
Второй член уравнения (1) описывает зависи мость N от атомных и молекулярных газовых час тиц , третий член дает зависимость от cos χ , которая , в свою очередь , зависит от отношения ( n 1 / n 3 ); чет вертый член описывает связь N с T ex . Роль послед них трех членов заключается в описании зависимо сти N от ионизирующего излучения Солнца .
Коэффициенты уравнения (1) были получены при использовании модели термосферы МСИС -86 для определения n j , T ex. Исходные эксперименталь ные данные по N получены в Регулярные мировые дни по наблюдениям методом вертикального зонди рования ионосферы в 1957–1967 гг . в обсерватории Москва .
В работе [4] представлена версия ПЭМ , основан ная на уравнении
N / N av = X 1 + X 2 .[ n 1 /(5 n 2 + n 3 )]1.5+ X 3 .( n 1 / n 3 )0.5(cos χ )0.5+
Вместо трех последних членов уравнения (1) здесь используется один член X 5 ( E / E 0 ), дающий за висимость от относительной величины энергии потока ионизирующего излучения в диапазоне 5–105 нм по модели спектрального распределения интенсивно сти ультрафиолетового излучения Солнца [5]. E 0 – величина E при максимуме солнечной активности , когда F = F av = 250. Следует отметить , что значения E с помощью указанной модели могут быть вычисле ны при задании величин F и F av.
Достоинством этой формы является возможность использования соответствующей версии ПЭМ для оценок интегральной интенсивности ионизирующего солнечного излучения в определенных условиях. В работе [4] показано, что использование уравнения (2) в качестве основы ПЭМ дает близкие, отличающиеся на единицы процентов, результаты расчетов N в сравнении с версиями, в которых непосредственная связь N с уровнем солнечной активности описывается уравнением (1). В настоящее время наиболее общими в смысле охвата всего диапазона изменения солнечной активности являются те версии, в которых коэффициенты уравнения определяются с использованием экспериментальных данных по N, полученных как при очень высокой солнечной активности, когда Fav достигали значений, больших 240, так и при минимуме солнечной активности. Для этого были использованы данные по N(h)-профилям, полученным в обсерватории Москва [1] в 1957–1958 гг., в 1964–1965 гг. и в некоторые промежуточные периоды.
Сравнение модельных и экспериментальных значений N
Большой объем модельных расчетов был выпол нен с помощью первых версий ПЭМ . В нашем рас поряжении имелись данные по N ( h )- профилям , по лученным из ионограмм для ряда ионосферных обсер ваторий , расположенных как в восточном , так и в за падном полушариях . Наибольшее количество данных относится к периоду МГГ ( Международный геофизи ческий год ) и после него – 1957–1960 гг .
Следует отметить , что , в основном , имеет место одинаковая степень согласия N экспериментальных ( N э ) и N расчетных ( N р ), несмотря на то , что расчеты N ( h )- профилей из ионограмм были выполнены раз ными методами и разными исследователями .
Поскольку расчеты по различным версиям ПЭМ дают практически совпадающие между собой ре зультаты , то проводимый анализ согласованности между N э и N р может считаться представительным для типов ПЭМ , упомянутых во втором разделе на стоящей статьи .
Рассмотрим вначале расчеты N в сравнении с экспериментальными данными на высоте 200 км , где отмечаются наиболее выраженные суточные и сезонные вариации в связи с изменениями солнеч ной и магнитной активностей ( диапазон высот от 120 до 200 км ). Имеются экспериментальные дан ные за период очень высокой солнечной активности в 1958 г . В табл . 1 приведены суточные вариации расчетных и экспериментальных значений N 200 для разных месяцев указанного года для обсерватории Вашингтон (Washington) (39° N, 283° E) [6] по сред немесячным данным эксперимента ( N э ) и с исполь зованием для расчетов индексов F 10.7 и Ар ( N р ).
Из таблицы видно , что различие между расчетны ми и экспериментальными N на высоте 200 км в днев ные часы составляет единицы процентов . При этом интересно отметить , что значения N р на высоте 200 км
Таблица 1
Среднемесячные значения N 200 (1010, м –3) по станции Вашингтон , (1958 г .) в сравнении с расчетами
Приведем также данные по обсерватории Эдак (Adak) (52° N, 183° E) для периода максимума сол нечной активности – июля и августа 1959 г ., когда F av =218 и F av =206, соответственно . В табл . 3 показа ны для трех часов LT значения dN (%).
Таблица 2
Высотно - временные изменения величин N p и N э (1010, м –3) в июле 1958 г . по станции Вашингтон
LT |
N |
Высота , км |
||||
120 |
140 |
160 |
180 |
200 |
||
6 |
N p |
10 |
12 |
15 |
18 |
22 |
N э |
6 |
9 |
11 |
17 |
20 |
|
8 |
N p |
16 |
20 |
25 |
29 |
32 |
N э |
15 |
20 |
25 |
30 |
34 |
|
10 |
N p |
19 |
24 |
30 |
35 |
38 |
N э |
21 |
27 |
33 |
36 |
39 |
|
12 |
N p |
20 |
25 |
32 |
38 |
42 |
N э |
22 |
30 |
36 |
38 |
40 |
|
14 |
N p |
19 |
24 |
30 |
36 |
41 |
N э |
21 |
29 |
35 |
37 |
39 |
|
16 |
N p |
16 |
20 |
25 |
30 |
35 |
N э |
18 |
23 |
30 |
34 |
35 |
|
18 |
N p |
10 |
12 |
15 |
19 |
24 |
N э |
9 |
11 |
17 |
20 |
26 |
Таблица 3
Значения d N (%) по обсерватории Эдак (1959 г .)
Высота , км |
июль |
август |
||||
LT |
LT |
|||||
8 |
12 |
16 |
8 |
12 |
16 |
|
120 |
–9 |
–6 |
1 |
–4 |
–5 |
2 |
130 |
–9 |
–10 |
–1 |
–4 |
–7 |
1 |
140 |
–11 |
–10 |
–2 |
–6 |
–9 |
0 |
150 |
–10 |
–10 |
–3 |
–6 |
–9 |
0 |
160 |
–10 |
–10 |
–3 |
–7 |
–9 |
–2 |
170 |
–10 |
–8 |
–3 |
–8 |
–8 |
–3 |
180 |
–12 |
–8 |
–5 |
–11 |
–9 |
–6 |
190 |
–20 |
–13 |
–9 |
–18 |
–12 |
–10 |
200 |
–27 |
–18 |
–12 |
–21 |
–14 |
–12 |
Можно отметить большое расхождение расчетов с экспериментом на высотах 190 и 200 км , где сильнее роль содержания атомов кислорода . Может быть , это связано с тем , что в рассматриваемый период на дол готе 180° было пониженное в сравнении с моделью МСИС -86 [2] содержание атомарного кислорода .
Продолжая рассмотрение условий при очень высокой солнечной активности , приведем в табл . 4 значения N p и N э в период с 6 до 18 ч LT для высот 160 и 180 км в июле 1959 г . для обсерваторий
Таблица 4
Суточные изменения значений N160 и N180 по станциям Св . Джона и Монмут для июля 1959 г .
H , км |
Святой Джон (St. John's) |
|||||||||||||
LT |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
|
160 |
N p |
12 |
18 |
26 |
29 |
30 |
31 |
31 |
30 |
30 |
26 |
22 |
18 |
7 |
N э |
10 |
16 |
23 |
26 |
28 |
28 |
30 |
29 |
28 |
26 |
24 |
20 |
10 |
|
180 |
N p |
26 |
30 |
34 |
34 |
35 |
35 |
34 |
34 |
31 |
28 |
22 |
6 |
|
N э |
22 |
26 |
28 |
32 |
33 |
34 |
34 |
32 |
30 |
27 |
22 |
8 |
||
Монмут (Monmouth) |
||||||||||||||
160 |
N p |
14 |
19 |
24 |
29 |
32 |
32 |
32 |
32 |
30 |
27 |
24 |
21 |
9 |
N э |
16 |
20 |
24 |
27 |
29 |
30 |
30 |
30 |
30 |
27 |
24 |
21 |
10 |
|
180 |
N p |
18 |
24 |
29 |
33 |
36 |
37 |
37 |
37 |
34 |
32 |
28 |
12 |
10 |
N э |
18 |
24 |
28 |
31 |
34 |
36 |
37 |
37 |
35 |
38 |
29 |
19 |
10 |
Св . Джона (St. John's) (48° N, 307° E) и Форт Монмут (Ft. Monmouth) (40° N, 286° E). Из этой таблицы также видно хорошее согласие модельных расчетов с экспериментом как по временному ходу , так и по абсолютным значениям N .
Рассмотрим далее условия , характерные для пе риода умеренно повышенной и низкой солнечной ак тивности , по экспериментальным N , полученным в обсерватории Слау (Slough) (51.5° N, 0° E) в 1950 и 1953 гг . [7]. В табл . 5 приведены величины d N на че тырех высотах для 8, 12, и 16 ч LT в июле ( F av =128) и сентябре ( F av=106) 1950 г . и в июне ( F av=70) 1953 г . Можно отметить очень хорошее согласие N p и N э ле том 1950 г . по данным обсерватории Ватероо (Wathe-roo) (30° S, 116° E), расположенной в Южном полуша рии ( Австралия ). Сравнение приведено в табл . 6.
Таблица 5
Величины d N (%) для станции Слау .
H , км |
Июль 1950 г . |
Сентябрь 1950 г . |
Июнь 1953 г . |
||||||
8 ч LT |
12 ч LT |
16 ч LT |
8 ч LT |
12 ч LT |
16 ч LT |
8 ч LT |
12 ч LT |
16 ч LT |
|
140 |
4 |
0 |
–1 |
20 |
10 |
15 |
8 |
8 |
6 |
160 |
–2 |
0 |
–3 |
20 |
11 |
17 |
0 |
1 |
0 |
180 |
–7 |
–3 |
–5 |
24 |
8 |
8 |
–8 |
–1 |
–4 |
200 |
–18 |
–5 |
–8 |
9 |
1 |
1 |
–30 |
–5 |
0 |
Таблица 6
Сравнение расчетных и экспериментальных N (1010, м –3) для станции Ватероо в июле 1950 г .
H , км |
8 ч LT |
12 ч LT |
16 ч LT |
|||
N р |
N э |
N р |
N э |
N р |
N э |
|
140 |
16 |
15 |
21 |
21 |
15 |
15 |
160 |
20 |
20 |
26 |
26 |
19 |
19 |
180 |
24 |
24 |
31 |
30 |
23 |
23 |
200 |
28 |
28 |
35 |
33 |
30 |
29 |
Хорошо согласуются N р с N э во многие конкретные дни при различной степени геомагнитной возмущенно - сти . В табл . 7 показаны результаты расчетов N 200 для 18 возмущенных дней в апреле – августе 1960 г . в сравне нии с N э для обсерватории Форт Монмут по работе [8]. Всего рассмотрено 140 случаев . Различие между N р и N э в среднем составляет 7 %. В семи случаях это различие превышает 20 %, а в 37 случаях 10 %. Хорошее согласо вание N р с N э в эти дни является подтверждением того , что модель МСИС -86 [2] корректно описывала реакцию газового состава и температуры термосферы на изме нение геомагнитной возмущенности .
Существенные различия между N р и N э отме чаются почти во все зимние дни 1959 г . по данным
Таблица 7
Отношение N э / N р ( апрель – август 1960 г ., Форт Монмут .
Дата |
А р |
9 LT |
12 LT |
15 LT |
29.04 |
55 |
0,89 |
0.68 |
– |
6.05 |
60 |
– |
0.94 |
– |
7.05 |
55 |
1.03 |
0.96 |
0.93 |
11.05 |
42 |
0.83 |
0.89 |
0.84 |
5.06 |
52 |
0.97 |
1.06 |
1.00 |
7.06 |
25 |
1.02 |
1.00 |
1.00 |
9.06 |
24 |
1.13 |
1.00 |
0.94– |
28.06 |
65 |
1.04 |
1.10 |
– |
29.06 |
36 |
1.15 |
1.19 |
1.10 |
30.06 |
36 |
– |
– |
1.03 |
1.07 |
55 |
1.09 |
– |
1.07 |
5.07 |
20 |
1.00 |
0.98 |
0.98 |
15.07 |
40 |
1.09 |
– |
0.97 |
18.07 |
24 |
– |
– |
0.99 |
20.07 |
35 |
– |
0.99 |
0.98 |
21.07 |
26 |
1.07 |
1.18 |
1.04 |
17.08 |
52 |
1.11 |
1.05 |
1.04 |
18.07 |
106 |
– |
– |
1.00 |
апрель 2003, 2006 гг .

обсерваторий Эдак и Форт Монмут , когда N э пре вышало N р в 1.2–2 раза . C толь же существенные пре вышения N э над N р наблюдались и в некоторые дни зимних месяцев и вблизи равноденствий . Часто они связаны с « положительными » ионосферными воз мущениями . Следует отметить , что сравнение N р с N э в такие дни может служить индикатором такого рода возмущений на высотах нижней части области F. Вопрос этот заслуживает особого рассмотрения .
Был также рассмотрен вопрос о том , в какой ме ре модельные расчеты по версии ПЭМ с « москов скими » коэффициентами соответствуют экспери ментальным N , полученным в Иркутске , в Институ те солнечно - земной физики СО РАН , с помощью цифрового ионозонда . Расчеты проведены для всех дней летних периодов ( май – август ) 2003–2005 гг ., в которые проводились измерения . В среднем , по всему сезонному периоду каждого года получено , что d N в 2003 г . равнялось –4 %, а в 2004 и 2005 гг . dN = 4–5 %.
На рисунке приведены высотные профили N ( h ) по среднемесячным экспериментальным и расчет ным значениям N для трех месяцев двух лет . Видно хорошее согласие расчетов с экспериментом во всем рассматриваемом высотном диапазоне .
Заключение
Модельные расчеты электронной концентрации на высотах 120–200 км с помощью развиваемой авторами полуэмпирической модели хорошо согла суются с экспериментальными данными на сред них широтах в восточном и западном полушариях . Имеющиеся расхождения обычно лежат в пределах 10 %. Выявлены случаи , когда расхождение суще ственно увеличивается . Это относится к некоторым зимним месяцам и периодов вблизи равноденствий года очень высокой солнечной активности (1959 г .). В случаях выраженных положительных возму щений в течение части освещенного периода суток отмечаются большие различия между величинами N э и N р . По - видимому , в эти периоды имеет место заметное отклонение условий от фотохимического равновесия .
Отмеченное хорошее согласие расчетов с экспе риментом , наблюдающееся в разные сезоны при раз -

N ·104, см -3
июнь 2003, 2007 гг .

Высотные профили N ( h ) для трех месяцев 2003 и 2006 г .: апреля , июня и октября . Эксперимент ( кривая 1) – 2003 г . Расчет по модели ( кривая 2) – 2003 г . Эксперимент ( кри вая 3) – 2006 г . Расчет по модели ( кривая 4) – 2006 г . Эти обозначения относятся ко всем трем месяцам .
личных условиях солнечной активности и геомаг нитной возмущенности , говорит о достаточно высо кой прогностической ценности обсуждаемой моде ли . В целом можно констатировать оптимальную структуру базового уравнения регрессии модели . Отмеченные различия между величинами N э и N р в значительной мере могут быть обусловлены отличи ем газового состава в конкретных условиях от его описания рабочей моделью МСИС -86. При этом согласие расчетов с экспериментом в разнообразных гео - и гелиофизических условиях обязано качествам используемой модели термосферы .
Все изложенное дает основания заключить , что об суждаемая модель ионосферы может использоваться для оценок отклонений от модельного описания ха рактеристик газового состава в конкретных условиях .